С пользой для принимающей стороны
С пользой для принимающей стороны
Что побуждает иностранцев тратить деньги в Латвии Несмотря на то, что по индексу благополучия ООН Латвия относится к группе государств с “высоким уровнем народного развития”, среди стран ЕС по этому показателю она занимает одно из последних мест. Тем большее значение в развитии ее экономики отводится туризму, позволяющему привлекать дополнительные внешние инвестиции и способствовать созданию рабочих мест. Наталья ЖДАНОВИЧ, Рига — Минск Глава Агентства по развитию туризма Латвийской Республики Улдис Витолиньш на встрече с белорусскими журналистами в Риге рассказал о достижениях туристической отрасли этой страны после ее вступления в ЕС. По словам У. Витолиньша, за последние три года прирост количества зарубежных туристов составлял ежегодно 20-25%. В 2006 году Латвию посетило примерно 3,68 млн. человек. Увеличение потока туристов стимулирует и развитие гостиничного бизнеса. Так, если летом 2005 года в латвийских гостиницах не хватало мест, то к 2006 году эту проблему смогли решить, построив несколько новых, причем не только в Риге, но и в регионах. Сейчас в одной лишь маленькой Юрмале насчитывается 60 отелей. Развитию инфраструктуры способствуют и деньги ЕС. Особенно большие средства идут на развитие приусадебных хозяйств, принимающих туристов. Предпринимателю, решившему заняться туризмом, требуется представить бизнес-план, и если он принимается, то из фондов ЕС на его реализацию выделяется 50%средств. Факторы роста У. Витолиньш выделил следующие причины столь существенного увеличения числа зарубежных туристов. Во-первых, после вступления Латвии в ЕС у западных туристов появилось чувство уверенности в безопасности пребывания в этой стране. Во-вторых, количество путешествующих за последние годы увеличилось за счет появления “туристов новых видов”. Это, например, так называемые “кемперы”, то есть люди, путешествующие в автодомиках. Данная категория туристов приезжает в основном из Германии и Италии. Еще один вид туристов — “рюкзачники” — молодежь, путешествующая автостопом. В-третьих, за последние два года в Латвию пришли новые авиакомпании, многие из которых предлагают дешевые перелеты. На этом рынке преобладают ирландские, немецкие и норвежские авиаперевозчики. Дискаунтеры способствуют тому, что у людей появляется возможность совершить краткосрочное путешествие, допустим, на уик-энд. У. Витолиньш привел в пример ситуацию с Великобританией. Еще пару лет назад из рижского аэропорта в эту страну было всего три рейса в неделю. Сейчас их — шесть в день. Количество авиапассажиров в 2005 году увеличилось по сравнению с 2004 годом на 85%, а в 2006 году, по предварительным оценкам, увеличение составит не менее 65%. Сейчас доля туристической отрасли в структуре ВВП Латвии составляет примерно 2%, это в шутку сравнивают с доходом сельскохозяйственной отрасли — 3,5%. Хотя, как сказал У. Витолиньш, в Европе сейчас применяются другие методы подсчета дохода от туризма. Их называют сателлитными. Эти методы берут в расчет побочные доходы, например, за счет приобретения зарубежными туристами каких-то товаров или услуг на территории страны. Если применять такой метод подсчета для Латвии, то можно считать, что доход от туризма в структуре ВВП составляет примерно 5%. В соседней Эстонии этот показатель еще выше — 8%. В Латвию приезжают туристы из Германии, стран Скандинавии, Италии, Великобритании и других европейских государств. Приоритет маркетинговой стратегии агентства направлен на 7 стран, туристы из которых приносят Латвии основной доход. В них ведется активная рекламная кампания страны и ее туристических объектов. Что касается сотрудничества с Беларусью, то, по словам У. Витолиньша, белорусы и латыши, несмотря на близкое соседство, не так часто ездят друг к другу в гости. Одна из причин этого — визовый режим. Хотя в 2006 году правительство Латвии приняло некоторые меры, чтобы заинтересовать граждан Беларуси в совершении поездок в Латвию. Так, сейчас виза белорусам предоставляется бесплатно, но для ее получения необходимо выполнить некоторые формальности. Например, представить приглашение и доказать денежное обеспечение на период пребывания в стране. В качестве альтернативного варианта визу можно получить, купив путевку в турагентстве. С декабря 2006 года гражданам Беларуси при наличии шенгенской визы для следования через Латвию транзитная виза этой страны не нужна. При этом на территории Латвии можно находиться до 5 дней. Это особенно удобно для тех, кто совершает авиаперелеты в другие страны через Ригу. При желании можно спланировать свое путешествие таким образом, чтобы пару дней посвятить осмотру этого интересного города. Забота о собственных гражданах Въездной туризм — это, конечно, замечательно, особенно для пополнения бюджета, но в Агентстве по развитию туризма уверены, что необходимо популяризировать туризм и среди соотечественников. Одним из мероприятий, направленных на развитие интереса у населения к активному отдыху, стал организованный агентством в 2006 году так называемый “Марафон туризма”. Эксперимент, на наш взгляд, достаточно любопытный и мог бы служить примером и белорусским чиновникам от туризма. Цель организации марафона заключалась в том, чтобы люди, с одной стороны, лучше познакомились с достопримечательностями своего родного края, а с другой — получили возможность интересно проводить выходные вместе со своей семьей. Агентство включило в план посещения 36 туристических объектов. Для информирования населения Латвии привлекли СМИ, в которых сначала рассказали о сути марафона, а затем каждую неделю сообщали о том, какой объект посещается в ближайшие выходные. По условиям конкурса победителями марафона должны были стать семьи, которые “захватят” максимальное количество объектов. Поездки по заданному маршруту люди осуществляли в основном на автомобилях, хотя при необходимости использовался и общественный