МЕЧТА ОБЕТОВАННАЯ
Мечта обетованная
Миры, в которых мы живем Виктор МАРТИНОВИЧ http://www.belgazeta.by/20070205.5/430300141 Я сижу в комнате, залитой приглушенным светом несколько старомодного торшера. По телевизору бодрым голосом рассказывают о суперсовременной гидроэлектростанции в Пружанах. Одетый в синюю робу оператор станции показывает восхищенному корреспонденту сердце агрегата - приборный щиток. Я закрываю глаза, и комната исчезает. Исчезает телевизор, демонстрируемый по нему приборный щиток, оператор станции и восхищенный корреспондент. Голоса еще какое-то время сообщают мне о разности потенциалов и количестве киловатт-часов, но я затыкаю уши и остаюсь наедине с самим собой. Можно сменить декорации. Можно пойти в гости. Можно оказаться на кожаных диванах модного кафе - из тех, где по телевизору показывают один клип, а звук дают всегда от другого. Можно даже на какое-то время уехать из страны. Но все это бегство. В конечном итоге - комната, торшер и телевизор с вечным рассказом об электростанции в Пружанах. От себя не убежишь. Во всяком случае, надолго. Этот мир невозможно изменить. Его можно лишь заново придумать. Под себя. Я начал менять свою жизнь к лучшему давным-давно. Сначала мои опыты по созданию идеальной реальности вкладывались в традиционные офисные практики. Я мечтал об отпуске. Я думал о том, куда поеду и каких замечательных людей встречу там, куда поеду. Месяц-полтора до отъезда я существовал уже не в Минске, а там, в далеких замечательных краях. Не было больше длинного серого офисного коридора, не было магазина, где банку свежего йогурта купить сложнее, чем 0,5 л пива. Был лишь отпуск. И какие-то дурацкие обязанности, мешавшие толком погрузиться в мечты о нем. Магия продержалась недолго. Довольно быстро я понял, что тот я, который приезжает отдыхать, привозит с собой в волшебный далекий мир того меня, который живет в офисе. А тот, в свою очередь, захватывает длинный серый коридор и магазин, где банку свежего йогурта купить сложнее, чем 0,5 л пива. И все это вместе делает с манящим замечательным краем то, после чего оттуда хочется немедленно уехать, предварительно обматерив всех вокруг. Все оказалось сложнее, чем я думал. Единственным выходом было изменить угол зрения на этот мир и найти волшебство в самом этом длинном коридоре, откуда не нужно было больше никуда убегать. Подобрать некие розовые очки, позволяющие видеть красоту в обшарпанной и бессмысленной реальности, в которой ежедневно приходится просыпаться под звуки будильника, установленного на сотовом телефоне. Чем больше времени я проводил в офисе, тем больше видел людей, имеющих эти розовые очки. Люди, которые нашли спасение в модных журналах. Носящие пиджаки Zara с черными джинсами Replay и глядящие на окружающие их серые стены глазами Стефано Габбана. Люди с ироничными и слегка презрительными выражениями лиц. Люди, которым все всегда предельно понятно. Есть те, кто с головой ушел в мир кино. Они смотрели бы сюжет о гидроэлектростанции в Пружанах, как артовый фильм в стиле «Догмы». Есть люди, боготворящие свой автомобиль и верящие, что от окружающей нас реальности они могут просто уехать. Люди, с головой ушедшие в декорирование своего дома. Те, кто все свободное время занимается разведением рыбок, живущих в своем аквариуме, между колеблющихся водорослей и керамических замков. Увлекающиеся спортом, мыслящие себя всемогущими атлетами с совершенными телами, которые никогда не постареют и, тем более, не умрут. Перебравшиеся в Интернет, обзаведшиеся там виртуальными френдами, комменты которых так однотипны, как однотипны предложения «развиртуалиться», стать ближе, перейти от e-mail к аське, от аськи - к звонкам по сотовому, от сотового - к личной встрече и т.д., и т.п. Более сложные случаи - товарищи, с головой ушедшие в ролевые игры и исторические реконструкции. Создающие рыцарские ордена, расхаживающие в средневековых костюмах, ищущие благородства, доблести и славы в вымышленных мирах, отчаявшись найти все это в мире повседневном. Но вот ведь что странно: это ведь мы, а не кто-то другой, придумали тот самый повседневный мир, от которого по-разному пытаемся убежать. Навевающие смертельное уныние пятиэтажки в спальных районах Минска построили не какие-нибудь инопланетяне, а самые что ни на есть земляне - люди, которые сейчас, проклиная все на свете, их заселяют. Однажды мне довелось поговорить об этом с одним крутым мистиком, Иманатаром, работающим лифтером в Барселоне.«Знаешь, почему самолеты летают?» - спросил он. «Ну как же… Скорость, подъемная сила…» - пытался я вспомнить физику. «Да какая там подъемная сила! Там же 100 т железа. Какой физикой ты его в воздух поднимешь!» - горячо спорил он. Иманатар открыл мне тайну: самолеты летают потому, что люди верят в то, что самолеты могут летать. Только и всего. Как только люди перестанут думать, что самолеты летают, ни один самолет больше не оторвется от земли. Так и будут кататься взад-вперед по взлетно-посадочным полосам. То же самое с нашей реальностью. Идеальный мир, который мы возводим у себя в душах, существует в нас лишь в свободное от работы время. Наши самолеты никогда не взлетят. Мы будем снимать сюжеты о гидроэлектростанции в Пружанах, полагая, что все это понарошку. Настоящий мир начинается, когда приходишь домой и открываешь последнюю книгу о Гарри Потере. Или смотреть эти сюжеты дома под торшером и находить в них арт-хаус. Или, что еще хуже, не находить в них ровно ничего и думать, что у нас самая худшая страна, с длинными серыми коридорами и магазинами, где банку свежего йогурта купить сложнее, чем 0,5 л пива. И что в соседних странах все гораздо лучше, и мы обязательно туда эмигрируем, скоро, когда станет совсем невыносимо, в следующем году, когда подрастут дети, когда-нибудь, но там будет хорошо, так хорошо, как не было здесь никогда… Но в конечном итоге наша реальность - в нас самих. В этом мире с длинными серыми коридорами, пустыми комнатами, бессмысленными телевизорами и старомодными торшерами можно любить, плакать от боли и смеяться от радости. Он настоящий, безоглядный, неподражаемый, а наши переживания в нем даны нам лишь один раз и никогда-никогда не повторятся. А потому можем ли мы тратить эти жизни на воспроизведение старых фильмов? Изображая из себя Джеков Николсонов и Мерилин Монро? Мы, которые в силах прожить свои жизни так, чтобы по ним потом ставили фильмы? Наша реальность такова потому, что мы все думаем, что по-иному быть не может. Мыслим эти серые стены, эти пружанские ГЭС, эти плакаты «За талантливую Беларусь!», эту социальную рекламу и бесконечную тротуарную плитку… Я закрываю глаза, затыкаю уши - и мир сильной, процветающей Беларуси исчезает. Остается лишь выдумать новый, красивый мир. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Я сижу в комнате, залитой приглушенным светом несколько старомодного торшера. По телевизору бодрым голосом рассказывают о суперсовременной гидроэлектр
|
|