Продолжение. Начало в N19 (571) от 10 мая 2007 года
На "Прямой линии" в редакции "Автобизнес-weekly" побывал начальник отдела дорожно-патрульной службы (ДПС) УГАИ МВД Юрий Александрович ЛИТВИН. Продолжаем публиковать ответы на вопросы журналистов "АБw" и наших читателей.
Новая инструкция инспектору ДПС
- Юрий Александрович, новый Кодекс об административных правонарушениях потребовал привести в соответствие с ним все нормативные документы. Сейчас вы заканчиваете разработку новой Инструкции по организации деятельности дорожно-патрульной службы ГАИ МВД. Чем новая редакция этого документа будет отличаться от старой?
- Действительно, новая Инструкция сейчас разработана и проходит согласования. В ней более детализирована работа инспектора ДПС. Акцентируется внимание на его конкретных задачах, например, оказании всевозможной помощи участникам дорожного движения. Также говорится о конкретных случаях, когда инспектор может остановить автомобиль, в каких местах. Описан момент, когда он может предложить водителю выйти из салона автомобиля. И это далеко не все. В основном все эти доработки направлены на то, чтобы повысить защищенность участников дорожного движения.
- А юридическую экспертизу этот документ проходит?
- Естественно, Инструкция будет согласована абсолютно со всеми заинтересованными.
- Нет ли у ГАИ намерения отказаться от внутренних инструкций, чтобы все регламентировалось законами, ПДД?
- На первый взгляд, правильно. Но где написано, например, о том, что инспектор не имеет права останавливать одну-две-три машины и более одновременно? А раньше ведь такое бывало. Водители ждали, когда он с первым разберется, вторым, третьим. И представляете, что чувствует человек, ожидая полчаса, пока инспектор подойдет к нему и проверит документы. Сейчас управление ГАИ МВД в Инструкции предлагает четко сказать о том, что инспектор не имеет права останавливать одновременно более чем один автомобиль. Если, конечно, это не связано с нашими специальными планами или с возникшей служебной необходимостью. В инструкции есть глава о взаимоотношении инспектора с участниками дорожного движения, с детьми, подростками. Это своеобразный кодекс поведения сотрудника службы.
- А где можно будет ознакомиться с новой "Инструкцией"?
- Я думаю, она появится на сайте МВД.
"Мы действительно помогаем"
- На какую помощь от инспектора ДПС может рассчитывать участник дорожного движения?
- О которой попросит: от технических поломок до плохого самочувствия. Наш инспектор ДПС обязан оказать помощь. Естественно, медицинскую помощь он не окажет, но доврачебную обязательно. Если есть необходимость, поможет с эвакуацией транспортного средства. И мы действительно помогаем. Получаем немало благодарственных писем не только от наших граждан, но и иностранных. Если какой-то инспектор не оказал помощь действительно необходимую - мы с этим разбираемся.
- Почему ГАИ практически не использует такой метод выявления нарушений, как патрулирование в потоке?
- Наоборот, этот метод у нас основной. Мы давно осознали, что, находясь на одном месте, инспектор ДПС влияет на ситуацию, условно говоря, 100 метров вперед, 100 метров назад. Поэтому от стояния в одном месте мы отказались, в основе работы инспектора ДПС - участковый метод. Он постоянно передвигается по своему участку, патрулирует, оценивает, где его присутствие необходимо. Более того, он получает конкретное задание на каждый день: в такое время быть в трудовом коллективе, в такое осуществлять надзор за дорожным движением. Открылся, например, завод, пошли работники через дорогу на проходную- инспектор ДПС должен быть там и смотреть, чтобы не было чрезвычайных ситуаций. Привязка к аварийно-опасным участкам, детским учебным заведениям, местам массового скопления населения - основной принцип работы инспектора ДПС.
Не отказались мы и от скрытого контроля. Даже пошли на то, что публикуем в СМИ места нахождения наших нарядов, работающих на автомобилях стандартного исполнения, без специальной окраски. Такая информация готовится по Минску и области. Остальные регионы также эту информацию делают открытой, но публикуют ее в местных СМИ.
На МКАД ГАИ приучает соблюдать скорость
- Говорят, на МКАД ГАИ применяет какие-то новые методы работы по соблюдению водителями скоростного режима.
- Сейчас на кольцевой мы используем метод сдерживания транспортных потоков. Наш патрульный автомобиль движется впереди потока с установленной скоростью со включенными маячками синего цвета. Его никто не обгоняет. Это называется сдерживание. Один раз водитель движется в таком режиме, второй раз, а в третий - без нашей патрульной машины поедет с такой скоростью, с которой необходимо и безопасно. Это дисциплинирует и прививает навыки регламентированного поведения на дороге.
- А что касается некорректного отношения самих инспекторов к соблюдению ПДД. Случаи, когда патрульные автомобили ГАИ стоят с нарушением ПДД, проезжают на красный свет, разворачиваются через две сплошные и тому подобное, - все же бывают.
- Я задам вам встречный вопрос: видели ли вы еще некоторое время назад сотрудника милиции, пристегнутого ремнем безопасности? Вряд ли. А сейчас таких большинство.
Что касается нарушений ПДД нашими сотрудниками, то признаю, что такие случаи есть, но они не массовые. Если факт нарушения ПДД будет доказан, то этот инспектор понесет такую же ответственность, как и любой другой водитель, допустивший нарушение.
- И были такие случаи?
