5. Русский крест*
5. Русский крест*
О тенденциях развития российской экономики Прогнозов развития российской экономики имеется множество. И самого разного толка. Но мы сошлемся лишь на сценарии, озвученные наиболее авторитетными в России учеными (аналитиками). Леонид ЗЛОТНИКОВ Г. Ханин, доктор экономических наук из Новосибирска, рассматривает два возможных сценария развития российской экономики на ближайшие 10-15 лет — инерционный и мобилизационный (“Состояние и перспективы российской экономики в начале ХХI века” // “ЭКО”. — № 12, 2005). Инерционный вариант – отсрочка развязки Инерционный вариант характеризуется сохранением сложившейся доли накопления в ВВП. Г. Ханин и другие ученые считают, что официальные статистические данные завышают инвестиционную составляющую в ВВП. Сейчас доля инвестиций, по их мнению, не превышает 14% в ВВП. Другая важная предпосылка инерционного варианта — привлечение иностранного капитала, который во многом обеспечил экономический подъем в странах Центральной и Восточной Европы. Если сложившиеся тенденции экономического развития продолжатся, то “в лучшем и маловероятном случае” инерционный вариант может не допустить сокращения ВВП в ближайшие 10-15 лет. Этого совершенно недостаточно для решения острейших социально-экономических и геополитических проблем России. Однако более вероятно сокращение ВВП на 20-30%. В этом случае, скорее всего, произойдет социальный и политический взрыв. В лучшем же случае России понадобится несколько десятилетий для “экономического созревания”. Зреет мобилизационный вариант Провозглашается идея национального спасения, “какой, в сущности, является идея экономической модернизации”. Это необходимо, чтобы оправдать жертвы населения в период экономического рывка. Резко увеличивается доля инвестиций в ВВП — до 35-40% (увеличением этой доли до 40-45% начинал свой рывок СССР в начале 30-х гг. прошлого века). Наращивание человеческого потенциала за счет крупных вложений в образование и науку, привлечение иностранных специалистов. Мобилизационный вариант обеспечит рост основных фондов 6-7% в год в течение 10-15 лет, что обеспечит устойчивый рост и преодоление экономического отставания России. Но для этого придется пожертвовать уровнем жизни населения на начальном этапе. Доходы населения снизятся в среднем на одну треть. При этом предлагается снизить доходы наиболее высокооплачиваемых групп (до 6 раз для высших топ-менеджеров и крупных собственников) и немного повысить доходы самой бедной группы населения. Актуально создание экономики, опирающейся не на сырьевой рост, а на перевооружение на новой технической базе отраслей обрабатывающей промышленности, ЖКХ, транспорта и т. д. Для этого потребуется осуществить значительное наращивание выпуска продукции машиностроения и увеличить его импорт при резком снижении импорта потребительских товаров. “Огромным препятствием” для расширения производства продукции машиностроения станет нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Но Г. Ханин не уверен, что Россия сможет повторить рывок индустриализации 30-х гг. Сталинские методы управления уже не помогут. “Сейчас особенно значимо создание условий для развития инициативы и творчества населения. Однако наибольшие проблемы могут возникнуть в связи с низким качеством политического руководства России и деградацией человеческого и морального потенциала общества. Решение этой сложной задачи выходит за рамки профессиональной возможности экономиста”. Но, несмотря на предупреждение ученых, “в российском социуме, причем даже в его либерально-демократическом сегменте, явно зреет идея инициировать выполнение некой величественной мобилизационной программы, осуществление которой якобы вернет стране статус великой державы”, — пишет Р. Гринберг, академик, директор Института экономики РАН (там же, стр. 27). Россия может развиваться только при взаимодействии с Западом В России известен и пользуется доверием прогноз развития российской экономики, выполненный под руководством А. Р. Белоусова (“Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу” // “Проблемы прогнозирования”. — № 1, 2006). В прогнозе отмечается, что в ближайшие 10 лет России не избежать локальных кризисов, которые обусловлены действием ряда факторов. Это уже упомянутые выше демографическая ситуация; дальнейшая деградация ЖКХ, здравоохранения (ожидается значительный рост потребности в медицинских услугах), образования; снижение темпов экспорта энергоресурсов; необходимость