«КУПЕЧЕСКОЕ КРУЖЕВО» И «КОТТЕДЖНЫЙ ГЛАМУР»
«Купеческое кружево» и «коттеджный гламур»
элитного жилья Ася КАЛИТИНА http://www.belgazeta.by/20061106.44/080303251 Модное архитектурное течение, с легкой руки английских дизайнеров получившее название «новая жизнь в старом панцире», когда старые фабричные и заводские здания переоборудуют под элитные жилые квартиры (с сохранением элементов промышленной архитектуры, специфических перекрытий, фрагментов металлоконструкций или дизайна), захватило умы российских архитекторов. В Москве обсуждается несколько проектов реконструкции фабрик под жилые дома класса «люкс». В Беларуси подобные идеи, утверждает архитектор Леонтий Зданевич, также звучат, но на его взгляд, «неперспективны». Корреспонденту «БелГазеты» Зданевич рассказал, почему в нашей стране невозможно элитное жилье «в фабричном панцире», какие дома на самом деле можно называть элитными, кто в Беларуси формирует архитектурную моду, а также что такое «коттеджный гламур». - Вы считаете идею реконструкции фабрик под жилые дома класса «люкс» в Беларуси неперспективной… - Да, и могу объяснить почему. Я только что вернулся из Бельгии, где немало капитальных сооружений построено по совершенно иным принципам, чем наши предприятия. Наши фабричные здания советского периода сделаны по временным технологиям: в лучшем случае мы будем иметь дело со сборным железобетоном, неказистыми формами и ужасными оконными конструкциями… Я не припомню ни одного предприятия, которое имело бы потенциал с точки зрения реконструкции (а у меня немалый опыт реконструкции объектов). Но даже если бы они были, стоит вспомнить, что 1 кв.м реконструированного объекта обойдется в несколько раз дороже, чем «квадрат» отстроенного с нуля здания. Даже бельгийцы несут колоссальные муниципальные затраты, но они идут на это, потому что фабрики представляют собой исторические и архитектурные памятники. - Для нас элитное жилье по-прежнему ограничивается коттеджами? - Наша культура уже сформировала свои критерии элитности и свои штампы. В силу специфического исторического развития (в 1917г. была очень жестоко прервана преемственность поколений) наши люди не имели возможности строить свои дома, и в лучшем случае они получали «коробочку», а в худшем - доживали жизнь, так и не дождавшись очереди на квартиру. И вдруг спустя многие десятилетия у них появилась возможность самовыражения. Взрывное, протестное, оно вылилось в страннейшие постройки, вместившие в себя все, что когда-либо видели… Сегодня элитность во многом определяет чиновничья элита, национальная интеллигенция в формировании критериев элитности, по понятным причинам, не участвует. Например, сейчас пошла мода на цилиндрованный брус. Почему? Потому что чиновники это любят, это им понятно и доступно: таким брусом обшиты стены в тех самых санаториях, где мы с вами не бываем. Это образец элитного дома для них. Тон задает и Москва. В моде купеческий стиль, сформированный в Подмосковье, на Рублевке людьми с низкой культурой и большими деньгами. Естественно, тут происходит какое-то преломление идей, потому что карман у белоруса тоньше, чем у россиянина, но критерии ценностей идентичны: элитность формирует количество декора, «купеческих завитушек» и размеры. Поэтому вы почти не увидите у нас зданий, выполненных по принципам функционализма, конструктивизма, технологического и инженерного совершенства, и главное - гармоничных в ландшафте. - Насколько «купеческое кружево» и изразцы могут влиять на стоимость элитного жилья? - Порой значительно. Составляющая затрат на отделку в разы выше стоимости «коробки». Но ведь подлинные архитектурные достоинства объектов и элитность определяются не этим. - А чем же? - Пространственной, функциональной и технологической организацией. Тем, как дом внедряется в ландшафт. Мои критерии элитности сильно расходятся с общепринятыми: я приверженец европейских подходов: минимализма, функционализма, демократизма архитектуры и полного отсутствия демонстрации крутизны. При этом я совершенно не отрицаю модные тенденции, в том числе гламурные. - Каким образом привносят гламур в коттеджное строительство? - Предлагая яркие, пестрые, бутафорские решения как в отделке, так и в декоре. - Т.е. «купеческое кружево»? - Отнюдь! В основе цивилизованной европейской архитектуры (даже гламурной) лежит минимализм и рационализм. Дом должен быть органичен в среде, в нем должно быть интересное пространство, игра света. Он не должен нести в себе однажды сформированный и законченный образ. Дом должен жить вместе с человеком, развиваться вместе с ним. Чем меньше законченности в пространстве, чем меньше несет конкретности архитектурный образ, чем меньше он давит на человека и чем больше раскрепощает, тем лучше эта архитектура. Хорошее решение, зачастую дешевое и простое. - В сознании обывателей элитность и экономия - понятия прямо противоположные… - Но это не так! Например, при грамотном подходе кв. м частного коттеджа сегодня может стоить Br1 млн. - Какое значение в определении элитности жилья имеет размер коттеджа? - Нельзя сказать, что размеры не имеют значения. Но имеет значение и качество архитектурного решения: я могу сделать огромную гостиную и насытить ее непропорциональными элементами мебели, дизайна, закрыть от внешней среды… И результат будет ужасным. Я также могу сделать небольшую гостиную, раскрыть ее на террасу и включить в жизнь пространство экстерьера. Таким образом я сэкономлю внутреннее пространство и одновременно создам интересную среду. Есть категория заказчиков, для которых демонстрационный фактор («А у меня гостиная больше!» ) имеет определяющее значение. Но с каждым годом их становится все меньше. Если раньше критерием крутизны для заказчика выступал размер санузлов (не менее 25 м), то сегодня они рассказывают мне, как во Франции и Германии экономят воду, и, помывшись, затем в этой же воде стирают. И мы к этому тоже придем. Экономичность и экологичность как признаки высокой культуры будут определять элитность. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Модное архитектурное течение, с легкой руки английских дизайнеров получившее название «новая жизнь в старом панцире», когда старые фабричные и заводск
|
|