21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Эту книгу я не читал, а писал…

25.08.2009 22:18 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эту книгу я не читал, а писал…

АНДРЕЙ Валентинович Жвалевский родился в 1967 году в Гродно. С 1979 постоянно живет в Минске. В 1984 году поступил на физфак БГУ, где активно писал для студенческого театра и КВН. По окончании вуза занимался физикой лазеров, дизайном ценных и защищенных бумаг, журналистикой. С 2001 года работает в различных издательствах ведущим редактором, руководителем проектов, маркетологом.

Первая художественная книга — «Порри Гаттер и Каменный Философ» — вышла в соавторстве с Игорем Мытько осенью 2002 и сразу попала в десятку самых продаваемых книг России. За последние четыре года Андрей Жвалевский стал автором трех десятков книг, которые напечатаны тиражом более 300 000 экз. В мае 2006 года роман Жвалевского и Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда» получил российскую национальную детскую премию «Заветная мечта» в номинации «Самая смешная книга». Книжный рынок

РЫНОК книг — это рынок, ограниченный языком самих изданий. Большого самостоятельного книжного рынка у нашей страны нет. С Россией мы составляем общий рынок русскоязычных изданий. Практически всю художественную литературу в Беларуси производят издательства, принадлежащие российским гигантам. Да и типографии активно работают не столько на наш, сколько на российский рынок. Иногда до курьезов доходит. Например, возьмите в руки где-нибудь в Норильске или Новосибирске «Ночной дозор» и посмотрите, где он напечатан. В Минске!

Да и потребительский рынок у нас вторичен. Основную часть «художки» везут из Москвы чуть ли не в рюкзаках. Естественно, ассортимент совсем не московский, а цены чуть ли не на треть выше. А вот, например, рынок учебной литературы у нас автономный. Мода на чтение

В ПОСЛЕДНЕЕ время и в Беларуси и в России мода на чтение уходит. С одной стороны, это удар по отрасли, с другой — зато остались только самые преданные читатели. Это и на жанровом разнообразии сказывается. Сегодня уже не поймешь, где «легкая» литература, а где «твердая». Например, высокую оценку обоих русских «Буккеров» («большой» и студенческий) получила антиутопия Ольги Славниковой «2017». Причем был у нее шанс и главную российскую премию получить — «Большую книгу». А ведь это, между нами говоря, классическая фантастика! Не боевые роботы, но все-таки. Или сверхпопулярный Дмитрий Быков, у которого все романы фантастические, кроме биографии Бориса Пастернака. А вот дешевка из рейтингов постепенно вымывается. Зато царит крепкая беллетристика: Акунин, Зюскинд, Улицкая. Настолько крепкая, что порывами переходящая в «твердую» литературу. Белорусские писатели-современники?

У НАС в Беларуси традиционно была сильная поэзия и «серьезная» проза. Только Короткевич немного выбивался со своей яркой исторической мистикой. И вдруг, в последние пять лет, неожиданно для всех на свет полезли белорусские беллетристы. Речь о белорусских авторах, пишущих на русском языке. Причем не производители макулатуры, а очень добросовестные и талантливые авторы. Особняком стоит, конечно, Наталья Батракова. Эта чудесная женщина умудрилась фактически на пустом месте создать новый жанр — белорусский городской роман. И несколько толковых авторов за собой притащила. Телезвезду Тамару Лисицкую, например. В российской фэнтези «рулит» Оля Громыко. Почти с каждой своей книгой она едет в Харьков на «Звездный мост» и привозит оттуда по премии. Откуда ни возьмись, появились авторы фантастических и фэнтезийных эпопей (Беразинский, Маслюков и т.д.). Да и я, к слову, с соавторами не простаиваю: с Женей Пастернак мы написали цикл «М + Ж», на который уже куплены права на экранизацию; в соавторстве с Игорем Мытько пишем успешные книги для подростков и не только.

И в белорусской драматургии (тьфу-тьфу-тьфу!) все налаживается. Не успели мы порадоваться успеху Анатолия Делендика, как пришло приятное известие из Москвы — лауреатом престижной российской премии «Дебют» в номинации «Драматургия» стал могилевчанин Ник Средин. Я уж не говорю о том, что «Солдаты» (один из самых рейтинговых российских сериалов) придуман белорусами Леней Купридо и Славой Муруговым. Да и написан он большей частью в Минске.