отвлечения ресурсов на модернизацию ТЭКа и транспорта; исчерпание высокотехнологичных заделов в ряде отраслей. Отметим еще раз, что, по мнению А. Белоусова, снижение темпов ежегодного прироста сырьевого экспорта ниже 10% вызовет снижение темпов экономического роста до 3-4%. При этом неизбежно проявятся дисбалансы, маскируемые сегодня высокими ценами на энергоносители. Кроме того, будут негативно действовать некоторые факторы в социально-политической сфере (разрыв в статусах групп, занятых в частной и государственной сфере; усиление конфликтности в обществе из-за невозможности для многих решить жилищную проблему; ухудшение положения малого бизнеса после вступления России в ВТО, возможное снижение качества государственного управления и др.) и внешние факторы (возможная дестабилизация в ряде районов Средней Азии и Кавказа и т. д.). Первый локальный кризис ожидается в 2008-2009 гг., второй — в 2011-2012 гг. И эта вторая точка в развитии, по словам А. Белоусова, “является критической для страны”. К этому времени остро проявится дефицит кадров, прежде всего квалифицированных работников, поскольку ожидается миграция представителей среднего класса в страны ЕС (там тоже ожидается дефицит работников), будет исчерпана ценовая конкурентоспособность российской обрабатывающей промышленности. В этом случае Россия будет вытеснена с мировых рынков вооружений, что вызовет резкое снижение экспортного потенциала и “критическую” зависимость производства вооружений от импорта компонентов. В долгосрочной перспективе ожидается снижение цен на нефть, что может вызвать новый экономический кризис и спад в экономике. После 2010 года ожидается пик модернизации в электроэнергетике и на транспорте в связи с выбытием мощностей. Потребуется массовая замена изношенной техники в АПК. Если не осуществится переход к новой модели инвестиций, основанной на заимствовании ресурсов, то высока вероятность резкого замедления роста капиталовложений и обновления основных фондов. Ожидается обострение и в социальной сфере. Проблема жилищных условий встанет очень остро После 2010 года резко обострится проблема пенсионного обеспечения в связи с ростом количества пенсионеров на одного занятого. Вероятно, произойдет всплеск наркомании и СПИДа. Усугубятся проблемы межэтнических отношений, вызванные значительным притоком мигрантов. “Возникают новые риски и угрозы, связанные прежде всего с перерастанием локальных кризисов в системный, аналогичный тому, который Россия пережила в 90-е годы, — утверждает А. Белоусов. — Это может привести к нарастанию хаоса, потере управляемости и, в конечном счете, к распаду страны” (там же, стр. 4). Вместе с тем, по мнению А. Белоусова, существуют конкурентные возможности, которые дают России шанс на преодоление возникающих рисков развития. Это не только наличие больших запасов энергоресурсов, но и включение в глобальный оборот высокотехнологичной продукции, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры, прежде всего в направлении Европы и Азии, и, наконец, превращение России в крупного экспортера зерна и экологически чистых продуктов. Отметим, что перечисленные возможности реализуются лишь при условии, как неоднократно подчеркивает А. Белоусов, установления долгосрочных партнерских отношений с Западом, включения России в мировое хозяйство и привлечения иностранных инвестиций. Отправной точкой стратегии является формирование “пакета соглашений с мировыми экономическими лидерами о включении России в процесс реструктуризации мировой экономики, в частности, в качестве гаранта стабильности энергетического обеспечения. В рамках данного пакета соглашений развернутся крупномасштабные проекты в сферах энергетики, транспорта, высоких технологий, сельского хозяйства” (там же, стр. 37). Надо полагать, что только в рамках такого соглашения Россия сможет получить в течение 15 лет 650 млрд. USD иностранных инвестиций (в ценах 2005 г.) из общего объема 4,2 трлн. USD, необходимых для реализации данной стратегии. В случае реализации любых других вариантов развития (включая экономический изоляционизм), рассмотренных командой А. Белоусова, экономический рост не достигает требуемых параметров и стоящие перед Россией угрозы не устраняются. Еще одним важным условием развития России А. Белоусов считает укрепление ее роли регионального лидера и гаранта стабильности на евроазиатском пространстве. Поэтому он считает желательной экспансию российского капитала в сопредельные страны как предпосылку роста