Учитесь на кошках... виртуальных
Учитесь на кошках... виртуальных
Белорусский государственный медицинский университет - первый из вузов родственного профиля на постсоветском пространстве, отказавшийся использовать подопытных животных при обучении будущих эскулапов Людмила ПРИХОДЬКО Иначе как революцией в медицине это назвать нельзя. Cегодня преподаватель биохимии Татьяна Морозкина говорит об этом спокойно, а были времена, когда ей, в прямом смысле слова, приходилось чуть ли не драться за спасение живых существ. «Покатились глаза собачьи…» - Меня буквально душили слезы, когда шла в аудиторию читать лекцию, а навстречу волоком тащили собак для проведения над ними опытов на кафедре оперативной хирургии, - вспоминает Татьяна Сергеевна. - Однажды подошла к собаке, стала ее гладить, но та, наверное, понимала, что ее ждет, и поэтому никак не отреагировала на мою ласку. Частенько животных, измученных на первом занятии, когда они уже были не в силах передвигаться самостоятельно, на клеенке тащили на следующее, где жестокие процедуры повторялись… Еще шесть-семь лет назад для экспериментов в вузе использовали много животных. Например, только на занятиях по физиологическим дисциплинам в год умерщвляли «для пользы дела» три тысячи лягушек, тысячу белых мышей, 600-800 крыс и с десяток собак. А при обучении студентов технике хирургических операций, после которых, кстати, собаки никогда не выживали, - более сотни животных. - Насколько необходимы занятия, на которых студентам демонстрируют страдания братьев наших меньших? Об этом я спрашивала и студентов, и хирургов, выясняя, дают ли такие уроки что-нибудь для приобретения практических навыков, - говорит Морозкина. - Ответ был отрицательным. Перестроить учебную программу и тем самым сохранить тысячи живых существ помогла случайность. Моя статья «Посмотри собаке в глаза» попалась на глаза эксперту Всемирного общества защиты животных, инициировавшему проведение первого белорусско-британского симпозиума по этике использования животных в образовании и научных исследованиях. Идею защиты прав животных горячо поддержало руководство Белорусского государственного медицинского университета. После симпозиума коренным образом изменена учебная программа, в результате чего мы полностью отказались от использования животных при обучении наших студентов. «Пятерки» без привкуса крови - Каким образом, например, можно изучить влияние введения адреналина или инсулина на содержание сахара в крови? - рассказывает Татьяна Морозкина. - Ранее на занятиях кроликам вводили гормоны, через некоторое время брали у животных кровь и наблюдали, как изменяется содержание в ней сахара. Теперь для опыта берется искусственная кровь (подкрашенная вода), в нее добавляются различные компоненты. После этого студенты приступают к решению задач, определяют - «кровь» была взята после введения, например, адреналина или инсулина? При желании подобным образом можно перестроить и другие опыты. Конечно же, свертывающую систему крови невозможно изучать, используя кровезаменители. В таком случае в клиниках или ветлечебницах города берется отработанный материал без нанесения дополнительного ущерба животным. В годы моего студенчества немало приходилось участвовать в «кровавых» занятиях. Например, при демонстрации кровопотери нужно было следить, как падает кровяное давление у животного. Опыт не только жесток, но и лишен смысла - ведь и так известно, что в такой ситуации давление будет падать. Два в одном: этично и экономично - Конечно же, всех позитивных изменений не удалось бы добиться без помощи руководства университета, в первую очередь профессора Сергея Денисова и ректора БГМУ доцента Павла Беспальчука, - говорит Татьяна Морозкина. - Сегодня студенты постигают принципы и правила биомедицинской этики, знакомятся с моральными аспектами смерти, умирания, эвтаназии, проблемами искусственного аборта и новых репродуктивных и генных технологий, этикой в психиатрии и в биомедицинском эксперименте и трансплантологии, изучают основные положения Кодекса врачебной этики, принятого в нашей стране. На последнем научно-практическом семинаре «Гуманное обучение специалистов медико-биологического профиля», который ежегодно проходит на базе Белорусской медицинской академии последипломного образования, были представлены научные разработки Международной сети за гуманное образование. - Это более пяти сотен так называемых альтернатив опытам на животных в виде трехмерных моделей, компьютерных программ, видеофильмов и так далее, - поясняет Татьяна Сергеевна. - У пособий есть неоспоримые преимущества: они интересны и легко запоминаются. Например, проведение экспериментов на себе посредством виртуального изображения на экране компьютера позволяет подобрать индивидуальный план обучения. Кроме того, опыты на животных в реальной жизни не всегда удается воспроизвести. Зато при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить эксперимент несколько раз при самых разных условиях. К тому же, альтернативные методы более экономичны. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусский государственный медицинский университет - первый из вузов родственного профиля на постсоветском пространстве, отказавшийся использовать по |
|