21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

На фоне картофельного пюре

26.08.2009 08:46 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На фоне картофельного пюре

В Национальном музее истории и культуры Беларуси завершается выставка работ Руслана Вашкевича и Алексея Федорова “RW+ + + +”, подготовленная при поддержке минской галереи “Земля людей”. Проект белорусских художников заставил говорить о себе даже людей, обычно мало интересующихся современным белорусским искусством.
Лариса МИХАЛЬЧУК
Нельзя не отметить, что выставка носит несколько провокационный характер, о чем свидетельствуют и ее название, и демонстративный отказ Р. Вашкевича и А. Федорова приглашать на вернисаж художников, и представленные на экспозиции работы. Причем об эпатажном характере выставки было заявлено еще до ее открытия. “Это вызов всей белорусской культурной среде, — сообщалось в пресс-релизе по поводу данного события. — Экспозиция составлена из отсутствующих объектов, предупредительных художественных знаков, примеров визуальной дезинформации, откровенных симуляций вплоть до полного исчезновения самого ”предмета искусства".

Об идее выставки, а также о ситуации в белорусском искусстве рассказывают авторы проекта.

Руслан ВАШКЕВИЧ: Мы преднамеренно придали форме этого события резкий характер и стремились, чтобы оно прочитывалось именно так на фоне белорусских реалий, напоминающих своей инертностью что-то вроде картофельного пюре: здесь не происходит ничего оригинального, чего-либо запоминающегося. А по содержанию выставка объединила разные авторские проекты, необъяснимым образом совпавшие и ставшие одним целым.

Была задача показать упрощенность, вторичность, банальность окружающего мира. Я бы сказал, что во всем присутствовало такое легкое сумасшествие, этакий парк развлечений в Новинках.

Алексей ФЕДОРОВ: Мы принципиально не приглашали на открытие выставки представителей культурной среды, потому что их присутствие — это абсолютно бесполезное явление. Люди приходят, смотрят, говорят какие-то одобрительные слова, но ответа даже на самый радикальный ход все равно нет.

Р. В.: У нас, в Беларуси, образно говоря, нет напряжения художественного пространства. Люди приобщаются к идее, они обсуждают ее за чашкой кофе, чая или бокалом вина, но ничего не делают на полях современного искусства; даже на самый яркий вызов не следует ответа — какого-то нового проекта. Нет движения вперед. Мы, конечно, утрируем эту ситуацию, доводя ее до агрессивного абсурда.

А. Ф.: В белорусском социуме искусство практически не имеет выхода на широкую публику. Оно кулуарное. Есть театры, музыка, но в целом искусство в любой сфере не выходит за рамки каких-то тусовок. Мы попытались задать новые правила игры. Точнее, у нас в Беларуси абсолютно нет каких-то правил, каких-то информационных и художественных ходов для реализации идей и проектов.

Р. В.: Отсутствие правил — это реальная проблема. И плохая, и хорошая выставка проходит примерно по одному сценарию. Есть журналисты, пишущие об экспозициях, и они делают это, в принципе, неплохо. Но нет никакой шкалы оценки явлений. Статьи не учат зрителя правильно “читать” произведения, поскольку и сами пишущие не всегда стремятся разбираться в них.

И художники сейчас пошли по какому-то странному пути. Раньше это были ищущие люди, развивающие в себе чувство охотника, интуицию, а сейчас это настолько инертная масса... Наверное, обстоятельства тому виной.

А главное — у нас нет благоприятной для искусства среды. И художники, и зрители, и искусство в целом ходят по какому-то кругу. Нет развития, нет выхода, нет контактов с внешним миром. Государственные проекты реализуются, не попадая в ритм времени. Я думаю, что здесь, кстати, художников можно оправдать: тут критики должны были бы всерьез взяться за свое дело. Они должны были бы настроить молодых художников на движение вперед.

А. Ф.: А я думаю, что ситуация, наоборот, классная. Тут можно стать либо таким, как все, либо настоящей звездой. Хаим Сутин, Марк Шагал, Казимир Малевич и т. д. — эти люди жили здесь, а сейчас это абсолютные звезды. Действительно, неблагоприятная среда мешает работать, но попытки вырваться из нее дают возможность для потрясающего взлета.

Р. В. Есть такое. Но взлет происходит не на этой территории. Здесь успешные проекты только начинаются. С другой стороны, сейчас многие едут покорять мир, но там они не нужны. Там есть свои гениальные люди, свой контекст, свои деньги, которые в них вкладываются. И о нашей талантливой молодежи, которая стала лет 15 назад выезжать в Европу, ничего не слышно до сих пор. Они только в этом году через Москву стали врываться в художественную жизнь. Стоило ли 15 лет быть там, чтобы идти обычным путем?

А. Ф.: Это их дорога. Я думаю, для достижения каких-либо вершин не нужно никуда уезжать. Нужно бывать в других странах и смотреть, это полезно, но делать бум надо здесь.

Р. В. Кстати, здешняя публика гораздо пристрастнее и критичнее, чем западная. Причем выставки в Беларуси не рассчитаны ни на коммерческий успех, ни на то, чтобы собрать какие-то бонусы или стать звездой. Здесь это просто невозможно.

Но ты понимаешь, что выставки делать надо, понимаешь, что ты обязан отдавать часть сил на то, чтобы здесь появлялся прецедент художественного движения. Кого-то ты задел, кто-то обиделся, кто-то сказал, что это вообще ерунда. Все это в целом должно поднимать градус жизни, привлекать СМИ, деньги. Очень жаль, что у нас этого нет. О чем говорить, если на весь Минск — полторы галереи? Это просто цирк!

За границей зритель воспринимает положительно почти все, что представляет художник. Непонимание может быть, но выставки всегда вызывают большой интерес. В Европе, Америке идет довольно напряженный художественный процесс, и ты так или иначе попадаешь в существующий там художественный контекст. Отсюда и адекватность восприятия публикой твоих работ. А здесь — абсолютная пустота. Здесь болото и вакуум, откачан воздух, и ты должен каждым своим действием создавать каким-то удивительным образом контекст своему продукту.

Есть еще одна интересная вещь: у нас другой уровень восприятия зрителями того, что делает художник. Проекты, которые предлагались на Западе лет 30 назад, спокойно могут работать у нас сейчас. И в этом нет ничего ни плохого, ни удивительного. Это происходит потому, что мы все были сторонними зрителями, а не участниками мирового художественного процесса. А мы хотим в нем жить, мы хотим поставить здесь все эти баталии и сцены ревности, любви и т. д. Поэтому получается, что где-то, к примеру, соц-арт — отработанная тема, а у нас это может выглядеть чрезвычайно свежо.

Глупо и непрофессионально не учитывать эту ситуацию. Мне кажется, мы не можем срезать все углы на пути, который прошло мировое искусство за это время. Мы должны пройти все это и знать, основываясь на своем восприятии, а не на рассказах очевидцев.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Национальном музее истории и культуры Беларуси завершается выставка работ Руслана Вашкевича и Алексея Федорова “RW+ + + +”, подготовленная при подде
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика