Небольшие провинциальные города очень милы, особенно по весне, когда утопают в цветущих садах. Их патриархальность, спокойный и размеренный ритм жизни — это ностальгическая боль в сердце столичного жителя, не раз в мыслях возвращающегося на свою малую родину. Но в наши времена романтика отступает на второй план. Где в маленьком городке работать? Зачастую негде. Чем занять молодежь? Увы... Есть ли перспективы у малых городов? Большой вопрос! Об этом сегодня рассуждают за «круглым столом» «СБ» завотделом теории регионалистики и устойчивого развития Института экономики НАН Татьяна ВЕРТИНСКАЯ, заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир МАЙОРОВ, первый заместитель директора по научной работе НИЭИ Минэкономики Анатолий БОГДАНОВИЧ, заместитель начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Владислав ТАТАРИНОВИЧ, председатель Березовского горисполкома Лидского района Валерий ЕВОДИК и председатель Чашникского райисполкома Анфим МИХАЛЕВИЧ.
«СБ»: С чего начнем?
Т.Вертинская: Есть такие показатели: потребление услуг на душу населения, уровень безработицы и уровень зарплаты. По всем им малые города проигрывают большим. Поэтому самые предприимчивые и квалифицированные люди уезжают. В результате — диспропорции в возможностях развития территорий. Большие города не справляются с наплывом людей, малые испытывают кадровый голод. Проблема? Да, для государства это проблема. Но она вызвана тем, что люди, брошенные на произвол судьбы, сами искали выход из положения и именно таким образом решали свои личные проблемы. Понять их несложно, они покидали родные места в поисках лучшей жизни, не видя никакой иной возможности прокормить семью. Бегство в города — это конечный результат, так сказать, следствие другой лежащей глубже проблемы.
А.Богданович: Вот вам небольшая иллюстрация для наглядности. В малых городах уровень зарплаты составляет 70 процентов от среднего по стране. А в таких областях, как Гомельская, он и того ниже — 64 процента. Лучше положение в Гродненской области — 75 процентов. В Витебской — 70 процентов. Конечно, есть среди них и такие, где и с занятостью, и с зарплатой более или менее еще можно мириться. Но это скорее исключение, чем правило. Общая картина, скажем так, довольно–таки удручающая.
«СБ»: Беда в том, что там даже работающих зарплата далеко не всегда устраивает. Поэтому и уезжают большей частью не самые худшие. Хороший специалист везде нужен.
Т.Вертинская: Да, зарплата зарплатой, но когда ее вообще нет, то что делать? Это даже хорошо, если люди еще едут искать работу. А что остается делать тем, кто не может или не хочет уезжать? На пособие–то не проживешь. Пополнять ряды толпящихся с утра до вечера у пивных?.. Уровень зарегистрированной безработицы, не говоря уже о скрытой, более чем в 70 процентах малых и средних городов выше, чем в среднем по стране. Проблема очень серьезная, в одночасье ее не решишь. Наиболее уязвимы в этом отношении города, где 1 — 2 предприятия, построенные еще в советские времена, занимали основную часть населения. Была работа, была и зарплата — город жил. В местный бюджет шли налоги, что позволяло содержать социальную сферу, а платежеспособность занятого на производстве населения поддерживала занятость в сфере услуг. Любой спад производства тут же сказывался на уровне жизни и города, и района. Они–то больше всего и пострадали после обвала в начале 90–х.
В.Еводик: В нашем городе Березовка проживает около 12 тысяч жителей, из которых более двух третей трудоспособного населения работает на стеклозаводе «Неман». Сфера услуг, культура, образование, медицина дают работу еще примерно тысяче человек. Кто–то занимается предпринимательством. И хотя сегодня времена другие, но отток трудовых ресурсов, особенно молодежи, по–прежнему идет. Одни уезжают, видя в большом городе определенные возможности для себя, другие — движимые желанием дать перспективу детям. Понять это стремление несложно. Ведь именно там, кажется им, открыты все двери и ждут их — талантливых, умных, подающих надежды. А приезжают — от романтических планов вроде еженедельных походов в театр ничего не остается. Они озабочены лишь выживанием. Но едут, потому что зарплата намного выше и в выборе места работы нет проблем.
«СБ»: И цены за снятый угол столичного жилья их не пугают. Правительством ставится задача создавать новые рабочие места в малых городах и селах, и, думается, она будет выполнена. А где взять квалифицированную рабочую силу?
В.Еводик: Для нас это и есть сегодня самая главная задача — остановить тех, кто уезжает. Мы сами заинтересованы в первую очередь в том, чтобы трудоспособная часть населения работала на экономику города. Своих возможностей у нас пока еще мало, поэтому предприятиям оказывает поддержку государство. Например, помогло стеклозаводу не только модернизировать, но и расширить производство. Но очевидно, что и новые предприятия нам придется открывать, и параллельно развивать сферу услуг.
А.Михалевич: Когда–то, помню, у нас в Чашниках было полторы тысячи безработных. Люди разъезжались кто куда. Но потом ситуация изменилась. Поддержали одно предприятие, открыли другое — и процесс, как говорят, пошел. Сегодня завод керамзитового гравия экспортирует более половины своей продукции. Изготавливаем строительные блоки из уникальной глины, залежи которой у нас есть. На очереди задача запустить в эксплуатацию цех производства красок на бумажной фабрике «Красная звезда». Добавлю, в Новолукомле будем восстанавливать цех по переработке рыбы, уже разрабатывается бизнес–план. Вот бы еще удалось восстановить кирпичный завод, была бы стопроцентная занятость населения.
В.Майоров: Хорошие тенденции... Если сравнивать ситуацию в нашей области лет 10 назад и то, как мы живем и работаем сейчас, — изменения есть. Главное, чтобы движение шло по нарастающей. В Гомельской области в соответствии с программой подготовлены предложения по 31 населенному пункту, 13 из которых — это города, столько же городских и 5 рабочих поселков. В основном их проблемы — это проблемы градообразующих предприятий. Их поэтому в первую очередь и будем поддерживать. Это позволит стабилизировать ситуацию, остановить отток рабочей силы, привлечь временно неработающих. И если мы этого добьемся в самое ближайшее время, мы заложим здоровую основу для качественного роста, для создания новых направлений экономической деятельности, новых современных производств и предприятий, развития социальной инфраструктуры. Будет работать экономика, будет жить и развиваться город.
В.Еводик: В социальной сфере, по благоустройству, решению жилищной проблемы за последние 3 года в нашем городе, считаю, сделано немало. Строим, используя льготы (3 процента годовых) по кредитованию строительства жилья в сельской местности и городах до 20 тысяч жителей. Уже сдали два дома ЖСК, третий — в стадии строительства. Стараемся закреплять кадры.
«СБ»: Человек ищет, где лучше...
А.Михалевич: Скажу о нашем опыте. Созданием только рабочих мест с хорошей зарплатой мы не обойдемся. Человек ведь не только работает, но и живет, растит детей. Поэтому города должны быть благоустроенными, иметь развитую сферу обслуживания, оздоровительные, образовательные, культурные и развлекательные центры. Но самый главный, первоочередной вопрос, безусловно, — это жилье. Если молодой специалист, например врач или педагог, приедет к нам на работу, то мы — местная власть — должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы обеспечить его и жильем, и возможностью трудоустройства супруги или супруга. Квалифицированные кадры надо беречь. Согласитесь, без них ни наши новые производства, ни инновационные проекты не заработают. Мы строим в сельской местности, в малых городах много объектов, а вот с кадрами дела похуже будут.
Информация к размышлению
Один из знакомых предпринимателей решил из Минска перенести свое производство в небольшой городок, за 200 километров от дома, от семьи. Но каково было его удивление, когда он обнаружил, что не может набрать работников в городе с 15–тысячным населением... И с безработицей, правильно, «выше среднего по стране». Простых работяг, средней квалификации строителей — в первую очередь дисциплинированных, без вредных, значит, привычек — не поверите, найти в нужном количестве не смог! Разъехались кто куда.
«СБ»: Перекосы, перегибы... Чем–то же надо их выравнивать да разгибать. Или меньше допускать ошибок?
А.Михалевич: Здесь только наука может помочь. В повседневной работе, когда ничего нового изобретать не приходится, практики и сами разберутся. Новое без науки плохо приживается. Хотелось, чтобы ученые больше помогали нам на местах, давали рекомендации по комплексу текущих проблем и на перспективу, помогали просчитать наиболее эффективные варианты. Например, когда речь идет об энергосберегающих технологиях и использовании местных видов топлива. Очевидно, что эту работу с большим эффектом можно вести в малых городах. Но чтобы работа была действительно эффективной, ее надо организовать на научной основе. Ведь, грубо говоря, если есть лес — это не значит, что просто иди руби деревья, коли на дрова, вези и топи котлы. Есть проблемы транспортировки, строительства мест хранения, использования современных технологий сжигания и многое другое — об этом далеко не все еще думают.
Т.Вертинская: Мне кажется, ни в программе, ни в реальной жизни нет у нас механизма, который бы стимулировал предприятия, получающие финансовую помощь от государства, внедрять современные технологии, выпускать действительно конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на рынке. Есть опасения, что и после модернизации производства они будут повторять образцы не только зарубежных конкурентов, но и отечественных. Причем не самые лучшие. Я смотрела список 188 предприятий, нуждающихся в господдержке, и мне показалось, что серьезных бизнес–планов, тем более на перспективу, раз–два — и обчелся. Хотя помощь для них предусмотрена в полном смысле серьезная.
А.Богданович: Татьяна Сергеевна, льготы, заложенные в программе, предусмотрены для новых предприятий. А финансовое оздоровление — это совершенно другой вопрос.
В.Татаринович: В программе развития малых и средних городов предлагается дополнительно установить ряд таких льгот по налогу на прибыль, платежам в целевые бюджетные фонды, по налогу на недвижимость для организаций и индивидуальных предпринимателей. Это, считаю, будет неплохим стимулом развития экономической деятельности на этих территориях. И что очень важно, с этого года все основные налоги от вновь созданных производств будут оставлять на местах и направлять их на развитие регионов. У местной власти появился хороший стимул развивать новые, в том числе частные, производства. Кстати, упрощенная система налогообложения позволяет уплачивать, по сути, всего один налог с выручки. С упором на то, чтобы она стала привлекательной в первую очередь для микропредприятий с численностью работающих до 15 человек и малых предприятий с численностью до 100 работников.
Кстати
Индивидуальные предприниматели, которые имеют сегодня до трех наемных работников, после преобразования в юридическое лицо — микропредприятие — могут нанимать 10 — 15 работников и быть на равных правах с остальными юридическими лицами. Это правовая форма, не требующая бухгалтерского учета.
В.Майоров: Думаю, что заложенные в программе меры будут способствовать развитию частной инициативы, создадут определенные предпосылки для привлечения инвестиций. Сегодня речь идет и о более эффективном использовании объектов государственной собственности, об упрощенном механизме их отчуждения. Но их надо не просто продавать, а продавать такому собственнику, который сможет вовлечь эти объекты в экономический оборот и более эффективно использовать. Сказать, что все пойдет гладко и без проблем, нельзя. Но без принятия этих мер будет гораздо сложнее.
В.Татаринович: Добавлю, сейчас готовится и проект указа «О мерах по стимулированию производства и реализации отдельных товаров». Он определит перечень продукции, при производстве и реализации которой организации в течение трех лет будут освобождаться от уплаты ряда налогов. Это тоже станет неплохим стимулом для развития новых предприятий и производств в малых и средних городах.
