А дзякуй таму Богу, што даў трэцю ногу...
А дзякуй таму Богу, што даў трэцю ногу...
Татьяна Володина составила книгу белорусского эротического фольклора без многоточий... Фольклор - таинственные глубины народной души. У наших предков на любой случай жизни была песня, поговорка, частушка. И не всегда их смысл ясен нам сегодня. Зачастую за, казалось бы, простыми словами и выражениями, прячется такое... Белорусы не написали «Камасутру». Но наш эротический фольклор, оказывается, даст фору любому учебнику искусства любви. Составитель книжки «Белорусский эротический фольклор» этнокультуролог Татьяна Володина знает об этом не понаслышке...
- Спадарыня Татьяна, образ белоруса: тихий, «памяркоўны», толерантный... Откуда в жизни таких людей эротический фольклор?.. - Представленный в книге фольклор и тихие, «памяркоўныя» люди не перечат друг другу. Эротика в белорусском фольклоре была представлена не вульгарно, не броско, не брутально, а как в жизни - без лишней вычурности и выпендрёжа. С долей девственности в определенной мере, которая присуща белорусам в целом. Белорус не стремился выставить эту сторону своей жизни напоказ, вместе с тем не пряча ее вообще, не считая ее грязной, запрещенной, стыдной. В представлении белоруса отношения между полами глубоко мифологизировались, были опоэтизированы. Секс в жизни белоруса показан в фольклоре не только в аспекте продолжения рода, а как компонент духовно-сакральной жизни. - Почему не «беларускі парнаграфічны фальклор»? - Здесь показаны взаимоотношения между полами, зачастую даже платонические. Определение «порнография» сильно заузило бы тему. Многое осталось бы за кадром, ведь порнография требует только описаний половых актов. Вообще же термин «порнография» мало уместен в отношении народной культуры. Здесь главное - тайна, сакральность действа... - У наших предков ведь фольклор был точно разделен на все праздники. А когда исполнялся эротический?.. - Тоже сугубо “по регламенту”. Например, колядные песни никто не стал бы петь весной. Ведь песня несет силу, энергию. Исполненная «не тогда» она утратила бы свою мощь. То же самое и с эротическим фольклором. Просто так на улице никто его не исполнял. Даже в сегодняшней деревне не всегда это зазвучит на гулянке, я уже не говорю о повседневных ситуациях. Если собрать весь зафиксированный эротический фольклор, то он очень красиво раскладывается в календарных или семейных рамках. Какие-то песни на Коляды, какие-то весной, а пик был на Купалье. Но на «бяседы», где исполнялся такой фольклор, допускались лишь женатые люди. И то, что сегодня фривольные частушки гуляют в народе, это противоречит сути фольклора. Наша сегодняшняя публикация противоречит этой сути.
- Какие были закономерности при шифровании половых органов, полового акта?.. - Ассоциации те же, что и сегодня. Символы и образы, использованные тут, характерны не только для эротического фольклора - они задействованы во многих жанрах. Всё это - не фантазия, не с неба бралось. Мужские ассоциации: активное, верхнее, ясное, сухое, белое, агрессивное, продолговатое, сильное. Женские: темное, влажное, негативное, пассивное, открытое... Даже среди птиц и зверей есть четкое разделение. Мужчину представляют сильные животные, а также насекомые: комары, мухи, тараканы...Женщина в песнях - это маленький пушистый зверек: кошка, ласка, выдра, бобер... - А вот в женской части мне попалось чудесное слово «хлебаздабывалка»... - Ну, это уже современное (смеется)!.. - Так все эти эвфемизмы рождались от скромности?.. - Нет же! Люди так думали, так говорили. Люди не были привычные к пошлости и банальности. - А если не брать фольклор, насколько эта тема была запрещенной в повседневной жизни? - В больших патриархальных семьях, где все жили вместе, эта тема не была закрыта. Другое дело, что всё было уложено в обряды и ритуалы... Это сейчас дети узнают всё «про это» из Интернета и от друзей. Тогда всё было солиднее. - То есть в жизни белорусов, в отличие от советских людей, секс был?.. - Ясно. Об этом можно говорить хотя бы по внебрачным отношениям молодых людей. Заезжие мэтры фольклористики ужасались варварству людей, когда ночнушку невесты, которая не сохранила девственность, вывешивали как флаг в окно. Еще наши бабули помнят, как держался идеал девственных жениха и невесты. Именно идеал. Ведь то количество фольклора, шуток и обрядовых моментов, связанных с отступлениями, показывает на то, что такие отступления были. Частыми, редкими... Но были!..
