А курочка-то не простая
А курочка-то не простая
Куриное мясо в обозримом будущем вполне может занять львиную долю внутреннего мясного рынка страны — продукт недорогой, вкусный, его производство не требует огромных затрат, и главное — экспортировать курятину, в отличие от свинины и говядины, совершенно невыгодно. Марина КУЛИКОВА Пример самого успешного белорусского производителя куриного мяса в стране — АПК “Дзержинский”, который 2 августа посетила группа журналистов, убедительно доказывает, что подобные производства высокорентабельны именно потому, что ориентированы исключительно на внутренний рынок. Свинина и говядина небогатым в основной своей массе белорусам зачастую не по карману, да и основной потребитель отечественной продукции — Россия — просто завален дешевым куриным мясом, поэтому производителям ничего не остается, как наполнять внутренний рынок. Так, проектная мощность Дзержинской бройлерной фабрики образца 1979 года (времени ее создания) была рассчитана на выпуск 5 тыс. т продукции в год, однако в 2004 году фабрика выпускала уже 12 тыс. т продукции, в этом году планируется выпустить 21 тыс. т, а в 2008 году — 30 тыс. т. При этом ассортимент расходится главным образом в Минске и в основном через сеть фирменных магазинов. “Через фирменную торговлю нам работать выгоднее, — считает генеральный директор предприятия Семен Шапиро. — И деньги оборачиваются быстрее, и торговая наценка ниже, а значит, мы можем продавать продукцию дешевле”. Только в прошлом году фирменные магазины принесли предприятию примерно 2,7 млрд. BYR прибыли, средняя рентабельность торговли — 6-7%. Продукция пользуется повышенным спросом, а недавно даже обнаружилось, что под брендом “фабрики здоровья” (так себя позиционирует АПК “Дзержинский”) продается поддельная продукция. Причем появились даже куриные яйца, якобы произведенные на предприятии, хотя этого просто не может быть — фабрика выращивает на промышленной основе только бройлерную птицу. Такая популярность куриного мяса и продуктов из него объясняется не только доступными ценами и широким ассортиментом (АПК “Дзержинский” выпускает 240 видов продукции), но и, думается, конъюнктурой на внешнем рынке. В свое время Беларусь ввела пошлину на ввоз дешевой курятины из-за рубежа, а вот Россия открыла рынок для “ножек Буша”. Заграничный продукт, конечно, не отличается высоким качеством и подвергается глубокой заморозке, но зато стоит дешево. В результате Россия играет на уровне цен и хочет покупать белорусскую продукцию по себестоимости, а лучше — еще дешевле. Поэтому в этом году АПК “Дзержинский” вообще не сделал ни одной поставки на экспорт. В то же время россияне готовы платить неплохие деньги за белорусскую свинину и говядину. Вполне логично предположить, что мясокомбинаты негласно переориентированы на работу на экспорт, а птицефабрики успешно покрывают потребности внутреннего рынка. Впрочем, задание по наращиванию экспорта для птицефабрик пока не отменили, хотя они и позволяют себе сознательно его не выполнять. В любом случае для производителей куриного мяса ситуация сложилась благоприятная. Рентабельность растет, прибыль год от года увеличивается. Тот же АПК “Дзержинский” в прошлом году вложил порядка 20 млрд. BYR в обновление основных фондов и в помощь присоединенным в 2004 году к птицефабрике трем убыточным сельскохозяйственных предприятий. Кстати, присоединенное к птицефабрике СПК “Пятигорье” сейчас специализируется на выращивании кормов для птицы. В итоге себестоимость куриного мяса с 2.600 BYR за килограмм в 2004 году снизилась до 2.100 BYR (в торговую сеть куры поступают по 4.000 BYR за килограмм плюс торговая надбавка до 22%). Средний вес выращенной курицы — 2,3-2,4 кг, а вес готового к продаже продукта — 1,7-1,8 кг. Если учесть, что срок откорма птицы — 40 дней (в АПК “Дзержинский” сейчас содержится более 900 тыс. кур) и на 1 кг мяса уходит максимум 2 кг корма (для говядины этот показатель — 9 кг, для свинины — 5 кг), то несложно убедиться в выгодности “куриного” бизнеса. Тем более что и народ продукцию потребляет с удовольствием, и государство пока палки в колеса не ставит. “Я считаю, что птицефабрики обладают огромным потенциалом, — поделился мнением С. Шапиро. — Мы сегодня можем сделать продукт, по вкусу не отличимый от говядины или свинины. А цена гораздо ниже”. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Куриное мясо в обозримом будущем вполне может занять львиную долю внутреннего мясного рынка страны — продукт недорогой, вкусный, его производство не т
|
|