экономического и гуманитарного влияния России. Для нее настанет “момент истины” в ее отношениях со своими соседями во время второй кризисной точки в 2011-2012 гг. “Если к этому времени интеграционные процессы не наберут критической силы, то в начале следующего десятилетия вероятны резкое усиление дезинтеграции ЕЭП и переориентация стран ближнего зарубежья на иные экономические центры силы” (там же, стр. 33). (В свете сказанного цель приобретения “Газпромом” активов “Белтрансгаза” заключается, вероятно, не только в усилении гарантий поставок газа на Запад, но и в усилении влияния России на Беларусь.) С момента разработки командой А. Белоусова сценариев экономического развития РФ уже прошло два года. Но пока события развиваются не по благоприятному для России сценарию. Не только нет пакета соглашений со странами Запада о гарантиях стабильности поставок энергоресурсов, более того, снизилось доверие к России как надежному партнеру. Поэтому сейчас, например, ЕС пытается повысить надежность энергоснабжения за счет сооружения газопроводов из Казахстана в обход России. Тормозится создание ЕЭП и других интеграционных проектов с участием России на пространстве СНГ. Замедлился приток серьезных инвестиций в ТЭК. Выводы для Беларуси Из обзора состояния и перспектив развития российской экономики можно сделать некоторые выводы, которые целесообразно учесть при разработке стратегии развития экономики Беларуси и формировании отношений с Россией. 1. В России и, как известно, в странах ЕС возник дефицит рабочей силы. В последующие годы этот дефицит будет обостряться, что вызовет еще больший отток белорусов на работу в ближнее и дальнее зарубежье (в Польше, к примеру, с 1 сентября 2006 г. отменено обязательное согласование приема на работу белорусов, украинцев, молдаван). Уже в 2006 г. недостаток квалифицированных строителей в Минске стал одним из основных факторов (наряду с износом техники) срыва планов строительства жилья в столице. В то же время 20 тыс. строителей из Беларуси работают на стройках Москвы. Можно полагать, что необходимость заставит Россию создать более приемлемые условия для работы мигрантов. Кроме того, белорусов в меньшей степени затронет разгул ксенофобии в России. Поэтому отток белорусов на работу в Россию, весьма вероятно, возрастет. И если зарплаты работников в Беларуси не подтянутся к уровню российских (не говоря уже о польских), то проблемы с ростом объемов производства возникнут не только у строителей Минска. А если зарплата вырастет, то неконкурентоспособность ресурсоемких белорусских производителей еще больше усугубится. Тогда не понадобятся и работники. И еще одно следствие возможной миграции из Беларуси, включая и временный выезд на заработки, — обострятся проблемы с пенсионным фондом и наполнением бюджета. В то же время для Беларуси есть и плюсы, вытекающие из нарастания дефицита трудовых ресурсов в России. Там будет происходить более быстрый рост зарплат. Поэтому в Беларуси будут оставаться более благоприятные условия для иностранных инвесторов по затратам на рабочую силу. И если произойдет отказ от белорусской модели и будет принята либеральная стратегия развития, то это конкурентное преимущество страны может быть реализовано. Кроме того, в случае проведения радикальных реформ (“шок” не в смысле роста цен, его уже не будет, а банкротства убыточных предприятий) возможный избыток трудовых ресурсов будет поглощен соседними странами. 2. Руководство России только сейчас начинает осознавать, какие тяжелые проблемы стоят перед российской экономикой. (“Я вам честно скажу, — говорил А. Чубайс журналистам летом 2006 г., — что мы ошибались, считая, что кризис может наступить когда-то в будущем. Я про московский дефицит сам понял только в декабре. Через два месяца получил подтверждение: да, положение кризисное. Поздно я это увидел, но первые увидели все-таки мы, и мы первые стали об этом говорить” (“Эксперт”. — № 16, 2006, стр. 69). Сами не знали...) Сейчас в России осознают, что без выравнивания внутренних цен на энергоносители с ценами мирового рынка (с учетом затрат на транспортировку до потребителя) российские проблемы неразрешимы. Поэтому с 6 декабря 2006 г. в России стартовала трехлетняя программа правительства по выравниванию экспортных и внутренних цен на газ. Отсюда следует, что в недалеком будущем цены на энергоносители для Беларуси, как и для российских потребителей, будут на уровне мировых. Это произойдет в любом случае, независимо ни от каких уступок “Газпрому”, ни даже от вхождения Беларуси в состав России. 3. Российская экономика имеет долгосрочную перспективу развития, напомним, только в случае формирования пакета соглашений с мировыми экономическими лидерами о включении России в процесс реструктуризации мировой экономики, прежде всего в качестве гаранта стабильности энергетического обеспечения. В этом случае Россия может получить масштабные инвестиции и включиться в мировой оборот высокотехнологичной продукции. Но этот случай означает для Беларуси превращение в Северную Корею, поскольку белорусская модель нежизнеспособна при мировых ценах на энергоносители и открытости российского рынка (что произойдет при вступлении России в ВТО) для товаров из третьих стран. Но есть вероятность, что сторонники “великой России” и мобилизационный вариант развития возьмут верх. Россия продолжит неизбежную тогда конфронтацию с Западом и попытается реализовать свои имперские амбиции, опираясь на региональную интеграцию (ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ и т. д.) и на лавирование между складывающимися центрами силы (Китай, Индия, ЕС, США). Но в таком случае, напомним сценарии А. Белоусова, у экономики России нет будущего. При этом весьма вероятен распад самой России. Но это будет означать и конец “белорусской модели”. Отметим, кстати, что при любом развитии событий в России “белорусская модель” обречена. 4. Ни Россия, ни другие страны СНГ не могут дать друг другу инвестиции и высокие технологии. Поэтому любая экономическая интеграция между этими странами, снижающая степень открытости экономики региона, будет сохранять технологическую отсталость этих стран. В том числе и самой России. Нынешнее руководство России стремится к региональной интеграции не во имя долгосрочных экономических интересов, а во имя достижения геополитических иллюзий. 5. В случае установления единой валюты для России и Беларуси “голландская болезнь” будет распространяться и на Беларусь. Это означает, что обрабатывающая промышленность страны будет поставлена в неблагоприятные для развития внешнеэкономические условия. (В России субъекты федерации с преобладающей обрабатывающей промышленностью субсидируются из федерального бюджета.) * * * Этой статьей мы заканчиваем краткий обзор проблем экономического развития России. Возможно, что читатель будет удивлен расхождением в оценках экономической ситуации в наших публикациях и сообщениях на российских телеканалах. Но для тех, кто следит за российской аналитикой, тревожный взгляд на события в России стал распространенным. Там пока решаются тактические задачи. Прежде всего, за счет иностранного капитала преображаются легкая и пищевая промышленность, стройиндустрия, налаживается производство бытовой техники и автомобилей. Стали доступнее услуги туристических фирм. Но в то же время основной массе россиян недоступно жилье (а без этого трудно рассчитывать на решение демографической проблемы), а то, в котором они проживают, в целом деградирует. Недоступны качественные услуги здравоохранения и образования. Нерешенность этих и других жизненных проблем может свести на нет тактические успехи. “Спустя 15 лет стало ясно: России с ее катастрофически уменьшающимся населением, без тесных экономических связей прежде всего с ближайшими соседями, быть не то что великой державой, но и сохранить существующие позиции (и, возможно, границы) в перспективе весьма проблематично, — пишет Руслан Хасбулатов, член-корреспондент РАН. — Все это следует знать не только власти, но и тем, кто пишет на эту тему, поскольку легковесные публикации, преобладающие в СМИ и на ТВ, серьезно дезинформируют современное российское общество, возможно, более серьезно, чем это происходило в эпоху коммунистической власти” (“Энергоресурсы России в глобальной системе международных отношений” // “Международная экономика”. — № 9, 2006, стр. 11). В заключение отметим, что целостности России угрожают не только негативные тенденции в развитии экономики, но и некоторые процессы, происходящие в российском социуме. Их рассмотрение может быть предметом других статей. _____________________ * Понятие "крест" пестрит сейчас в российских СМИ. Применяется для обозначения пересечения каких-либо тенденций развития. Начало серии см. в "БР" №№ 2, 3, 5, 6/2007. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прогнозов развития российской экономики имеется множество. И самого разного толка. Но мы сошлемся лишь на сценарии, озвученные наиболее авторитетным |
|