Затраты в строительствеВознаграждение членам наблюдательного совета В соответствии с уставом ОАО общим собранием акционеров избирается наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета входят физические лица — работники ОАО и один представитель государства. Каждому члену наблюдательного совета выплачивается вознаграждение за участие в наблюдательном совете общества в размере 20% от средней заработной платы по обществу. Сумма вознаграждения для представителя государства перечисляется в министерство согласно постановлениям Совмина от 31.10.2001 № 1585 и Минфина от 1.10.2002 № 141 для последующей выплаты представителю государства. Суммы начисленного вознаграждения за участие в наблюдательном совете с 2001 года ОАО списывало за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Правильно ли это? В соответствии со ст.33 гл.4 Закона от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В хозяйственном обществе также образуются следующие органы управления: совет директоров (наблюдательный совет) — в соответствии с настоящим Законом и учредительными документами; исполнительный орган хозяйственного общества — коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) — в соответствии с настоящим Законом и учредительными документами. Наименование, компетенция органов управления, их количественный состав и порядок формирования определяются уставом общества. Статьей 103 Гражданского кодекса определено, что высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров. При этом в обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). В соответствии со ст.3 Закона «О налогах на доходы и прибыль» затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В частности, согласно подп. 42.34 расходы по содержанию работников аппарата управления организации относятся к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли. Следовательно, суммы вознаграждений, выплачиваемые членам наблюдательного совета акционерного общества и представителю государства по деятельности, относящейся к их исключительной компетенции по управлению данным обществом, включаются в состав прочих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Кроме того, организации следует иметь в виду, что до 1.01.2005 г. согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. постановлением МНС от 31.01.2004 № 19, суммы вознаграждений, выплачиваемые членам наблюдательного совета акционерного общества и представителю государства, не включались в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Подпунктом 28.22.1 п.28 Инструкции № 19, с учетом изменений, внесенных постановлением МНС от 29.12.2004 № 142, было предусмотрено, что затраты, связанные с управлением производством, в частности расходы по содержанию работников аппарата управления организации, относятся к затратам, учитываемым при определении прибыли, облагаемой налогом на прибыль. В связи с этим в п.21 приложения к письму МНС от 3.06.2005 № 2-2-13/743 было указано, что суммы вознаграждений, выплачиваемые членам наблюдательного совета АО по деятельности, относящейся к их исключительной компетенции по управлению данным обществом, включаются в состав прочих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. До вступления в силу постановления МНС от 29.12.2004 г. № 142 эта норма не применялась. Отметим, что в соответствии с п.17 Положения о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.12.1998 № 2031 (с изменениями и дополнениями), при осуществлении представителем государства своих полномочий на основе гражданско-правового договора выплата ему денежного вознаграждения и возмещение понесенных им при исполнении этих обязанностей командировочных расходов производятся за счет средств общества в тех же размерах, в которых уставом общества или решением общего собрания его участников они установлены для членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Согласно подп.1.2 постановления Совмина от 28.06.2002 № 876 «О некоторых вопросах компенсации расходов, связанных с исполнением государственными служащими обязанностей представителя государства в хозяйственных обществах, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь», если представитель государства является членом совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, а уставом хозяйственного общества или решением общего собрания его участников предусмотрено вознаграждение для данных членов, денежные средства в размере вознаграждения, причитающегося представителю государства, перечисляются хозяйственным обществом в полном объеме на отдельные счета республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ. Указанные средства зачисляются в республиканский бюджет, учитываются отдельно, имеют целевое назначение и направляются Министерством финансов республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, на выплату вознаграждения представителям государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, в целях стимулирования их труда. В соответствии с пунктами 6, 8 ст.60 Налогового кодекса излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) может быть направлена в счет предстоящих платежей по этому налогу, сбору (пошлине), на исполнение налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), на уплату пеней. Заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы. Излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит возврату плательщику (иному обязанному лицу) по его письменному заявлению в случае отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, если организация в предыдущие отчетные периоды отражала суммы вознаграждений, выплачиваемые членам наблюдательного совета АО и представителю государства, в составе расходов, не учитываемых для определения облагаемой налогом прибыли, то она имеет право внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет и представить уточненные декларации по налогу на прибыль за 2005 и 2006 гг. Средства на создание социальной структуры города и сбор за строительство Организацией получено разрешение на проведение строительства торгово-административного центра. На момент уплаты сбора за строительство на территории г.