- И как карали «согрешивших» девушек? - Например, былая целая система обрядов, связанных со вторым днем свадьбы. После первой брачной ночи в зависимости от «результата», сценарий либо сворачивался, либо гулянья продолжались. Если всё заканчивалось, были довольно жестокие меры. Публичному позору подвергалась не столько невеста, сколько ее мать, которая «не уберегла». Ей на шею надевали хомут, грязные лапти и заставляли бегать по деревне. Лапоть ведь, как любая емкость, символизировал женщину. Про бот и ногу была такая “слізкая” загадка: «Не на тое цябе браў, каб з табою спаў. А на тое цябе браў, каб сваё мяса ў тваю дзірку ткаў”. Маме «проштрафившейся» невесты также подносили выпить в дырявой посуде, затыкая дырку пальцем. Или давали рваный блин - тоже как символ невесты... - А если невеста оказывалась девственной, мама получала «приз»? - Конечно! Если после первой брачной ночи простыня была как национальный сцяг, маме невесты посылали бутылку водки, перевязанную красным бантом. Или просто бутылку. Ёй был почет и уважение, все об этом знали. Кстати, только в Беларуси на девственность проверяли не только девушку, но и парня... - Это, простите, как?! - Жениха, как и невесту, «садзілі на дзяжу». Дзяжа – это тесто для хлеба, которое бродит в бочке. На эту бочку сажали до первой брачной ночи, но только непорочных. И, что меня всегда удивляло, если парень был «нечист», он не смел сесть «на дзяжу». Это поразительно! Ведь девушку можно было проверить, а его - никак. Но юноша настолько верил в магическую силу ритуала, что не смел соврать. Ведь иначе «сем год у хаце шчасьця не было б», не было б урожая, детей, удачи... Лучше было получить тамака, чем накликать на себя такие беды. - А почему сажали на хлеб? - Хлеб ведь «рос». И у девушки в скором времени внутри должен был начать расти человечек. Замешивание хлеба - и замешивание человека. Если девушка знала за собой грех, она садилась на табуреточку... И мама понимала, что бегать ей с хомутом... Кстати, на Полесье и сегодня есть обычай забирать невесту через стол. Жених приезжает и подает девушке руку. Если она «чистая», то становится одной ногой на стол - и он ее уносит. Представляете! Ведь стол - это «далонь Божая»! Святая святых! То есть непорочная девушка настолько чиста, что может даже на стол стать. А вот если согрешила - лезла под столом...
Дзяўчата!
- Спадарыня Татьяна, а вот эротические загадки (там фривольный смысл и обычная разгадка. - Авт.)... И особенно разгадки... Вы уверены, что это не то, что мы подумали?.. - Бабули и деды всегда рассказывают их с улыбкой... Вообще же загадка - это не выдумка, а набор символов. И этими загадками, в том числе, воспитывали молодежь. Их загадывали в колядные вечера, когда нельзя работать... Эротическими загадками ребенок в определенной степени «принимался» во взрослую жизнь. - Ясно, что традиции были не только на словах... - Конечно! Например, сажать огурцы должен был мужчина без штанов... Скажу больше - и сейчас такое есть!.. Сеет мужчина и приговаривает: «Расьціце агурочкі, як мужчынскія х...кі!” А наутро после посева мужчина должен пойти и, простите, потрясти хозяйством над грядкой - тоже чтобы лучше росло. Или же, когда женщина садит капусту, она берется за голову и приговаривает: “Будзьце мае качаны такімі крэпкімі, як галава». А потом берется руками за попу и говорит: “І такімі вялікімі, круглымі, як с...ка!” - В народной традиции урожай и половой акт имели общие моменты... - Они связаны. Например, хозяйка, перед тем как печь хлеб, воздерживалась. Хозяин, когда ехал сеять - тоже. Ведь для таких дел нужна была ритуальная чистота. А вот потом... Когда корову вели «да быка», ее обтирали мужскими штанами, чтобы всё прошло гладко. Либо штаны вешали на балку в хлеве. - А правда, что девочку принимали в мужские штаны, а мальчика - в юбку?.. - Есть такое. Хотя тут встречаются разночтения. По одной версии так делали, чтобы дитя в будущем имело успех у противоположного пола. По другой - девочку принимали в штаны, чтобы у нее была связь с отцом. Ведь с матерью она и так была связана... А по третьей - принимать девочку «у штаны» категорически запрещалось, потому что она могла вырасти гулящей!
- Не по-русски: тексты ведь на языке оригинала. Дело в том, что это был заказ. Россияне выпускают серию: эротические фольклоры разных славянских народов. Вышел русский, польский, болгарский... Мы посмотрели и решили: у нас круче, мы им покажем. И, считаю, показали. - А у нас действительно круче? - У нас, скажем так, иначе. Не так брутально и пошло. Не напрямую, а образами, символами... - Наш эротический фольклор исследовали раньше? - Да, эта тема всегда тянула фольклористов. Например, в 1882 году А. Дембовецкий издал свадебные песни всего в 20-ти рукописных экземплярах с пометкой «исключительно для научного использования!». Рыгор Бородулин собрал шикарную коллекцию фривольного фольклора родной Ушатчины. Его книга «Здубавецця» шокировала многих... - Откуда вы брали примеры? - Книга построена контрастно. Здесь представлены записи ХІХ - начала ХХ столетия и современные образцы. Современные как раз демонстрируют разрушение сакрального смысла, наполнение бульварной грубостью, матами. Исследованы все известные сборники фольклористов, архивные записи, экспедиционные материалы фольклористов. В том числе и мои личные. - То есть можно сказать, что это антология эротического фольклора? - Да. Возможно найти лишь вариации. Мы исследовали все доступные и недоступные источники. И можем точно сказать: белорусам есть чем гордиться!..
Загадкі Дзед ласкоча, баба не хоча, Кругла, бахмата, кругом касмата, У нашага татулькі Прыйшоў нехта, усунуў нешта. Не стой ля мяне, не глядзі на мяне, Зверху чорна, Каб сперадзі пагладзіць, Што агульнага між зацяжаранай дзеўкай, Дырачка, дырачка,
Vagina Абазьяна
Агурок Futuere Абкульбачыць Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Татьяна Володина составила книгу белорусского эротического фольклора без многоточий...
|
|