Банкам - инвестиции, стране - рейтинг
Банкам - инвестиции, стране - рейтинг
В минувший четверг, 15 июня, Президент провел совещание по вопросам наращивания ресурсной базы государственных банков и привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор. На совещании было объявлено о принятии целого ряда важных решений, которые могут иметь значительные последствия. Нужны инвестиции Одной из главных тем совещания стала проблема привлечения внешних инвестиций в банковский сектор. Доля привлеченных средств от резидентов в ресурсной базе банков на 1 апреля текущего года составила почти 70%, а от нерезидентов - меньше 9%. В связи с этим Президент подчеркнул очевидность того, что данный источник пополнения ресурсов банков используется недостаточно. Александр Лукашенко заявил о необходимости в полной мере задействовать все источники роста ресурсов банков - как внутренние, так и внешние. При этом нужно учитывать, что в соответствии с Концепцией развития банковской системы Беларуси объем ресурсной базы банковского сектора за 2006-2010 гг. должен увеличиться в 2,7 раза: объем внутренних инвестиций должен возрасти в 2,6 раза, внешних - в 3,3 раза. При этом на совещании были рассмотрены и поддержаны Президентом конкретные предложения правительства и Нацбанка по формированию благоприятной инвестиционной среды для зарубежных инвесторов и привлечению иностранных кредитов. Так, по решению главы государства будет отменена квота присутствия иностранного капитала в совокупном уставном фонде банков нашей страны. На сегодня она составляет 25%. Уровень иностранных инвестиций в банковский сектор Беларуси является наименьшим среди сопредельных стран Восточной Европы - 9,3%. Например, в России аналогичный показатель достиг 11,2%, в Украине - 19,5%, Польше - 64%, Литве- 86%. В течение последних двух лет в банковский сектор страны не пришел ни один стратегический инвестор. Объемы дополнительных вложений нерезидентов в уставные фонды банков в этот период были относительно невелики и составили 10,6 млн. USD, 3,1 млн. EUR и 2,8 млрд. Br. Также было принято решение о том, что в отношении банковской системы перестанет действовать институт "золотой акции". Стоит отметить, что в истории функционирования национального банковского сектора практика применения права "золотой акции" отсутствовала. Тем не менее сама возможность ее применения отпугивала стратегических инвесторов. Без рейтинга тяжело Значительно более важной является проблема отсутствия у Беларуси суверенного кредитного рейтинга. Хотя целесообразность данного шага по-прежнему не находила однозначной поддержки в органах госуправления. По предварительной оценке Нацбанка, рейтинг страны находится в пределах "В-/В+". Хотя участниками совещания высказывались опасения, что наша страна едва ли сможет сразу получить достаточно высокий рейтинг. Исходя из опыта соседей, международные рейтинговые агентства обычно занижают значение первоначально присваиваемого рейтинга. Однако, как заверил П.Прокопович, при развитии экономики страны такими же темпами низкий рейтинг можно будет поднять до приемлемого уровня в течение пяти лет. И действительно, для инвесторов важное значение имеет не только значение рейтинга, но и его динамика. В этом плане важно понимать, что получение рейтинга не является самоцелью. Президент поручил приступить к оформлению заявки на получение Беларусью суверенного кредитного рейтинга. Как сообщает пресс-служба главы государства, процедура рассмотрения заявки занимает 4-5 месяцев, поэтому есть вероятность, что Беларусь получит кредитный рейтинг до конца 2006 г. Однако в первую очередь, отметил глава государства, нужно провести подробные переговоры с рейтинговым агентством, чтобы риск получения заниженного рейтинга был сведен к минимуму. По имеющимся данным, начать процедуру присвоения рейтинга планируется до получения отчета последней миссии МВФ. Разумеется, при этом Нацбанк и правительство рассчитывают, что в целом этот отчет будет содержать положительные характеристики. Пока же правительство обратится в адрес рейтинговых агентств с письмом, излагающим намерение Республики Беларусь начать процедуру присвоения суверенного кредитного рейтинга, а также с просьбой предоставить информацию об условиях, сроках и стоимости услуг, оказываемых рейтинговыми агентствами. Одновременно продолжатся ранее прерванные переговоры с банком BNPParibas по заключению соглашений об оказании данным банком услуг финансового консультанта по вопросам присвоения рейтинга и организации выпуска государственных