СЕМАНТИЧЕСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ
Семантическая шизофрения
Две трети белорусов думают, что у нас идут рыночные реформы Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20061204.48/040190241 Исследовательский центр ИПМ провел опрос о ценностных установках и отношении к реформам белорусов. Многие выводы позволяют абсолютно по-иному взглянуть на наших соотечественников. В условиях, когда власти открыто декларируют приверженность социалистическим практикам, 66% людей считает, что в РБ проводятся рыночные реформы. Еще 60% одобряет проводимую экономическую политику. РЫНОК - ЭТО ТО, ЧТО Я ХОЧУ Понять, что такое «рыночные реформы», белорусам трудно. Учились они по советским программам и учебникам. Получают информацию из госСМИ. Погружены в рутинную работу и обыкновенное выживание. Им некогда думать о высоких материях, разбираться в тонкостях смысловых различий между рынком, капитализмом, демократией и рыночными реформами. За покупками белорусы ходят на рынки, в магазины и торговые центры. Скоро уже более половины семей будут иметь автомобили. Им никто не запрещает выезжать за рубеж, пользоваться Интернетом, получать из-за границы денежные переводы или посылки от родственников. О продуктовом или товарном голоде люди давно забыли. Зарплаты повышают. Пенсии платят вовремя. Всего этого достаточно, чтобы 60% белорусов считали, что в стране идут рыночные реформы. Столько же респондентов поддерживают утверждение, что «в странах с рыночной экономикой уровень жизни, как правило, выше, чем в странах со значительным вмешательством государства в экономику». С этим не согласна треть сельского и 31% городского населения. Даже в Минске немало людей, считающих, что в системе тотального распределения жить лучше. Понятно, что молодежь, которая больше путешествует, пользуется Интернетом и не помнит старых добрых времен, чаще выступает за рынок. Тем не менее 34-26% ностальгирующих респондентов - это очень много. С другой стороны, если учесть, что эти молодые люди не особо напрягают себя интеллектуальными дилеммами и жуют поп-культуру пополам с продуктами госСМИ, в этом нет ничего удивительного. В возрасте 55-64 года 32% считают рыночные экономики более зажиточными, старше 65 - аж 49%. Тот факт, что более двух третей белорусов не выезжают за пределы страны (за последние 5 лет лишь треть побывала на Украине или в России), тоже объясняет, почему наши соотечественники именно так относятся к рынку и реформам. Таблица НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНОДУШИЕ Как показало исследование ИПМ, с идеологическими клише у наших властей все получилось: 72% населения согласно с утверждением, что «в Беларуси проводится социально ориентированная экономическая политика». При этом разница во мнениях между городским и сельским населением минимальна: 76% сельского населения и 72% городского (70% - Минск). Как утверждает эксперт Елена Ракова, «верят в это и молодые (67% в возрасте до 35 лет), и пожилые ((86% после 55 лет), богатые и бедные… 77% из тех, кто занят в госсекторе, и 62% из тех, кто работает в частном секторе ». Использование идеологических и информационных продуктов госСМИ и занятость на госпредприятии - два главных фактора, объясняющих разницу в отношении к рынку, реформам, с одной стороны, и нашему прошлому, с другой. Согласно опросу, почти половина населения (46%) доверяет белорусскому ТВ, 30% - российскому и 32% - белорусскому радио. «Госгазеты и журналы пользуются доверием у 26% респондентов, в то время как негосударственные - у 9%. Интернету доверяет 10% населения, при том, что из них только 8% пользуется им каждый день, 6% - 2-3 раза в неделю, 5% - раз в неделю, а 50% населения не пользуется вообще». 17% белорусов до сих пор не знает, что такое Интернет. В таком информационном поле и происходит формирование отношения белорусов к политическим и экономическим явлениям. НЕСОКРУШИМЫЙ ОПТИМИЗМ Белорусы с оптимизмом смотрят в будущее. Большинство из них не чувствует страха ни перед российской нефтегазовой атакой, ни перед кознями Запада. Пессимистов у нас менее 20%, в то время как большинство ожидает либо дальнейшего роста, либо отсутствия изменений. При этом рост и своего материального благополучия, и экономики страны население связывает с проводимой экономической политикой. Исследовательский центр ИПМ выяснил, что «лишь 25% из тех, кто ожидает улучшения своего материального положения, не одобряет проводимую экономическую политику, в то время как 60% тех, кто ожидает ухудшения, ее одобряют». Как эти люди будут реагировать на новые тарифы на ЖКУ, на рост цен и снижение покупательной способности рубля, можно только гадать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Исследовательский центр ИПМ провел опрос о ценностных установках и отношении к реформам белорусов. Многие выводы позволяют абсолютно по-иному взглянут |
|