Минска и уплаты средств на долевое строительство в развитие отраслей городского хозяйства организацией не были заключены договоры с участниками долевого строительства. За счет каких источников следует начислить данный налог и сбор, чтобы впоследствии после заключения договоров на долевое строительство их предъявить дольщикам? Налог и сбор были уплачены в 2006 г. Договоры на долевое строительство будут заключены в 2007 г. В соответствии с подп.46.23 Инструкции о порядке определения основных показателей государственной статистической отчетности по инвестициям и строительству, утв. постановлением Министерства статистики и анализа от 25.09.2002 № 108, в инвестиции в основной капитал не включают средства заказчика (застройщика), перечисленные в соответствии с решением областных (городских) исполнительных комитетов на возмещение затрат на создание инженерно-технической и социальной инфраструктуры. Следовательно, платежи, не связанные с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств, являются средствами заказчика, не увеличивающими стоимость строительства. К таким платежам, в частности, относятся и средства, перечисляемые на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства. В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 30.05.2003 № 89 (с учетом изменений и дополнений) (далее — Типовой план счетов), суммы средств, перечисленные организацией на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства подлежат отражению на сч.92 «Внереализационные расходы», а сумма сбора за осуществление строительства на территории г. Минска — на сч.99 «Прибыли и убытки». Также необходимо отметить, что застройщик имеет право предъявить инвестору к возмещению сумму понесенных расходов по перечислению средств на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства и сбора за осуществление строительства, что необходимо оговорить в договоре долевого строительства. При этом у дольщиков перечисленные денежные средства заказчику на возмещение затрат по созданию социальной структуры города и сбора также не увеличивают стоимость капитальных вложений и в бухгалтерском учете отражаются по дебету счетов 92 и 99 соответственно. Согласно Типовому плану счетов для обобщения информации о расчетах по разным операциям с дебиторами и кредиторами используется сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В частности, к таким операциям относятся расчеты: по операциям некоммерческого характера с учебными заведениями, другими организациями; с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов; за товары, проданные в кредит, и другие. Следовательно, если на момент оплаты вышеназванных платежей не был заключен договор долевого строительства и не известны дольщики и их доля в строительстве торгово-административного центра, то сумма понесенных расходов по перечислению средств на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства и сбора за осуществление строительства до заключения договора долевого строительства может учитываться по дебету сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». После заключения договора долевого строительства указанные расходы будут предъявлены для возмещения дольщикам, а часть, приходящаяся на долю застройщика, будет отнесена им на соответствующие счета бухгалтерского учета. Расходы по устройству подъездных путей На балансе ОАО числится объект основных средств — железнодорожные пути в карьере, которые используются для вывоза добываемого сырья. В связи с перемещением горных выработок периодически возникает необходимость в частичном переносе железнодорожных путей без удлинения. При этом используются как новые материалы, так и полученные от разборки перемещаемого участка пути. За счет какого источника необходимо относить расходы по переносу внутрикарьерного железнодорожного пути в связи с перемещением горных выработок? В соответствии со ст.11 Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» оценка активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на их покупку; активов, полученных безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату их оприходования; активов, изготовленных в самой организации, — по стоимости их изготовления. В стоимость изготовления активов включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления активов основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и иные затраты на их изготовление. Согласно подп.2.2.31 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), в себестоимость продукции (работ, услуг) среди прочего включаются затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях: доразведка месторождений, очистка территории в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемого сырья, другие виды работ. Подпунктом 1.21 Основных положений установлено, что особенности состава затрат в отдельных отраслях экономики, не предусмотренные Основными положениями, разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, иными республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством труда и социальной защиты. Для установления единых принципов при определении группировки и статей расходов, образующих себестоимость продукции, а также единых методов планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции на предприятиях строительной отрасли разработаны Методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях промышленности строительных материалов и конструкций Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утв. приказом Минстройархитектуры от 29.12.2000 № 609. Согласно указанным Методическим рекомендациям горно-подготовительные работы по времени их проведения бывают: текущие, совмещенные с отработкой подготовленных объемов полезных ископаемых; единовременные, не совмещенные по времени с отработкой подготовленных объемов полезных ископаемых. Особому учету и планированию подлежат расходы на горно-подготовительные работы, не совмещенные по времени с отработкой подготовленных полезных ископаемых. К этим работам относятся расходы по выемке пустой породы и их транспортировке в отвалы (вскрышные работы), отводу земельных участков, по устройству подъездных путей, строительству внутрикарьерных дорог и линий электропередач, утеплению карьеров, а также расходы на эксплуатационные разведочные работы, осуществляемые с целью уточнения запасов полезных ископаемых и контуров их залегания. В связи со спецификой отнесения стоимости разных видов горно-подготовительных работ на себестоимость продукции при определении затрат на планируемый год отдельно учитываются: расходы по вскрышным работам, по устройству подъездных путей, внутриплощадочных дорог и линий электропередач, а также расходы на эксплуатационные разведочные работы (горно-подготовительные); расходы по отводу земельных участков; расходы по утеплению карьеров. Затраты на горно-подготовительные работы являются расходами будущих периодов. Они погашаются в течение срока использования горных выработок путем включения в себестоимость добываемого сырья расходов на планируемый год по коэффициентам (ставкам) погашения. Таким образом, расходы по переносу внутрикарьерного железнодорожного пути в связи с перемещением горных выработок учитываются на сч.97 «Расходы будущих периодов» и списываются на себестоимость добываемого сырья по коэффициентам (ставкам) погашения. Материалы подготовила Елена МАРКОВА, заместитель начальника управления аудита РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вознаграждение членам наблюдательного совета Средства на создание социальной структуры города и сбор за строительство Расходы по устройству под
|
|