еврооблигаций. Госпредприятие в госбанк Примечательно, что "под разговоры" о важности создания действительно равных условий для деятельности в стране всех банков был заслушан отчет о выполнении Нацбанком и правительством поручений Президента о переводе до 1 января 2006 г. счетов государственных предприятий из коммерческих в государственные банки. При этом было отмечено, что установленные сроки были нарушены 107 предприятиями, за что их руководители привлечены к ответственности. Правда, в настоящее время практически все предприятия уже осуществили переход на обслуживание в госбанки. Напомним, что процесс перевода госпредприятий из частных банков начался еще в конце 2003г. В последнее время этот вопрос решался путем открытия ими вторых (расчетных) счетов в нацвалюте в госбанках. Так, на 1мая 2006 г. такие счета открыли 148 предприятий, остаток средств на них составил 68,7 млрд. Br. Для сравнения: остаток средств на счетах госпредприятий в негосударственных банках на начало мая был равен 18,6 млрд. Br. За январь-апрель 2006г. начисление денежных средств на вторые текущие (расчетные) счета составило 3,7 трлн. Br, а на первые - 1,6 трлн. Br, или в 2,3 раза меньше. Однако проведенная работа выявила и ряд проблем. И дело не только в настороженной реакции иностранных инвесторов и кредиторов к этому процессу. Во-первых, остатки на счетах госпредприятий представляют собой изменчивые пассивы. Так, в январе-апреле 2006 г. в госбанках остатки на счетах госпредприятий в нацвалюте снизились на 131,6 млрд. Br, или на 13,6 %, став основным фактором сжатия ресурсной базы указанных банков. Во-вторых, несмотря на концентрацию средств госпредприятий, их удельный вес в ресурсной базе госбанков остается практически на неизменном уровне (в национальной валюте на 1.01.2005 - 5,9% и на 1.05.2006- 7,2%). В-третьих, государственные предприятия относятся, как правило, к "кредитоемким" субъектам хозяйствования, то есть остатки на их счетах ниже объема кредитной задолженности. Например, на 1.01.2006 г. на 1привлеченный от госпредприятий рубль приходилось почти 2рубля выданных им кредитов. К 1мая это соотношение стало 1 к 2,5. Таким образом, у банков в результате перевода счетов госпредприятий реально возросли и обязательства по кредитованию данных предприятий. В результате было принято решение разрешить госпредприятиям открывать расчетные счета в негосударственных банках, которые внедрили "зарплатные" проекты с использованием пластиковых карточек и осуществляющих кредитование инвестпроектов, программ и бизнес-планов развития при недостатке средств на эти цели в госбанках. Жилищный вопрос решат облигации На совещании также рассмотрели вопрос предоставления всем банкам, имеющим лицензию на работу с населением, права принимать от физических лиц в качестве залога за кредит земельные участки. В настоящее время таким правом обладают только восемь банков. Еще одно важное решение, принятое Президентом на совещании, - согласие рассмотреть указ о привлечении денежных средств для кредитования жилищного строительства в Беларуси. Как пояснил Петр Прокопович, благодаря такому указу уже в ближайшее время не льготные, а обычные кредиты банков могут стать главной финансовой составляющей в строительстве жилья. К концу нынешней пятилетки их будут получать большинство граждан, и за счет этого планируется строить не менее 50% жилья в стране. В соответствии с указом банки получат возможность выпускать ценные бумаги, которые обеспечены хорошей ликвидностью: строящимся или уже построенным жильем. Банки смогут выпускать облигации в объеме 70% от ранее выданных кредитов. Кроме того, доходы от приобретения этих облигаций не будут облагаться налогами. Будет разработан нормативный документ, регламентирующий порядок выпуска, обращения и погашения вышеуказанных облигаций. Предполагается, что в соответствии с возложенными функциями Нацбанк при соблюдении банками норм законодательства будет выдавать согласие на выпуск облигаций. Обращение облигаций будет осуществляться через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа",. Облигации, выпущенные банками, будут включены в Ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Нацбанком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов, что позволит расширить возможности банков по рефинансированию в Нацбанке. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В минувший четверг, 15 июня, Президент провел совещание по вопросам наращивания ресурсной базы государственных банков и привлечения иностранных инвест
|
|