Не упустите время
Наталия КАРПЕНКО
«Власть не дают, власть берут» — именно этой фразой, ставшей уже классической, завершилось выступление председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по региональной политике и местному самоуправлению Анатолия Малофеева перед председателями сельских и поселковых Советов депутатов. В ходе встречи, которая — уже традиционно — проводилась на базе Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обсуждались задачи, стоящие перед местными Советами депутатов в связи с реализацией Указа Президента № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения».
Подписание Указа стало реальным шагом к решению проблем первичного уровня власти. Можно сказать, что сегодня отсчет времени у председателей местных Советов депутатов начинается с чистого листа. Что будет написано на этом «листе», во многом зависит от инициативы каждого из них. В Указе, подчеркнул Анатолий Малофеев, четко очерчены многие позиции, касающиеся деятельности сельских и поселковых Советов. Но реализовать их сегодня непросто. Зачастую — из-за неповоротливости на местах, нежелания что-либо менять в привычной, устоявшейся системе. «Журналисты уже спрашивают меня, как реализуется Указ, каковы первые результаты. Если бы все было так просто...». Не секрет, что многие представители первичного уровня власти ожидали большего от вышеназванного документа. По крайней мере, в той его части, которая касается формирования бюджета первичного звена. Но «золотой дождь» не пролился — Указ предложил не источники обогащения, а, скорее, пути и возможности зарабатывания денег. Используют ли сельские Советы эти возможности, покажет время. Пока же, как констатировал Анатолий Малофеев, больших подвижек и активности в этом направлении не наблюдается. Он призвал и присутствующих, и — в их лице — всех председателей первичного уровня власти еще раз внимательно пересмотреть запланированные мероприятия по социально-экономическому развитию своих территории и в соответствии с Указом внести до 1 июня текущего года в Советы депутатов районного уровня предложения о размерах отчислений от местных налогов и сборов, суммах дотаций. «Не дадите этих предложений — к концу года придете ни с чем», — заявил Анатолий Малофеев. Возникает ряд вопросов и по реализации положения 8.2 Указа, касающегося проведения инвентаризации дорог, а также систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов и передачи этих систем специализированным организациям, ЖКХ. «Начинайте уже инициировать это движение. В районе вам могут сказать, что сегодня у ЖКХ нет мощностей, нет возможностей. Но это не ваши проблемы. Пусть шевелятся! Надо к этому их приучить. То же самое касается и передачи дорог. Создадим систему — все получится. И здесь председатели районных Советов, райисполкомы не должны быть в стороне», — считает Анатолий Малофеев. Как известно, в ближайшее время, также в соответствии с положением Указа № 21, будет сформирован Совет по взаимодействию органов местного самоуправления. Создается он на общественных началах, и задача его — «не приказывать, а консультировать». Совет, выступая как бы «связным» между органами местного самоуправления и высшими государственными органами власти, должен будет аккумулировать все проблемы и вопросы с мест, определять, что из наболевшего можно решить сейчас, а что — отложить на перспективу. «Возможности и полномочия вам даны. Так что нужно научиться работать, как власть, используя в том числе и Положение о председателе сельского, поселкового и городского исполнительного комитета, и сам Указ № 21, и другие законодательные документы, касающиеся института местной власти. Они должны не просто лежать у вас на столе, а быть отправной точкой в работе. Теперь многое зависит от вас, не упустите время», — подвел черту под выступлением Анатолий Малофеев. Дальнейшая дискуссия с председателями первичного звена власти показала, что внедрение Указа Президента № 21 на местах пока еще пробуксовывает по ряду причин. Поэтому в ближайшее время будут приняты определенные шаги по обеспечению его скорейшей реализации. Предполагается, в частности, определить в каждом районе базовый сельсовет, который станет «площадкой» по отработке положений Указа, а также провести совещания с районными властями, службами и специалистами по вопросам внедрения Указа. Сергей ЛЕШИК, председатель Леснянского сельского Совета депутатов Барановичского района: — Хорошо, что повернулись к нам, к сельским Советам. Но проблем пока хватает. Например, нашему автомобилю «Нива» уже 15 лет, ездим на нем правдами и неправдами. 