- Да. Я не буду называть конкретные фамилии, но последний раз мы привлекли одного из сотрудников службы за то, что он передвигался на личном автомобиле с нарушением установленных скоростных режимов. Был составлен административный протокол, и он заплатил штраф.
- Инспекторы сдают зачеты по Правилам каждый год?
- Даже два раза в год, Министерством внутренних дел принято такое решение. И не только инспекторы ДПС. Все, абсолютно все, в том числе и начальники ГАИ, и даже начальник управления ГАИ МВД.
- Кому может сдать начальник республиканской ГАИ Правила?
- Все это происходит в одном классе, компьютеры все видны. Поэтому виден и результат.
- Каковы санкции, если инспектор не сдал?
- Он не будет допущен к работе. А если не сдаст категорично, будет рассмотрен вопрос о его профпригодности.
"Мы оптимизировали нашу службу"
- Увеличился ли штат инспекторов ДПС в связи с объявленной в этом году программой "Минус сто" по снижению числа погибших в ДТП?
- Нет. В республике более трех млн единиц транспорта, и это количество растет. Но вопрос о штатном увеличении службы не стоит. Рационализация - требование времени. В каком-то подразделении перераспределили обязанности, в другом перераспределили штатную структуру.
- Ну а эти перемены позволяют выдерживать установленные нормативы МВД по прибытии инспекторов ДПС на места ДТП?
- Любой наряд милиции (не обязательно ГАИ) прибывает на место ДТП в течение 10 минут. Сотрудник ГАИ обязан прибыть на место ДТП, случившееся в Минске, в течение получаса. В сельской местности это время несколько больше. Мы с этими нормативами справляемся. Сначала, конечно, было тяжело. Но замечу, 10 минут - это время не оформления ДТП, а прибытия на место происшествия инспектора для последующего разбирательства.
Лишение прав за ДТП
- Не собирается ли ГАИ отказаться от практики лишения прав за мелкие ДТП? Насколько это вообще эффективно? Ведь человек, отстраненный от управления минимум на полгода, теряет навыки управления транспортным средством?
- А были ли эти навыки? И что такое мелкое ДТП? Это довольно спорное определение. Я бы говорил о просто ДТП и ДТП с тяжкими последствиями. Вы говорите о простом ДТП, в котором никто не пострадал. Но ведь это до поры до времени.
- А лишение прав за наезд на препятствие при движении задним ходом во дворе?
- Двор - это тоже участок улично-дорожной сети. Ну а если бы вместо того препятствия, которое не заметил водитель, был ребенок, пешеход? Незначительных происшествий, подчеркиваю, именно происшествий не бывает. При одних условиях действительно серьезных последствий не наступает, но при других такое же происшествие при таких же обстоятельствах обернется тяжкими последствиями. Необходимо четко понять, что автомобиль является источником повышенной опасности и любая ошибка может стать причиной трагедии.
Тем не менее поголовного лишения прав за ДТП нет. К нам было много обращений: всех лишаем и все. Нет, только около 20 процентов водителей, совершивших ДТП лишены права управления транспортными средствами, остальные оштрафованы.
- По количеству обращений к нам трудно поверить, что это всего лишь 20 процентов водителей.
- Это достаточно легко проверить. Мы открыты. Приглашаем вашего корреспондента к нам. Предоставим цифры, покажем протоколы.
Однозначно лишаются прав те, кто скрылся с места ДТП. Вот тут можно говорить о 99 процентах, ведь водитель видит, что он совершил ДТП, причинил материальный ущерб или нанес вред здоровью потерпевшего. И, несмотря на это, осознанно "бежит". Потом, чтобы его найти и привлечь к ответственности, затрачиваются довольно серьезные силы и средства.
Дружинники помогают и сегодня
- К нам в газету обратилась инициативная группа товарищей.
- К нам тоже.
- Они желают создать общественное объединение "Вежливый водитель".
- Да, я знаком с их уставом. Здесь, конечно, рациональное зерно присутствует. Такая инициатива Госавтоинспекцией только приветствуется. И мы с ними вплотную будем работать. Что из этого получится, пока сказать не могу, они обратились к нам сравнительно недавно.
- Сегодня говорят о возрождении народных дружин, которые будут помогать ГАИ, в частности в Гомеле. В чем новый смысл старой идеи?
- Да, дружинники есть и не только в Гомеле. Нынешние дружинники никаким иммунитетом не пользуются, каких-то привилегий не имеют. Более того, у нас есть такое право, и мы им пользуемся: нарушил ПДД - изымаем это удостоверение.
- А кому оно выдается?
- Строго ограниченному количеству лиц. Массовости, как раньше, нет. В основном это представители трудовых коллективов. Люди сами к нам обращаются, или нам их рекомендуют. Поверьте, у нас в республике достаточно активных граждан, "болеющих" за организацию дорожного движения и порядок на дорогах.
Чем дружинники занимаются? Обычно в состав наряда входят два инспектора ДПС, а включив в состав дружинника, можно задействовать одного инспектора на другом участке работы - таким образом мы увеличиваем плотность нарядов. Это основное. Например, для отработки пешеходных переходов мы активно привлекаем дружинников. Чем больше дружинников, тем больше мы охватим пешеходных переходов.
Второе, дружинники являются членами определенного трудового коллектива и благодаря им Госавтоинспекция оказывает еще более эффективное влияние на остальных работников. В некоторых регионах дружинникам предоставляются дополнительные дни к отпуску. Но это решения на уровне руководителей предприятий.
Подготовила Марина АЖГИРЕЙ.
Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.
Окончание следует.