Под «крылом» государстваКонечно, «погоды» 12,5 тыс. ИП, имеющих лицензии на право осуществления торговой деятельности, не делают — обороты не те. И все же вклад «индивидуалов» в рост объемов товарооборота области заметен. Заместитель начальника управления торговли и бытовых услуг облисполкома Богдан Гриневецкий так оценивает их роль: — Правительство ежегодно доводит до областных администраций, а те, в свою очередь, до городских и районных объемы реализации т.н. квотируемых товаров. Квоты распределяются по торговым организациям различных форм собственности — государственной, кооперативной, частной и т. д. Так вот, на Гродненщине в последние год-два к этому делу стали активно подключаться и предприниматели. Поставляется такая продукция через областные оптовые базы — их у нас 6. Предприниматели заключают с оптовиками договоры на реализацию, и это выгодно обеим сторонам. Нам — потому что «индивидуалы», работающие в самой «гуще народа» (а рыночная торговля в области, хотя в последнее время несколько и сократилась, всегда была хорошо развита), помогают насытить рынок отечественной продукцией, им — получить дополнительный доход: опт получает такую продукцию по цене предприятий-изготовителей, более того — с предоставлением скидок в зависимости от различных условий (в т.ч. объемов поставок). Расходы по ее доставке до продавца базы также берут на себя, следовательно, у ИП больше шансов продать такой товар по самой доступной цене. По свидетельству Б. С. Гриневецкого, в нынешнем году почти на треть увеличилось число предпринимателей, заключивших подобные соглашения с базой «Обувьторг», почти на столько же — с «Торгодеждой» (особенно хорошо «идут» у ИП чулочно-носочные изделия и бельевой трикотаж). Так что и их заслуга есть в том, что в январе-августе областная торговля превзошла в сопоставимых ценах прогнозный показатель по росту «розницы» к уровню соответствующего периода 2005 г. (8%) на 17,7% (к слову, в целом по республике этот показатель составил 17,2%). Больше, нежели в других областях, продано здесь товаров и на душу населения — на 1901,8 тыс. Br (больше только в г. Минске, но на то она и столица). В области более 80% магазинов теперь принадлежат частникам или имеют смешанную форму собственности. «Хотя по большому счету, — рассказывает Б.Гриневецкий, — для нас как органа государственного управления нет разницы в том, частная это торговля или государственная. Работали бы они с соблюдением всех предусмотренных законодательством процедур и правил — это главное. Есть, например, у нас замечательный продовольственный магазин, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Виктору Бартошевичу, но есть и государственное торговое предприятие «Лимож», названное так в честь французского побратима Гродно. Побольше бы таких торговых точек!». Благоустроенное здание «Лиможа» находится не в центре города, но едут в него со всех уголков областного центра. «Изюминкой» является кондитерский цех, где по инициативе энергичной «директрисы» Светланы Головневой еще в прошлом году была налажена выпечка пирогов 35 наименований, а также булочек, бисквитов и других изделий (всего 70 позиций). Ежедневно цех выдает «на-гора» до 500 кг такой продукции. Выручка от продажи кондитерских изделий в августе превысила 85 млн. Br. Как и в других торговых организациях области, предпочтение в «Лиможе» отдается товарам отечественного производства: лозунг «Купляйце беларускае!» здесь приветствуют. Однако при всей жесткости областной, районных и городских вертикалей за его конкретным воплощением в жизнь право решать, что именно будет выложено на прилавке, предоставлено руководителю организации. Ведь не выставишь в сельмаге все производимые в республике сорта пива, не развесишь модные пиджаки-блузки Единственное условие — того же пива должно быть не менее, скажем, 20, 10 или 5 наименований — «квота» каждой торговой точки зависит от ее площади и товарооборота. Хорошо это или плохо — сказать трудно. С одной стороны, патриотично поддерживать отечественных, тем более местных производителей, с другой — не ущемляется ли тем самым право потребителя на приобретение «своего» товара? По итогам работы в январе-июле с 47 до 34, или на 27,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократилось количество убыточных торговых организаций. Соответственно их удельный вес снизился с 19,0% до 13,8%. На этом фоне досадной опечаткой кажется информация о том, что чистая прибыль, полученная организациями торговли и общественного питания, составила за январь-июль только 61,1% от прошлогоднего уровня. — И тем не менее это так, — вздыхает Б.Гриневецкий.- Чистый убыток областной торговли за 7 мес. возрос на 4,5 млрд. Br, или в 4 раза. Подвели в основном филиал № 5 иностранного унитарного частного производственно-торгового предприятия «Лукойл-Белоруссия» Лукойл-интернешнл ГМБХ, ОАО «Дятловская экспортно-сортировочная льнобаза» и ЗАО «Гродноторгсервис», на долю которых пришлось 83% убытка. Основной причиной «конфуза» филиала является заведомо убыточная (по фиксированным розничным ценам, установленным концерном «Белнефтехим») реализация выработанных из собственного сырья нефтепродуктов, а льнобазы — несоответствие экспортных цен на отгружаемое льноволокно внутренним закупочным ценам. Зато рентабельно сработала торговля коммунальной формы собственности и с долей государства в уставных фондах, где прибыль от реализации по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. выросла в 2,2 раза, а чистая — в 5,3 раза. Материалы полосы подготовили Михаил ЗАЛЕССКИЙ и Федор ЗАЯЦ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конечно, «погоды» 12,5 тыс. ИП, имеющих лицензии на право осуществления торговой деятельности, не делают — обороты не те. И все же вклад «индивидуалов
|
|