В.Майоров: Хотелось бы, чтобы в программе были сформулированы в конкретной форме стимулы для повышения заинтересованности крупных предприятий в размещении своих филиалов по производству комплектующих на базе небольших предприятий в малых городах. Как это практикуют сегодня моторный и тракторный заводы. Расширяться они будут, но в пределах столицы это сделать не так просто. Поэтому размещать производства на периферии будет выгодно и для заводов, и тем более для нас. В качестве первых примеров могу привести Хойникский завод по производству гидроаппаратуры, поставляемой на Минский тракторный завод, наровлянское предприятие того же профиля, но которое уже в составе холдинга работает на нужды МТЗ.
Т.Вертинская: Что касается холдингов. В мире ни одно конкурентоспособное производство в малых городах не развивается автономно. Оно всегда является частью крупных интегрированных комплексов, так называемых кластеров. Так проще внедрять инновации. Эти производства, как правило, выполняют очень узкую вспомогательную роль, иногда просто обслуживающую. Это гибкие структуры, которые реагируют на малейшие изменения конъюнктуры рынка. И быстро перестраиваются, что позволяет выжить и им, и всей системе, в которую они встроены. Если мы говорим о развитии экономики, используя рыночные категории, в частности, о повышении конкурентоспособности наших товаров, значит, у нас отношения между производителями должны строиться на основе конкуренции. Чтобы она определяла успешного производителя, толкала на внедрение инноваций. Но для этого мы должны более активно формировать у себя рыночную среду. Сейчас не 90–е годы, экономика стабильно работает, безработица минимальна. Пора, по–видимому, дать большую самостоятельность предприятиям и местной власти.
Кстати
К концу 2010 года удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров, работ и услуг, должен быть доведен до 30 процентов. (Из доклада Президента на третьем Всебелорусском собрании.)
«СБ»: Анфим Иванович, на ваш взгляд, чего не хватает в малых городах такого, что могло бы ускорить развитие предпринимательства?
А.Михалевич: Если у нас на республиканском и областном уровнях профессионально занимаются проблемами развития предпринимательства, думаю, и на региональном уровне должен быть какой–то центр, владеющий всей информацией по организации такого рода деятельности и возможностям использования бизнес–структур в экономике района. Именно на местах нужно создавать благоприятные условия для инициативных, предприимчивых людей, устранять правовые, административные и организационные ограничения и барьеры, препятствующие развитию бизнеса. К сожалению, унифицированного механизма для этого нет. Кто, например, поможет предпринимателю юридически правильно составить бизнес–план, чтобы он смог получить деньги из банка? Кто выступит гарантом? Вопросов много, а ответов мало.
А.Богданович: Есть такая проблема. Всех обязывают представлять бизнес–планы, а специалистов по их разработке не хватает. Если мы хотим, чтобы предпринимательство развивалось в малых городах, значит, этот процесс надо как–то организовывать. Не так, самотеком: вам дали льготы, а вы работайте, развивайтесь. Сейчас в местных бюджетах не предусмотрено никаких средств не только на эти цели, даже на науку ничего не выделяется.
В.Еводик: Анфим Иванович упомянул о тех предпринимателях, которые бизнес–план сами не могут составить и никаких средств не имеют. Нужны ли нам такие? Это не та сила, на которую можно рассчитывать и поддерживать льготами.
Сначала дай им деньги, напиши им бизнес–план, а они попробуют... А не придется ли за них и работать? Предприниматель должен быть инициативным человеком, умелым организатором, иметь положительный опыт работы в бизнесе.
