СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Секреты эффектного бюджетирования
Команды «отбой» не поступало Ярослав РОМАНЧУК http://www.belgazeta.by/20061218.50/040200241 Принятый ПП НС закон о бюджете на 2007г. может войти в историю Беларуси как документ, которому сразу же после его подписания потребуется глубокая ревизия. Переделывать надо будет как доходную, так и расходную части бюджета. Рассчитывать на 9-процентный рост ВВП, минимальную девальвацию рубля (на 0,7%) к доллару США, сохранение инфляции на уровне 7% в год в контексте новых цен на газ и схем поставок сырой нефти - это перепутать реальную жизнь с миром Гарри Поттера. Минфин верстал консолидированный бюджет на 2007г., не имея полномочий или смелости прогнозировать пессимистические сценарии развития экономики. Программу третьей пятилетки на 2006-10гг. никто не отменял. Приказов готовиться к новой топливно-энергетической реальности от главы государства не поступало. Поэтому министр финансов сотоварищи решили не искушать судьбу и не бежать впереди паровоза. ДОХОДНОЕ МЕСТО Минфин неадекватно отреагировал на тот факт, что второй год подряд Беларусь имеет самую плохую налоговую систему в мире. Предложенные налоговые послабления сделаны скорее для того, чтобы поставить галочку в отчете и отчитаться главе государства о налоговой реформе. Отменили чрезвычайный налог: в 2005г. по нему бюджет получил Br402 млрд., в 2006г. планируется Br 480 млрд. Закон о бюджете сверстан без налога на доходы в виде дивидендов, которые включены в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. В 2005г. налоги на доходы дали бюджету Br327 млрд., в 2006г. планируется Br161 млрд., в 2007г. - Br76,8 млрд. Вроде бы небольшое снижение, но из-за специфики учета прибыли и подключения банков и страховых организаций к общему порядку уплаты данного платежа, налоговые поступления по этому налогу, как запланировал Минфин, вырастут в 2007г. на 34,3%. Оснований для взрывного роста эффективности коммерческих организаций (внедрение новых технологий, реструктуризация, энергосбережение), т.е. для роста объема прибыли, нет. Значит, ужесточатся правила расчетов прибыли, чтобы предприятия платили больше. В 2005г. по налогу на прибыль бюджет получил Br2377 млрд., в 2006г. - прогноз на Br 2900 млрд., а в 2007г. - Br3897млрд. Эти поступления с лихвой перекрывают потери из-за отмены мелких налогов и сборов. Хорошо, что со следующего года сборы за таможенное оформление и акцизы будут исключены из налоговой базы при исчисления НДС при импорте. Вдобавок отменен спецналог на доходы страховых организаций и предложен их перевод на общую систему уплаты налога на прибыль; ювелирные изделия исключены из перечня подакцизных товаров. Эти послабления можно считать уступками конкретным лоббистам, но никак не признаками некоей вменяемой налоговой реформы. Индивидуальные предприниматели так и не дождались послаблений: в 2007г. Минфин планирует продлить для ИП, которые являются плательщиками единого налога и у которых не более трех наемных рабочих, условия уплаты НДС при ввозе товаров из России в фиксированной сумме. Для ИП и малого и среднего бизнеса, у которого не более ста работников, а годовая выручка Br2 млрд., обещано создать условия для перехода на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, закон о бюджете предусматривает отмену четырех мелких обязательных платежей в бюджет, объединение двух платежей в экологический налог (за производство и импорт тары и за геологоразведочные работы). При этом поступления по подоходному налогу с физлиц в 2007г. в номинальном выражении останется примерно на уровне 2006г. По сравнению же с 2004г. они выросли почти в 2 раза. Аналогичная ситуация - с подоходным налогом с доходов от предпринимательской деятельности. В 2007г. запланирован его рост на 4,9%, но все равно он составляет очень незначительную сумму - Br82,7млрд. Таблица Правительство подсчитало, что в 2007г. налоговые послабления приведут к снижению доходов консолидированного бюджета на 0,7% ВВП - на Br601,2 млрд. Эта сумма состоит из чрезвычайного налога (Br562,5 млрд. - 0,6% ВВП), отчислений в госфонд содействия занятости (Br187,5 млрд. - 0,2%). Минфин подсчитал, что изменение доли определенных налогов в общих налоговых поступлениях и есть обещанная налоговая либерализация: по подоходному налогу - уменьшение на Br425,2 млрд. (0,5% ВВП), акцизов - на Br331,4 млрд. (0,4%), штрафов, санкций и т.д. - на Br660,1 млрд. (0,6%). СПРАВКА «БелГазеты». В 2007г. поступления от налога от выручки от реализации товаров (услуг, работ) увеличатся на 20,8% и составят Br12,8 трлн. По сравнению с 2004г. этот налог дает на 69,5% больше. Основной источник налоговых поступлений бюджета - НДС. По нему рост поступлений в 2007г. увеличится на 18,8%. Минфин также не предусматривает падения объема налоговых поступлений от акцизов. В 2007г. они вырастут на 6,9%. Рост налога с продаж в 2007г. составит 78,5%. Не обделило себя государство и по взносам на соцстрахование. Налоги на фонд зарплаты остаются очень высокими - поступления по ним в 2007г. увеличатся на 18,3%. Нет сокращения и по налогам от внешнеэкономической деятельности. …КАК УМЕЕТ Ни о каком ощутимом снижении налоговой нагрузки в 2007г. речи быть не может. Под фантастические темпы роста ВВП и подверстаны налоговые доходы и расходы. В 2007г. ВВП в долларовом выражении может вырасти на 18%, но только в случае кризиса доллара. То же самое относится к росту расходов консолидированного бюджета на 11%: в этом году планируется потратить $17,5 млрд., в следующем - $19,4 млрд. Так выглядит сокращение налоговой нагрузки по-белорусски. В законе о бюджете нет ни малейшего намека на приватизацию и улучшение качества управления госактивами. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству, составят всего $323 млн. - на 34,4% меньше, чем в 2006г. Если предположить, что стоимость всех госактивов в Беларуси составляет около $30 млрд., то при текущем качестве госуправления это богатство зарабатывает всего 1% - более чем в 10 раз меньше, чем зарабатывают динамичные фондовые рынки в рыночных странах. В 2007г. правительство не собирается активизировать предпринимательство. По версии Минфина, доходы от этого вида деятельности сократятся на 28% и составят всего Br222 млрд. Это даже меньше, чем в 2004г. Впрочем, пианист играет, как умеет... Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Принятый ПП НС закон о бюджете на 2007г. может войти в историю Беларуси как документ, которому сразу же после его подписания потребуется глубокая реви |
|