Межгосударственный затор
Межгосударственный затор
Беларусь дешевле объехать стороной Пробка длиной 15 километров на латвийско-российской границе не стимулировала перевозчиков сделать крюк в несколько десятков километров и объехать затор через Беларусь. Ольга БИРЮКОВА Пробка на российско-латвийской границе стала объектом всеобщего внимания на прошлой неделе. В разные дни СМИ сообщали о 700, 800 или даже 1.200 груженых фур, застрявших между Латвией и Россией. К концу недели пропускная способность обоих пограничных контрольных пунктов (ПКП) была увеличена до максимума, но до ликвидации очередей все еще далеко. Большинство этих несчастных составляют польские и литовские грузоперевозчики, доля латвийских перевозчиков не превышает 20%. По данным Латвийской международной ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto, срыв сроков доставки грузов обходится компаниям до 300 EUR в сутки с машины. В многокилометровой очереди пышным цветом расцвел подпольный бизнес — ускоренное пересечение границы стоит 100 EUR . Узнав о таком повороте дел, глава пограничной охраны Латвии Гунар Даболиньш потребовал отставки Яниса Видрикиса — главы управления уголовного расследования ГУ пограничной охраны. Еще четыре чиновника-пограничника отстранены от службы. Их подозревают в соучастии в организации перехода границы “по-быстрому”. Идет проверка. Пробка от этого не “рассосалась”. Власти Латвии назвали сразу три причины случившегося: ремонт дорог в Эстонии, из-за которого поток грузов из ЕС переориентировался на Латвию, смена руководства таможни на российской стороне и нехватка в самой Латвии пунктов пропуска на границе с РФ. Их всего два — Гребнево и Терехово. Премьер-министр Латвии Айгар Калвитис, общаясь с прессой, предложил открыть третий — в Виентули, хотя бы для товаров, не подлежащих ветеринарному контролю (сейчас это пункт пропуска для легковых автомобилей). Российский посол РФ в Латвии Виктор Калюжный призвал привлечь ресурсы Евросоюза на решение таможенной проблемы. “И на создание автомагистралей европейского качества”, — добавила латвийская газета “Телеграф”. Тем временем Федеральная таможенная служба России (www.customs.ru) обвинила в пробках на латвийско-российской границе Беларусь. “Основная причина скопления большегрузных автопоездов вызвана переориентацией транспортных потоков с белорусско-российского на латвийско-российский участок границы в связи с увеличением дорожного налога и усилением транспортного контроля в Республике Беларусь. По отзывам фирм-перевозчиков, несмотря на очереди в пунктах пропуска, им выгоднее ввозить товары в Россию через Латвию”, — сказано в пресс-релизе ФТС. “Белорусскую версию” подтвердил и руководитель Latvijas аuto Валдис Трезиньш. Он добавил, что ситуацию осложняют огромное число формальностей и опасения, что грузы будут конфискованы. Белорусский Минтранс отреагировал своеобразно. Отвергнув предъявленные претензии по данному конкретному поводу, Минтранс тем не менее представил длинный перечень истинных причин острой нелюбви иноперевозчиков к белорусским трассам. “Детализация” ответа свидетельствует, что в этом ведомстве понимают, где собака зарыта. “Введение каких-либо мер ограничительного характера по проезду автомобильных транспортных средств иностранных государств по территории Республики Беларусь в 2006 году, в том числе по сборам за проезд, не предпринималось”, и, значит, повседневная деятельность белорусского Минтранса никак не могла изменить оперативную обстановку на границе, тем более — между Латвией и РФ, не без юмора отмечено в пресс-релизе этого ведомства от 17 августа. При этом Минтранс назвал 4 основных пункта, вполне достаточных для того, чтобы объезжать Беларусь стороной. На первом месте — сбор для иностранных перевозчиков, въезжающих в нашу страну по разрешениям Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) — до 150 USD за “удовольствие” поездить по белорусским дорогам. “Беларусь является единственной страной — участницей ЕКМТ, применяющей такой сбор”, — откровенно признались в Минтрансе. 28 июля этого года в Администрацию президента РБ внесен проект Указа “О ставках сбора и условиях проезда транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ”, в котором предлагается отменить эти сборы. Тем более что это новшество позволит решить и проблему польского “компенсирующего” сбора для белорусских перевозчиков — 74 USD за каждый въезд, надеются в Минтрансе. Кроме того, в Беларуси существует обширный перечень товаров, транзит которых возможен только при условии их сопровождения под конвоем органов внутренних дел. Так, Декретом президента РБ № 11 от 9 сентября 2005 года установлено 262 наименования кодов товаров, перевозка которых подлежит обязательному сопровождению подразделениями органов внутренних дел. Сейчас Министерство по налогам и сборам рассматривает предложение белорусского таможенного комитета о сокращении списка товаров, требующих сопровождения. “Такое решение позволит исключить обязательное сопровождение определенного объема спиртосодержащих товаров и создаст предпосылки для улучшения условий работы перевозчиков”, — считают в Минтрансе. Третьей причиной “нелюбви к Беларуси” Минтранс назвал “недостаточное количество разрешений на проезд по территории Республики Беларусь для польских и литовских перевозчиков” и, наконец, четвертой — дороговизну белорусских дорог. По данным Минтранса, за январь — июль 2006 г. на границе было приобретено 4.090 разрешений по 150 USD за каждое плюс по 120 USD — за проезд по автомобильным дорогам общего пользования и 100 USD — за проезд по платной дороге М1/Е30. “Следовательно, гораздо большее количество польских перевозчиков во избежание уплаты указанных платежей спланировали свои маршруты движения в объезд Беларуси”, — заключили в Минтрансе. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пробка длиной 15 километров на латвийско-российской границе не стимулировала перевозчиков сделать крюк в несколько десятков километров и объехать зат
|
|