В.Майоров: Экономить на бизнес–консультировании нельзя. Но и предпринимателю не следует рассчитывать, что райисполком этот бизнес–план для него будет писать. Я считаю, что мелкий бизнес, если он готов из «челнока» превратиться в структуру с более серьезными намерениями и масштабом деятельности, должен быть готовым к тому, чтобы уметь оформить свои цели документально, в том числе составить бизнес–план своей деятельности. Не такие они уж и беспомощные. Что касается помощи финансовой. Есть, например, такой механизм выделения средств из фонда развития занятости. Скажу, в нашей области достаточно активно им пользовались для создания новых рабочих мест. Давали из бюджета беспроцентные ссуды на два года для приобретения технологического оборудования, на ремонт производственного здания или помещения. Под парикмахерскую, например, или мастерскую. По 5 — 10 миллионов через центр занятости мы могли выделять на одно создаваемое рабочее место. И вы знаете, малый бизнес брал гораздо активнее, чем государственные предприятия, которые тоже имели право пользоваться такими кредитами. Второе направление — это льготирование процентной ставки из областного бюджета. Мы закладывали эти расходы в бюджете отдельной статьей. После утверждения наиболее полезных проектов, которые, по общему мнению, заслуживают поддержки, мы дотируем из областного бюджета половину процентной ставки банка. Даже этих двух механизмов было достаточно многим предпринимателям для создания предприятий.
А.Богданович: Эти льготы предусмотрены прежде всего тем, кто будет создавать предприятия, создавать новые рабочие места и работать.
В.Татаринович: Да, здесь нужно четко разграничить вопрос оказания финансовой поддержки в виде выделения бюджетных средств, в том числе и на возвратной основе, и вопрос применения налоговых льгот. Бюджетные ссуды и субсидии даются только под конкретный бизнес–план, проект и даются с гарантией их целевого использования. Льготами по налогу на прибыль, по платежам в целевые бюджетные фонды с выручки предприятие может реально воспользоваться только в том случае, если оно реально будет продавать свою продукцию. То есть в своем распоряжении можно оставить сумму подлежащих к уплате налогов только тогда, когда получена выручка от реализации. Если у меня продукция остается на складе, никакой отдачи от льгот не будет. Льготы, надо помнить об этом, — временная мера. Это финансовая помощь на становление, на начальный этап деятельности, чтобы человек безболезненно мог закрепиться и начать нормально работать.
«СБ»: Местные власти, с одной стороны, должны идти навстречу предпринимателям. Заинтересованность в них вроде какая–то есть. С другой стороны... А есть ли вообще «другая сторона», тормозящая?..
Кстати
Государство должно минимизировать вмешательство в работу малого и среднего бизнеса. (Из выступления Премьер–министра на заседании Президиума Совмина, посвященного обсуждению проекта Государственной программы содействия занятости населения Беларуси на 2007 год.)
В.Майоров: Серьезного тормоза я не вижу. Хотя случается, что местные руководители, мягко говоря, не заинтересованы в том, чтобы малый бизнес конкурировал с «подведомственными» предприятиями. Ведь они работают не только там, где можно иметь прямую экономическую выгоду, но и там, где это необходимо району для обеспечения тех или иных обязательных социальных стандартов. И только за счет того, что малый бизнес их не вытесняет с прибыльных позиций, они тем самым перекрывают свои убытки и держатся на плаву.
А.Михалевич: Примеры, когда местные руководители «лоббируют», например, райпо, можно найти в любом районе. А как им поступать, если в результате, извините, разгула рыночной стихии под угрозу ставится вся социальная политика в районе? Кто будет обслуживать сельских жителей, если райпо обанкротится? Бизнес этим заниматься на таких условиях, на каких работает потребкооперация, не будет. Я считаю, если отдавать волевым решением предпринимателям убыточные предприятия, то отдавать все, а не делить так, что прибыльные точки приложения капитала достанутся предпринимателям, а убыточные — государству.
В.Майоров: У нас практикуется, например, распределение маршрутов для маршрутных такси таким образом, чтобы к прибыльному направлению в обязательном порядке «прилагалось» два невыгодных. Люди–то у нас живут не только там, куда хотят ездить частные «извозчики». Власть должна обеспечить транспортное сообщение для всех и везде. И даже там, где это невыгодно с экономической точки зрения. Только делать это надо гибко и умело.