Словом, процесс не пошел, а просто побежал. И без всяких видимых причин для этого. Одно обидно: очень часто нас считают писателями не белорусскими, а российскими. А ведь мы могли бы работать на престиж страны не хуже, чем биатлонисты, которые в последнее время и бегут неважно, и стреляют неточно. Гонорары есть?

ЭТО больной вопрос. Сегодня книги такие дешевые, а тиражи такие микроскопические, что жить на гонорары — это утопия. В России человек пять могут себе позволить такое. Акунин, Донцова, еще кто-нибудь из этой когорты. В Беларуси я таких людей не знаю. Гонорара с одной средне продающейся книги хватает на два-три месяца нешикарной жизни и усердной работы. Это около 500–1500 долларов. А пишутся книги по полгода, году, несколько лет. В России эту проблему стали решать за счет «дорогих» литературных премий, например, «Большой книги». За 1–3-е места писатели там получили от 37 до 113 тыс. долларов. Этого вполне достаточно, чтобы несколько лет сидеть и спокойно писать очередной гениальный роман. Второй источник финансов — меценаты. Литературные «негры»

ЭТОТ миф я слышал много раз, но лично ни с одним «негром» не встретился. И сам не нанимал. Говорят, они где-то есть и строчат под раскрученными брэндами. Это, наверное, в Москве так происходит и в Питере. У нас сильно мешает отсутствие раскрученных брэндов. Или их порядочность. Все те успешные авторы-белорусы, о которых я упоминал выше, сами пишут, зуб даю.

Хотя коллективный труд применяется, я сам даже однажды попробовал. Собрал шесть молодых писателей, разработал идею, дал задание — и вперед. Кое-что пришлось, правда, переписывать, но зато ребята теперь могут пойти в любое издательство и предъявить книгу: фамилии всех участников проекта указаны в выходных данных. А то ведь как получается? Пока у тебя нет изданной книги, в издательстве с тобой и говорить не хотят. Замкнутый круг. Но это не литературные «негры», это, скорее, литературные «индейцы». Как стать писателем?

СЕСТЬ и написать книгу. Я не шучу, так все писателями и становятся. Образование тут ни при чем. Будьте готовы к тому, что первые пару километров строк придется выкинуть. Учтите, что труд писателя — это именно труд, а не развлечение. Тут крепкая задница нужна и высокая работоспособность. И еще нужен богатый жизненный опыт. А так — ничего сложного. К слову, я запланировал на февраль свой мастер-класс в Институте общественных связей в Минске. Звоните и приходите: (017) 294–31–92. Классики среди нас?

КТО из ныне живущих писателей войдет в учебники истории белорусской литературы? Трудно сказать. Но наверняка это будут беллетристы. Это нормально. Вся классическая русская литература — беллетристика. Детектив «Преступление и наказание», женский роман «Анна Каренина», сериал «Война и мир», юмористическая проза Чехова, славянская фэнтези Гоголя. А перспективы есть?

КАК уже было сказано, за последние пять лет на белорусской ниве появилось несколько новых, перспективных ростков. Оно и понятно: белорусы вообще народ умный, у нас каждый четвертый носит в кармане вузовский диплом. Так что нива наша хорошо унавожена (в хорошем смысле) интеллектом. Но, чтобы получить богатый урожай, мало один раз удобрить почву, нужно, как минимум, поливать всходы. Я имею в виду информационную поддержку и PR.

Белорусские СМИ почему-то очень мало пишут про литературу. Когда Алена Зубрилова выиграла этап Кубка мира, ее через полчаса уже поздравляла вся страна. А когда Оля Громыко привезла из Харькова третью престижную награду «Кадуцей», ни одно СМИ об этом даже не упомянуло. Спорим, о вручении нашему драматургу премии «Дебют» все белорусские журналисты узнают только из этой статьи? Да что далеко ходить: об успехе «Порри Гаттера» российское телевидение сняло сюжет через неделю после выхода книги, японское — через два месяца, немецкое — через полгода, белорусское — через полтора…

Впрочем, и тут есть приятные изменения. Например, на белорусском телевидении появилось сразу две передачи о литературе: «Слово писателя» и рубрика в «Просто программе». Так что надежда есть.

Я вот думаю инициировать создание в Беларуси первой литературной премии. Может, это как-то раскачает наши средства массовой информации?


Игорь ПТИЦА

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рынок книг — это рынок, ограниченный языком самих изданий. Большого самостоятельного книжного рынка у нашей страны нет. С Россией
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика