Кто вылечит «железного коня»?
Кто вылечит «железного коня»?
Визит в автосервис сродни походу в стоматологическую клинику: хочешь не хочешь, а избежать мало кому удается. Как вести себя на приеме у автомобильных «докторов» и как защитить свои права в случае некачественного «лечения»? Ольга БЕРЕСНЕВА - Во многих СТО действует почасовая оплата, - говорит заведующая юридическим отделом Минского общества потребителей Наталья Карп. - В результате бывает так: потребитель сразу оплачивает несколько часов работы, но за это время в автомобиле не устраняют элементарную причину поломки, зато находят массу других «неисправностей» и требуют за это дополнительную плату. Зачастую у человека просто нет времени, чтобы находиться рядом с мастером и контролировать его работу. А если и есть, согласитесь, немногие автомобилисты настолько хорошо разбираются в технике, чтобы сходу определить, правдив ли «диагноз» автомобильного «доктора». Вот и получается, что среднестатистический автовладелец становится легкой добычей ушлых автомастеров. Часто люди в поисках более низкой цены доверяют своих «железных коней» маленьким СТО, располагающимся в гаражном боксе. Здесь можно найти и высококвалифицированных специалистов, и местного умельца дядю Васю, который, если трезв, за две бутылки возьмется отремонтировать все, вплоть до лунохода. - Но чаще потребитель сталкивается в таких «гаражных» СТО с невысокой квалификацией специалистов, - рассказывает Наталья Карп. - Индивидуальные предприниматели денег на современное оборудование обычно не тратят. Зачастую у них нет ничего, кроме собственных рук и гаечного ключа. Кроме того, в случае возникновения претензий к работе таких мастерских споры решать значительно сложнее. В большинстве конфликтных ситуаций предприниматели попросту отрицают сам факт выполнения той или иной работы и соответственно - заключения сделки. По словам Натальи Карп, несколько месяцев назад в Минское общество потребителей обратилась минчанка Элеонора Сергеевна Розендорф с жалобой на ИП «Римашевский». Мастер восстанавливал автомобиль женщины после аварии. В итоге, если до обращения «железный конь» просто не мог ехать, то после «мастерского ремонта» машина даже стоять уже не могла: начала буквально разваливаться на части. Уладить мирно конфликт не удалось: предприниматель заявил, что никаких услуг по ремонту авто он Элеоноре Сергеевне не оказывал. Точно так же нерадивый мастер вел себя и на суде. - Минчанке помогло то, что она предоставила фотографии своего авто в гараже индивидуального предпринимателя, которые она сделала для оценки повреждений в страховой компании, - продолжает Наталья Карп. - Суд вынес решение в пользу потребителя. Однако, как показывает практика, пострадать можно, даже купив новое авто и обслуживая его по гарантии. - Сейчас в суде Заводского района рассматривается иск жителя Солигорска Виктора Иванова к сервисному центру «Рено», - рассказывает Наталья Карп. - Мужчина приобрел в Минске новый автомобиль. Не прошло и несколько месяцев, как во время одной из поездок машина неожиданно заглохла. Завести авто не удалось. Поскольку поломка произошла в период гарантийного срока, мужчина обратился в сервисный центр. Здесь его «обрадовали». «В двигатель попал инородный элемент, то есть причина поломки - неправильная эксплуатация автомобиля. Случай не гарантийный, значит - за ремонт придется платить». И назвали цену, равную четверти стоимости машины. Сомневаясь в таком «диагнозе», автовладелец решил обратиться в Минское общество потребителей. Было проведено независимое исследование в НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз. Это заключение сильно отличалось от выводов специалистов сервисного центра. По мнению экспертов, в двигатель действительно попал инородный элемент, но не снаружи, как утверждали в сервисном центре, а изнутри. Во время последнего техосмотра (согласно договору обслуживания, автомобиль периодически осматривают в сервисном центре) одну из деталей двигателя установили неправильно, да еще и ненадежно закрепили. В результате во время эксплуатации автомобиля шайбы, которые использовались для крепления детали, вылетели и попали в механизм двигателя, повредив его. Поскольку, познакомившись с этим заключением, сервисный центр все же остался при своем мнении, дело было передано в суд. Сейчас назначена еще одна экспертиза, после чего будет вынесено окончательное решение. Как же автовладельцу обезопасить себя? - Все-таки лучше обращаться в легальные мастерские с надежной репутацией, - рассказывает Наталья Карп. - Кстати, все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, за исключением полировки, покраски и химчистки, подлежат обязательной сертификации, как связанные с безопасностью эксплуатации транспортного средства. И если возникли сомнения, смело требуйте сертификат соответствия. Перед тем как передать свой автомобиль в руки мастера, четко и подробно оговорите объем предстоящих работ, цены и гарантии. И главное - перед тем, как расплачиваться, обязательно требуйте документ (расходный кассовый ордер, квитанцию, расписку), в котором будет подробно указано, кем и какие услуги были оказаны и их стоимость. Если же владелец мастерской откажется, пригрозите, что в противном случае вы не заплатите за работу. Помните, что, имея документ, в случае конфликтной ситуации вам будет значительно проще решить спор в свою пользу. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Визит в автосервис сродни походу в стоматологическую клинику: хочешь не хочешь, а избежать мало кому удается. Как вести себя на приеме у автомобильных
|
|