Т.Вертинская: Возрождение малых городов не надо сводить к развитию предпринимательства. Это целый комплекс проблем, которые нужно решать параллельно. По моему мнению, у нас чрезмерно централизована система местного управления и самоуправления. Я понимаю, что жесткая система «вертикали» власти — это условие высокой управляемости государства. Но одна маленькая деталь постоянно нарушает стройность и эффективность данной системы. У нас функции власти недостаточно четко разграничены между собой. Нередко одни и те же полномочия закреплены за всеми уровнями, что размывает ответственность за принятие и исполнение решений. Если все хорошо — заслуга верхнего уровня местной власти, если плохо — виноваты на местах. В результате возникает тот самый тормозящий момент, о чем вы говорили, и снижается эффективность работы всей системы.
В.Майоров: Я лично не вижу большой проблемы в том, как разграничены полномочия между уровнями власти. То, что за предприятие, находящееся на территории области, отвечает и министр отрасли, и губернатор, и глава района, где оно расположено, в этом ничего плохого нет. Они не дублируют друг друга. Они отвечают за разные стороны деятельности этого предприятия. Хотя пределов совершенствования нет и всегда можно что–то улучшить.
А.Михалевич: Программные задачи, стоящие перед районом, которые нужно решить в обязательном порядке, своими силами далеко не всегда решаемы. Поэтому приходится обращаться в область, министерства. И в то же время мы сами активно привлекаем спонсорскую помощь, используем внутренние резервы. Но существующий порядок финансирования лишает стимула к развитию за счет каких–то своих ресурсов, сэкономленных средств. Ограничивает самостоятельность в действиях по выполнению тех же программ.
В.Татаринович: Коллеги! Скажу вот о чем. Исполнение бюджета позволяет нам решать более глобальные, так сказать, проблемы. Правительством ставится задача среднесрочного планирования бюджета на два предстоящих года. Это в определенной степени позволит урегулировать проблемы, о которых вы говорите.
А.Михалевич: Сегодня, учитывая обстановку с повышением цен на энергоресурсы, на помощь центра особо рассчитывать не приходится. Значит, нужно больше использовать свои внутренние резервы во всех сферах деятельности. Только бы подобрать нужные ключики и открыть их, разбудить инициативу людей. И еще. Надо бороться с иждивенчеством и среди руководителей, и среди простых работников. Заметьте, больше всего претензий к государству слышишь от тех, кто сам палец о палец не ударит. И чем меньше таких будет, тем лучше будем работать и лучше жить. Вне зависимости от того, в каком городе — большом или малом.
А.Богданович: Правильно, если все имеющиеся производственные мощности будут работать с полной отдачей, мы решим большую часть наших текущих проблем. Все, что находится в госсобственности и неэффективно используется, будет распродано на аукционах. И здесь мы рассчитываем на тех же наших предпринимателей, на зарубежных инвесторов. Конечно, все населенные пункты имеют свою специфику, но возможности есть у всех. Одни будут развиваться как агрогородки, другие — больше как промышленные центры, третьи — как туристические. Перспективы для развития тех или иных видов производственной деятельности или сферы услуг есть в каждом районе. Главное, чтобы инициативы сверху и снизу находили друг друга и прирастали результатами в делах, а не в отчетах.
«СБ»: Эти проблемы характерны не только для Беларуси. Практически половина населения планеты сегодня проживает в столицах. Во многих развивающихся странах единственный крупный город — это и есть столица. Большинство европейских стран уже переболело урбанизацией и нашло свою золотую середину. У нас все еще впереди. Важно, что мы не ждем, пока все само собой утрясется. За сухими категориями «урбанизация» и «миграция» стоят судьбы людей. И еще более важно, что о них в первую очередь думает государство, определяя задачу возрождения села и малых городов как одно из главных направлений своей политики. Но важно не «заформализовать» насущную идею, как можно более интенсивнее привлечь бизнес, возродить прекрасный «местный патриотизм». Тогда наши бесчисленные малые городки заживут весело и интересно, а молодежь после школы и армии не будет раздумывать — уезжать или оставаться? Оставаться!
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.