В его же интересах
В Беларуси вносятся изменения в государственные стандарты, которые регламентируют деятельность сферы автомобильного сервиса. Об этом на недавней республиканской практической конференции "Оптимальная модель работы автосервиса и автомагазина...", организованной редакцией "Автобизнес-weekly", сообщил начальник отдела сертификации СТО Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) Сергей ЗАЙЦЕВ.
Речь идет о двух стандартах - СТБ-1175 "Порядок оказания услуг" и СТБ 5.3.04 "Порядок сертификации услуг автосервиса". По словам Сергея Зайцева, изменения достаточно серьезные, их принятие назревало давно и вызвано несколькими причинами.
В частности, к этому подтолкнули проверки Советом безопасности деятельности двух крупных дилерских предприятий автомобильных марок в нашей стране. По тем вопросам, которые возникали в ходе проверки, Госстандарту было поручено внести соответствующие изменения в нормативные документы. К работе были привлечены БелГИМ, региональные органы по сертификации, а на финальном этапе поучаствовали представители Белорусской автомобильной ассоциации.
Два любимых выражения сервисменов
Среди принципиальных изменений - в стандарт 1175 как приложение внесен перечень работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, "увязанный", по возможности, к классификатору работ РБ. Однако, по словам Сергея Зайцева: "Скрестить" эти два документа было делом крайне сложным, так как классификатор достаточно ветхий, содержит массу работ, которые сейчас уже практически не выполняются. С другой стороны, в нем не упомянуты работы, которые связаны, например, с диагностикой электронных блоков управления, с системой кондиционирования, с тем, что раньше никто не знал".
Одна из причин принятия изменений - существующие разночтения в терминологии выполняемых работ, фиксируемых в документах. Так, на одной из станций, подвергшихся проверке, в заявке было написано одно, сертификат выписан на другое, а в заказ-нарядах - третье. Сергей Зайцев сообщил: "Мы приводим к единому знаменателю то, что пишется в заявке, то, что написано в сертификате, и то, что будет писаться в заказ-нарядах, и это послужит однозначному понимаю между вами, нами и органами надзора. Во всяком случае, я на это надеюсь. В дальнейшем, приходя на сертификацию, вы будете брать из этого перечня конкретные формулировки того вида деятельности, которыми вы занимаетесь или считаете, что занимаетесь, - сказал он, обращаясь к присутствующим представителям СТО. - После этого работы по сертификации будут заключаться в следующем: все, что вы написали в заявке, то, что действительно обеспечено всем необходимым, будет переноситься в сертификат. И что мы ждем от вас, и что в ваших же интересах - в дальнейшем соблюдение того, что написано в сертификате, и фиксация этого в заказ-нарядах".
В продолжение разговора он заметил: "К упомянутой станции больше всего вопросов было в связи с тем, что "они диагностировали все подряд". Например, в заказ-нарядах есть такая запись "диагностика передней двери". Я не знаю, почему, но "диагностика", а также "капитальный ремонт" - любимые слова в автосервисе. Чуть ли не через станцию делают капитальный ремонт, "капиталят" все подряд. Хотя в условиях СТО это невозможно. Капитальный ремонт - это не то, что вы думаете. Есть нормативные документы. Кстати, зачастую вы оказываетесь и заложниками этой формулировки. Ко мне приходил юрист одного из страховщиков и рвал на себе рубашку:
- Да как же, они перебрали там поршневую, это же капитальный ремонт!
Я говорю:
- Какой же это капитальный? Давайте я вам дам документы, посмотрите, что такое капремонт.
Для него капремонт чем хорош: сделали, а в сертификате написано: текущий. Можно не платить. У вас в сертификате нет капитального ремонта и никогда не будет, потому что это не то, чем занимается СТО. Его можно осуществить только в условиях производства, например, авторемонтного завода".
Начальник отдела сертификации СТО БелГИМ призвал не бросаться словами: "СТО в каждом заказ-наряде: "диагностика". Что запомнилось - диагностика обдува сиденья водителя. Четыре с чем-то нормо-часа. Давайте определимся, - призвал он. - Диагностика - стандартизированный термин. И он предполагает две вещи: во-первых, инструментальный контроль, и во-вторых - наличие каких-то проверяемых технических параметров. Например, СО проверяется прибором, получается величина. Развал-схождение делается диагностическим оборудованием, получаются величины. Когда вы посмотрели и ломиком пошатали колеса или еще что-то, потрясли - есть люфт или нету, это не диагностика. Потом приходит Госнадзор или еще кто-то, и за эту диагностику, записанную вами, поскольку ее в сертификате нет, вы платите штраф".
Исходя из этого, БелГИМом в упомянутый перечень был внесен термин "регламентные работы", в которых есть позиция "контрольно-осмотровые работы". Таким образом, в дальнейшем Сергей Зайцев призвал вместо слова "диагностика" там, где это совершенно не оправдано, использовать термин "контрольно-осмотровые работы".
Вернуть все запчасти!
В новые стандарты включены и несколько моментов из Правил бытового обслуживания населения. Как ни удивительно для специалистов этой сферы, тех же дилеров, услуги автосервиса приравнены к бытовым услугам. "Хотя, конечно, сложность, многообразие услуг автосервиса, не сравнима ни с чем: ни с парикмахерской, ни с химчисткой, ни с прачечной. Но тем не менее, поскольку Правила бытового обслуживания - документ, который утверждается Советом Министров, а соответственно, по рангу он выше, значит, в наших нормативных документах, в частности СТБ-1175, должны быть учтены все прописанные там моменты. И это одна из причин пересмотра стандарта".
Примечательно, что согласно упомянутым Правилам, все запасные части, снятые с автомобиля и замененные, должны быть возвращены заказчику. "То есть слитое масло, фильтры, колеса - клади в багажник, забирай и увози. Ну ладно, когда ты еще сомневаешься, правильно тебе заменили этот рычаг или еще что-то, может, ты думаешь, что когда-нибудь в дороге он пригодится. Но получается, ты должен забрать свою отработку. Мы в стандарт внесли более мягкую формулировку "по желанию заказчика".
Диалог между представителями автосервиса и Сергеем Зайцевым.
- В заявке мы делаем сноску: или в багажник, или в мусорку. Если клиент не поставил галочку, что забирает, значит - в мусорку.
- А если забыл? Согласно Правилам, вы обязаны.
- Чего придерживаться Правил бытового обслуживания или стандарта?
- Давайте так пойдем: вы сертификацию проходите все же не по Правилам, а по СТБ-1175.
- То есть по Правилам бытового обслуживания - обязаны, а по СТБ - по желанию. Значит, надо все равно, получается, - пришли к выводу представители предприятий автосервиса.
- Правила - это не к нам, а в Совмин. Если бы мы могли изменить Правила, мы бы их изменили. Может, потому, что мы немножко лучше знаем тему и считаем, что это не совсем умная запись. Предложить заказчику забрать свою запчасть - это правильно. Но не более того.
Из Правил бытового обслуживания в СТБ включена норма и о том, что все работники СТО должны иметь при себе сведения о том, кто они и на кого работают. Это могут быть беджи, хотя, как говорят дилеры: "Мастер наклонился, полез куда-нибудь с беджиком и поцарапал машину". Так что лучший вариант - нашивка на униформе".
Подготовила Марина АЖГИРЕЙ.
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.