Владимир Гостюхин: «Тема войны для меня святая»
Владимир Гостюхин: «Тема войны для меня святая»
В творчестве народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Поистине звездной стала для него роль Рыбака в фильме «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». Затем были «Старшина», «Генерал», «Первый после Бога» - фильмы, в которых актер создал глубокие и убедительные образы «человека служивого»… Сегодня известный артист в гостях у «МК» Ольга БЕРЕСНЕВА - Этот фильм изменил мою жизнь. Встреча с режиссером фильма Ларисой Шепитько стала самой важной в моей творческой судьбе. Я служил рабочим сцены в Москве, в театре Советской армии. Конечно, мечтал о ролях и терпеливо ждал, когда же представится случай проявить себя. Как-то заболел один из ведущих актеров, игравший старшину Бокарева в спектакле «Неизвестный солдат». Я эту роль знал, потому что всегда присутствовал на спектаклях, «примерял» ее на себя. Случайно (или по велению судьбы?) на спектакль с моим участием пришла Светлана Климова - второй режиссер фильма «Хождение по мукам», который снимали на «Мосфильме». Она и предложила мне роль анархиста Красильникова. Вероятно, после этой роли обо мне узнала и Лариса Шепитько, которая вскоре пригласила на пробы в «Восхождение». Так я получил роль Рыбака. - Это один из наиболее сложных образов в вашем творчестве. Правда, что на съемках вы даже теряли сознание? - В финальной сцене мой герой после неудачной попытки покончить с собой покаянно рыдает. Как только закончились съемки, я действительно потерял сознание. В чувство привели, разжав мне зубы и влив стакан водки. А после произошло что-то мистическое. В этой сцене я снимался с синяком на лице, который «нарисовали» гримеры. Потом нужно было переснять одну из предыдущих сцен уже без «синяка». Но оказалось, что смыть его невозможно: он проявился на лице… К слову, Лариса Шепитько вспоминала, что когда она показывала «Восхождение» в США, известный режиссер Фрэнсис Коппола сказал, что после такого пронзительного финала актеры не выживают. - Как вам удается быть всегда искренним и убедительным на экране? - Я сторонник психологического театра и кино: работая над ролью, провожу психоанализ образа. Я должен найти в себе черты характера моего героя. Это всегда непросто и даже мучительно. Наверное, поэтому самый сложный для меня - первый съемочный день. Иногда то, что я делаю на площадке, не совпадает с видением режиссера. Порой мне уступают, потому что видят живой характер, а порой у нас возникают довольно жесткие споры. Отдать свою жизнь… - Как вы считаете, почему режиссеры так охотно приглашают вас сниматься в фильмах о войне? - Я уважаю человека в форме, того, кто призван служить Отечеству. Суть этой профессии - в принципе «отдать свою жизнь за други своя». Прожив немало, я до сих пор не могу понять, как наши родители, деды пережили Великую Отечественную, как смогли выстоять. Эта тема для меня святая. А как отображают ее в современном кинематографе? Иногда просто больно смотреть. К теме войны, конечно, нельзя относиться так плакатно, как это было подчас в советском кино, но сейчас, например, в фильмах «Штрафбат», «Сволочи», извращается сама суть народного подвига, принижается его значение. Пусть лучше снимают меньше фильмов о войне и армии, но зато делают их качественно, на высоком художественном уровне. - По-вашему, каждый юноша обязан отслужить в армии? - Безусловно. Я сам пошел служить уже после окончания ГИТИСа. Я был несколько расхлябан, а служба в армии помогла мне стать более организованным. Я восстановил в себе волевые качества, которые у меня были и раньше, но как-то подрастерялись. Считаю, что в значительной степени благодаря своему армейскому опыту я смог выдержать многие жизненные испытания. Думаю, службу в армии нужно пройти каждому мужчине. Как натянутый нерв - Какие фильмы вы сегодня смотрите? - Предпочитаю старое советское кино. В те времена снимали много замечательных картин с блистательными актерами. Леонов, Евстигнеев, Борисов - этот список можно продолжать бесконечно. А современные фильмы, даже те, которые отмечены призами различных фестивалей, зачастую меня не трогают. Иногда заставляю себя смотреть, чтобы, как говорится, быть в курсе. По-моему, эти ленты какие-то недоработанные, подражательные. И уж тем более не понимаю, что находит зритель в картинах вроде «Мне не больно», «Жмурки», «Ночной дозор»... Это же какое-то бездушное мелькание картинок, клиповое кино. - Ваше отношение к сериалам. - Они дают возможность молодым актерам заявить о себе, но в то же время их и портят. Ведь большинство таких фильмов очень низкого уровня. Мне часто предлагают сняться в том или ином сериале, но я, как правило, отказываюсь. Никогда не берусь за роли только ради заработка. Вот если меня взволнует предлагаемый образ, я увижу что-то живое в характере… Так, например, было с «Дальнобойщиками». Герои сериала - простые нормальные мужики, подставляют друг другу плечо, умеют распознать добро и зло. Вот такие цельные натуры меня и привлекают. - Можете назвать свою любимую роль? - Недавно я понял, что больше всего мне дорог образ старшины Коцубы из фильма «Старшина». Я люблю таких людей - подчас суровых и даже жестких, но в то же время очень надежных. - Вы человек, который может без стеснения сказать правду в глаза? - Считаю, что в работе надо всегда говорить правду, без этого не будет результатов. Меня так приучили мои педагоги. Я даже иногда могу высказать свое мнение в довольно жесткой форме. Думаю, что имею право так поступать потому, что правдив с собой. Самый жесткий критик для меня - это я сам. - Вас не тяготит популярность, к примеру, когда вас узнают на улицах? - Бывает, слышу: «Э, здорово, дальнобойщик!». Это, конечно, неприятно. А когда подходят милые, тактичные люди, говорят добрые слова, я всегда откликаюсь. - Над чем сейчас работаете? - Работы очень много. В основном, это съемки в России. Недавно на экраны вышел 12-серийный фильм с моим участием «Гражданин начальник». В Минске заканчиваются съемки крупной совместной российско-белорусской картины «Око за око» в постановке Геннадия Полоки, я играю главную роль. Этот фильм повествует об ужасах гражданской войны. Кроме того, приступаю к постановке нового спектакля в минском Театре-студии киноактера. - Вы постоянно на съемках, в разъездах. Но ваш дом по-прежнему в Минске? - Это самый любимый мой город. Я его обожаю, хотя повидал много стран и городов. Когда я приезжаю сюда, очень люблю ходить пешком, любуюсь им. Минск - самый лучший город на земле. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В творчестве народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Поистине звездной стала для него р
|
|