Лет двадцать назад любой горожанин, не задумываясь, назвал бы профессию вагоновожатой или водителя троллейбуса сугубо женской в отличие от водителя автобуса. Но с тех пор многое изменилось, и, возможно, в ближайшие годы мужчины потеснят слабый пол на электротранспорте
В первой половине прошлого века женщины решительно начали вторгаться во многие сферы деятельности, считавшиеся традиционно мужскими. Эмансипированные, не желающие считать себя слабыми, представительницы прекрасной половины человечества захотели попробовать свои силы в сложных профессиях. Так было и у нас в советские времена. Женщины-трактористки, шахтеры, монтажницы-высотницы - вот только несколько родов деятельности, в которых, кажется нам сейчас, хрупким от природы созданиям делать нечего…
Но водитель общественного транспорта в сознании наших сограждан - другое дело. Ведь еще недавно именно женщины составляли основу водительского состава столичного наземного электротранспорта - 90-95 процентов. Однако сегодня среди рулевых трамваев и троллейбусов их чуть больше 35 процентов: списочная численность водителей составляет 2.351 человек, из них 826 женщин.
Почему же в прежние годы водить троллейбусы и трамваи было, как правило, уделом женщин, а автобусы - мужчин? И чем вызваны сегодняшние изменения? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, корреспондент «МК» столкнулась с разными мнениями.
Машины, послушные дамам
Заместитель генерального директора КУП «Минсктранс» Владимир Конопченко считает, что источник «любви» женщин к электротранспорту в том, что такой машиной проще управлять, чем автобусом.
- Почему женщины по возможности выбирают легковые автомобили с автоматической коробкой передач? - рассуждает Владимир Николаевич. - Потому что физически тяжело жать на газ, тормоз, сцепление, да еще орудовать рычагом переключения передач. В трамвае, троллейбусе нет сцепления, как нет и рычага. Так что эти виды транспорта в управлении гораздо проще, чем автобус, поэтому слабому полу легче на них работать.
Сегодня, правда, парк пассажирского автотранспорта активно пополняется автобусами с автоматической коробкой передач. Но, видимо, в силу традиций, претендентов на управление ими среди прекрасного пола нет.
А вот троллейбусы и трамваи долгие годы водили в Минске именно женщины. Но можно предположить, что это просто исторически сложившаяся традиция.
Вот что рассказал корреспонденту «МК» заместитель директора трамвайного парка по эксплуатации Анатолий Лапко:
- У нас есть фотографии с курсов подготовки водителей трамваев 40-50-х годов, почти все запечатленные на них курсанты - представительницы прекрасного пола. В 1982 году, когда я приехал в Минск, вагоновожатыми здесь были по-прежнему женщины. А вот в Казахстане, где мне довелось работать в 70-е, трамваи водили только мужчины. Кстати, в Москве и Санкт-Петербурге это тоже считается в основном мужской профессией.
К слову, из 350 вагоновожатых в минском трамвайном парке лишь 27 мужчин. Видимо, силен еще старый стереотип о том, что не мужское это дело - трамваями управлять.
Но женское ли это дело?
Если подойти к теме с другой стороны, водитель троллейбуса и трамвая - отнюдь не дамская профессия. Так считают многие транспортники, и это не дискриминация. Труд водителей пассажирского транспорта очень тяжел. Не случайно они уходят на пенсию на пять лет раньше, чем представители других профессий. Один из самых непростых моментов - режим работы.
- Начинается смена в пять - начале шестого утра, - рассказывает Конопченко. - Значит, в четыре часа утра нужно выехать на дежурном автобусе из дома, то есть где-то в три встать. А со второй смены водители возвращаются в час - пол-второго ночи. Это, на мой взгляд, против женского естества. Женщина должна ребенка из школы встретить, пообщаться с ним, с мужем, домашние дела сделать. Правда, тем, у кого малолетние дети, в парках стараются предоставлять среднюю смену. Но претендентов на нее обычно оказывается больше, чем мы можем предложить.
Кроме режима, нужно отметить, что эта работа - стрессовая. Не у каждого выдерживают нервы и психика: осознание ответственности за сохранность жизни и здоровья почти сотни человек, находящихся в салоне, не всем даются легко. Но, как ни странно, женщины оказываются более стойкими. Проходят они медкомиссию, как и мужчины, раз в три года. Но, по свидетельствам медиков, большинство из них более внимательно относятся к своему здоровью.
Между прочим, текучесть кадров на электротранспорте всегда была меньше, чем на пассажирском автотранспорте. Специалисты уверены, что это было связано как раз с преобладанием женщин среди водителей электрических машин. Ну и еще одна причина: «автобусники» могут применить свои навыки на других видах автотранспорта, а бывшим водителям трамваев и троллейбусов сделать это негде.
Но, так или иначе, в новом веке в водительской профессии многое стало по-другому. Женщин за баранкой автобусов мы вряд ли скоро увидим, а вот мужчин в кабинах троллейбусов и трамваев с каждым годом, наверняка, будет все больше.
Владимир Конопченко помнит единственный случай пятилетней давности, когда женщина хотела устроиться водителем автобуса. Даже отец ее приходил просить за дочь, мол, это мечта всей ее жизни. На предприятии ей предложили сходить в автобусный парк и поближе познакомиться с предметом мечты. Увидев, что это совсем не так романтично, как она предполагала - физически тяжело управлять машиной, да еще особый режим работы, девушка отказалась.
Представительниц прекрасного пола и помимо этого есть за что ценить в работе. С одной стороны, конечно, руководители всех предприятий и организаций неизбежно сталкиваются с некоторыми «женскими проблемами». Это декретные отпуска, больничные по уходу за детьми, предоставление дополнительного выходного матерям, одним воспитывающим двух и более детей… Но, с другой стороны, транспортники признают, что женщины зачастую более ответственны, более основательны и дисциплинированны, чем мужчины. Они обычно привязываются к коллективу, привыкают к условиям, которые им предлагают. Когда втягиваются в работу, то, как правило, трудятся много лет, вплоть до пенсии.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.