50 процентов коллег по нашему району имеют старые, практически добитые машины. Зато оргтехнику выдали полностью, не знаю только, когда за нее рассчитаемся. Пока еще нас, сельские Советы, нагружают несвойственными нам обязанностями. Взять хотя бы уличное освещение. Чтобы снять электропоказания счетчика, лезешь (без права допуска) туда сам. А кто еще полезет, если нет специалиста? Наш сельский Совет и закупом молока занимается, и водопровод на нем, и уборка мусора. За несанкционированные свалки нас постоянно наказывают, а ведь у сельсовета порой нет средств, чтобы топливо приобрести да вывезти мусор. Не повезло и в том плане, что на нашей территории нет базового хозяйства. Значит, надо как можно быстрее провести инвентаризацию и передать вышеуказанные объекты специализированным организациям. Хотя с дорогами тоже вопрос. На баланс ДРСУ передаются дороги с твердым и гравийным покрытием. А у нас по всему сельсовету их раз-два и обчелся. Остальные — проселочные. То есть, они снова останутся на наших плечах? Как их подсыпать и грейдировать, если на благоустройство сельсовета в этом году выделено всего 800 тысяч рублей? Инна ПОПОВА, председатель Мирского поселкового Совета депутатов Кореличского района: — Очень ждала этот Указ. Спасибо, что сохранили историю, что Советы остались Советами, а не муниципалитетами, как некоторые предлагали. К нам ведь идут люди. Зачем же перестраивать их мышление? Но есть большие трудности с формированием бюджета поссовета. Как известно, Мир — поселок особенный, денег на поддержание порядка нужно много... Мы сдаем в аренду здание при бане (получаем 300 евро в месяц). Продали с аукциона здание, находившееся на нашем балансе, за 20 млн рублей. Но эти деньги у нас забрали на строительство агрогородка. Хорошо, понимаю... В нашем сельсовете люди активно оформляют землю в частную собственность. Например, в позапрошлом году мы получили благодаря этому 5 миллионов рублей, в прошлом — 3 миллиона. Но если в позапрошлом году я успела израсходовать эти деньги на нужды своей территории, то в прошлом году заработанные 3 миллиона финотдел у нас забрал. Нужно, чтобы было четко понятно, сколько денег, какие налоги остаются в сельском Совете, чтобы мы, зная это, старались работать лучше, чтобы был стимул. И еще очень хотелось бы в рамках учебы председателей сельских Советов, которая проводится в Институте высших управленческих кадров, встретиться с финансистом, который помог бы разобраться с документами. Потому что в нашем районном финотделе мы никому не нужны. Там говорят: «А вы, сельсоветы, не наши!». Тогда чьи? Не ездить же по каждому вопросу в столицу! Любовь ОБОЛЕВИЧ, председатель Опсовского сельского Совета депутатов Браславского района: — На сегодняшний день по формированию бюджета должны быть разработаны на уровне министерств четкие нормативы. Все знают, как активно вводится уличное освещение. Но единого подхода к его финансированию нет. Одному сельсовету районные финансисты дают столько-то, другому — столько-то, третьему — еще столько-то, на свое усмотрение... А надо по-другому. Есть, например, тысяча населения, положена на эту тысячу определенная сумма — ее и дайте. У нас же все зависит от желания местных финансистов. И еще проблема. Браславский район территориально граничит с Литвой и Латвией. Многие иностранные граждане имеют на территории нашего Совета дома, доставшиеся им по наследству, и участки, которые оформляются сегодня на условиях договора аренды. Но ставка арендной платы для иностранцев настолько мизерна!.. Она не поддается никакому сравнению с суммами, которые платят наши граждане. А ведь это прямые деньги сельского Совета, которые уходят мимо. Иностранные граждане пользуется нашей землей, некоторые даже проживают, а отдачи — никакой. Михаил ШУЛЬГИН, председатель Гервятского сельского Совета депутатов Островецкого района: — Очень хорошо, что у нас появится Совет по взаимодействию с органами местного самоуправления — будет куда обратиться в случае возникновения проблемы, которую нельзя разрешить своими силами. А вообще считаю, что все вопросы нужно решать «полюбовно» со своими местными хозяйствами. У нас границы сельсовета совпадают с границами СПК, достаточно крепкого. Поэтому по жилищно-коммунальному хозяйству проблем практически никаких. Работаем сообща: мы, например, определяем день для вывоза мусора, а руководитель СПК выделяет транспорт. Есть Советы, которые пользуются услугами ЖКХ района. В конце месяца им выставили счет на 400 тыс. рублей. Кто его будет платить? А долг с каждым месяцем нарастает...
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Власть не дают, власть берут» — именно этой фразой, ставшей уже классической, завершилось выступление председателя Постоянной комиссии Совета Республ |
|