транспорт. Для регистрации участникам выдавались специальные паспорта, в которых делались отметки о посещенных объектах. По оценкам сотрудников агентства, интерес к марафону был огромный: в нем приняло участие 30.000 только зарегистрированных человек. При этом некоторые туристы участвовали и без регистрации, не ради победы, а просто для удовольствия. По завершении марафона три семьи-победительницы были награждены призами от авиакомпании Air Baltiс, которая предоставила им возможность совершить авиапутешествие по своему выбору. Кстати, марафон решили повторить и в 2007 году. Но сейчас он будет охватывать уже все три страны Балтийского региона — Латвию, Литву и Эстонию. Каждая из этих стран будет представлена десятью туристическими объектами. Путешествуя за историей Рассчитывая на приток в страну инвестиций от туризма, следует учитывать, что туристы различаются по интересам. Одни интересуются историческим прошлым, другие — достижениями современности, третьи едут за рубеж, чтобы оздоровиться или посмотреть чемпионат мира по хоккею, а четвертые — за покупками или на концерты звезд. Чем больше разноплановых программ предлагается туристам, тем больший от этого можно ожидать доход. Что касается исторических достопримечательностей, то Латвия в этом смысле страна уникальная. Здесь на относительно небольшой площади сосредоточено много старинных замков, дворцов, культовых сооружений. Главной достопримечательностью, естественно, является сама Рига. Чтобы, как пелось в старой песне, “ночью, в узких улочках Риги” услышать “поступь гулких столетий”, нужно побродить по историческому центру Риги — Старому городу. Рижане его любовно именуют “старушкой”. В этой части города каждый дом — кусочек истории, с каждым связаны легенды и каждый имеет собственное имя. Зарубежным туристам обязательно покажут Рижский замок, который сейчас служит резиденцией президента Латвии. Над ним всегда развевается государственный флаг, а в те дни, когда президент находится в стране, еще и флаг президента. Кроме того, в замке расположено несколько музеев: зарубежного искусства, истории Латвии, а также литературы, театра и музыки. Бывая в Риге, нужно постараться попасть в Домский собор — послушать один из крупнейших в мире органов, построенный в 80-е годы XIX века. Произведения для органа Домского собора специально писал Ференц Лист. Много архитектурных сооружений в Риге связано с деятельностью тех или иных гильдий — союзов горожан и объединений по роду занятий. По этим сооружениям тоже можно изучать историю Латвии. Например, здание Малой гильдии: окна украшены витражами с цеховыми гербами, портретами старшин ремесел и гильдии, там имеется настенная живопись с видами города. Несмотря на то, что символом Риги считается петух, в городе чтят и котов. Так, рижане любят демонстрировать гостям “Дом котов”, построенный в 1910 году. Согласно легенде, богатый купец, латыш по национальности, которого не хотели принимать в гильдию, где заправляли немцы, построил этот дом и установил на его крыше котов, задом обращенных к зданию гильдии. После долгих судебных разбирательств дела купца вроде бы были улажены, а коты повернуты в более дипломатичном направлении. Рига замечательна еще и тем, что 80-90% зданий в центре города составляют построенные на рубеже XIX-XX веков, и большая часть этих домов относится к югендстилю, или модерну. Интересно ходить по центральным улицам города и смотреть на крыши домов. Практически каждый дом венчают оригинальная композиция, часы, шпиль. Улицы Элизабетес и Альберта являют собой собрание архитектурных шедевров той поры. Примечательно, что автором многих зданий на ул. Альберта являлся Михаил Эйзенштейн, отец знаменитого советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, уроженца Риги. Для желающих снять стресс Вторая группа туристических объектов предназначена для оздоровительного туризма. Это отели, расположенные на морских курортах, прежде всего в Юрмале. Сейчас все более широкое распространение получают услуги, именуемые общим понятием “SPA”. Это ныне модное слово в переводе с латыни означает “лечение через воду”. Но специалисты в области современного оздоровления придали ему более широкое значение. SPA — это и водная медицина, и воздействие лечебной грязи, ароматерапия и термотерапия, бальнеология, электростимуляция, всевозможные виды массажа, комплексы вибромассажа и лимфодренажа, реабилитационно-омолаживающие программы, новейшее медицинское оборудование, словом, все, что позволит улучшить здоровье и преодолеть стресс. SPA-центры в меньшей степени, чем простые отели, страдают от существующего в туризме понятия “низкий сезон”. Так, если летом те, кому позволяют финансовые и иные возможности, как правило, едут отдыхать и принимать морские ванны, то в остальное время года они предпочитают заботиться о своем здоровье в SPA-центрах. Правда, такой вид отдыха могут позволить себе только достаточно обеспеченные туристы, так как, например, номер в SPA-центре четырех- или пятизвездочного отеля будет стоить, как минимум, 100 EUR в сутки. Причем эта стоимость не включает процедуры. Как правило, в нее входит только пользование банями и бассейнами. И еще одна интересная категория туристов, приносящих солидные доходы, — люди, приезжающие в Латвию на различные развлекательные мероприятия. Еще с советских времен сохранилась традиция проведения музыкальных фестивалей в Юрмале. В большинстве своем эти фестивали интересуют уже не столько западных туристов, сколько россиян, начиная от поп-звезд и кавээнщиков и заканчивая их поклонниками. Справка "БР" Агентство по развитию туризма в Латвии выполняет функции министерства туризма. Имеет представительства в Швеции, Финляндии, России, Великобритании, Германии. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Несмотря на то, что по индексу благополучия ООН Латвия относится к группе государств с “высоким уровнем народного развития”, среди стран ЕС по этому
|
|