21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Митрополит Филарет: “Плоха не деловая хватка,

26.08.2009 08:47 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Митрополит Филарет: “Плоха не деловая хватка,

а жестокосердие и цинизм, которые могут сопутствовать ей"
Белорусская Православная Церковь занимает важное место в духовном развитии белорусского общества. Сегодня происходит его нравственное взросление: люди, в том числе и бизнес-элита Беларуси, начинают чаще ходить в церковь. Об этом и на другие темы корр. “БР” беседует с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Беседовал Алесь СЕРЖАНОВИЧ
— Уважаемый Владыка, сегодня существует мнение, что за последние десятилетия население Беларуси стало больше ходить в церкви. Апостол Павел в пастырском послании коринфянам говорит: “Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9: 22). Видите ли вы в этом свою заслугу, заслугу Православной Церкви?

— Это мнение совершенно верно: действительно, в праздничные и воскресные дни наши храмы переполнены. Да и в будни они не пустуют, потому что в них совершаются церковные таинства крещения и венчания, исповеди и соборования, многочисленные и весьма разнообразные требные богослужения.

Мне бы хотелось особенно отметить одну очень важную перемену к лучшему: такого числа детей, которые приобщаются Святых Христовых Таин, прежде не было! Воистину мы становимся свидетелями и участниками того, как на нашей земле вырастает новое поколение соотечественников, которые с младенчества впитывают благодать Божию! А ведь в дальнейшей жизни она, несомненно, принесет благословенные плоды в их судьбах, а значит, и в судьбах нашей церкви и отечества.

Справедливости ради надо отметить еще одну особенность: по сравнению с положением дел, скажем, десятилетней давности изменился состав людей, приходящих в храмы. Среди них теперь намного больше мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, больше молодежи. Если раньше многие тянулись в церковь из любопытства, по велению своеобразной моды или “на всякий случай”, то сегодня наши общины в большинстве своем имеют постоянный и стабильный состав, подобный крепкому остову конструкции. И поэтому меньше стало в церковной среде “праздно шатающихся”, которые еще не решили, к какому берегу им пристать.

Нередко можно услышать мнение, что в храмах есть не только “прихожане”, но и “захожане” — то есть те, кто зашел в Дом Божий не осознанно, а по воле каких-то обстоятельств. Признаюсь, меня коробит, когда я слышу нотки пренебрежения в адрес таких посетителей. Ведь в отношениях человека и Бога не бывает случайностей, и с чем бы ни пришел или ни “зашел” человек в Дом Божий — для Божественного Хозяина этого дома он всегда желанный и, быть может, давно ожидаемый гость.

Поэтому постоянные прихожане не должны превозноситься своим первенством в области “церковного стажа”, осведомленностью о правилах поведения в храме, навыками возжигания свечей и так далее. Тем паче что сам Господь Иисус Христос строго сказал: “Есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними” (Лк. 13: 30). Памятование этих слов — прекрасное средство от самовозношения. Приведенное вами признание апостола Павла очень важно для понимания миссионерского служения церкви среди своих соотечественников.

Мы призваны и обязаны учиться понимать других, то есть “для всех сделаться всем”, чтобы суметь найти в Библии, в Евангелии Христовом, в истории нашей церкви и нашего отечества, в личном духовном опыте ответ на любой вопрос человека и на любой вызов времени. Думаю, что это умение в значительной мере определяет степень церковной ответственности, глубину богословских знаний и искренность христианских убеждений членов церкви.

Что касается моих заслуг, то прошу вас: избавьте меня от необходимости говорить о них, потому что мне и без того было весьма трудно переживать это в дни моих недавних юбилеев и годовщин. Лучше помолитесь обо мне, потому что это поддержит меня в любом случае — и при избытке заслуг, и при их недостатке.

— Советский Союз оставил белорусскому народу весьма сильные атеистические предрассудки. Видит ли Белорусская Православная Церковь необходимость в еще более интенсивном расширении своей просветительской деятельности?

— Как знаменательно меняется жизнь! Когда я был в вашем возрасте, советские газеты считали, что предрассудки могут быть только религиозными...

И как многозначительны слова! “Пред-рассудок” сам свидетельствует о том, что он есть суждение, которое останавливается перед дверьми разума, да так и не открывает их. Иначе говоря, это мнение, о котором невозможно рассуждать, потому что оно находится за пределами рассудочной деятельности человека. За предрассудками, например, удобно прятаться тем, кто не хочет или не умеет думать и рассуждать.

Помню, как несколько десятилетий назад один чиновник в разговоре о церкви заявил: “Государство должно бороться с предрассудками!”. На это я ему ответил, что церковь тоже борется с предрассудками, причем в течение всей своей многовековой истории.

Это размышление о природе предрассудков кажется мне уместным, потому что их необходимо отличать от стереотипов мышления и предвзятых мнений. Многим людям старшего возраста трудно переделывать себя. Ведь целая жизнь с ее горестями и радостями прожита в определенной устоявшейся системе взглядов, убеждений, принципов. Многим приходится буквально ломать свою природу, чтобы воспринять новое видение истории своей страны, своей жизни, ее смысла и содержания.

Стереотипы бывают очень сильны, если впитаны, как говорится, с молоком матери. Поэтому просветительская деятельность Православной Церкви не может не учитывать сложной мировоззренческой картины современного общества.

Одной из наиболее важных задач нашей просветительской миссии мы считаем разъяснение церковных позиций и изложение мнения церкви по острым вопросам современной жизни на современном языке. Я имею в виду свободное и компетентное владение его образным рядом и понятийным аппаратом. Нашим церковным учителям, миссионерам, катехизаторам и в первую очередь священникам необходимо уметь вести диалог с людьми самыми разными и по возрасту, и по социальному положению, и по уровню культурного, научного, социального развития.

Мы хотим, чтобы нас понимал и млад, и стар, поэтому и сами должны постигать премудрости нынешнего технологического мира и особенности психологии современного человека. С этой точки зрения просветительскую деятельность Православной Церкви, конечно же, нужно расширять и не стесняться этого.

— В этом году Пасху Господню христиане всех деноминаций отмечали в один день. И это знаменательно. Как вы считаете, могут ли христиане мира преодолеть те расколы, которые произошли за время существования Христианской Церкви? Расскажите об экуменической деятельности Белорусской Православной Церкви. Возможна ли в обозримом будущем встреча высших иерархов Православной и Католической Церквей?

— На образном языке церкви разделения и расколы называются “раздиранием хитона Христова”. Еще в раннехристианские времена апостол Павел предостерегал единоверных: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” (Рим. 16: 17).

Современные христиане унаследовали историю такой, какой она складывалась веками и тысячелетиями. В свое время за каждым разделением стояло конкретное имя человека, конкретное событие, как правило — трагическое и опасное для христианского единства. Поэтому в тех случаях, когда трагедии расколов и разделений были вызваны искажением догматов веры и канонических основ церкви, преодоление разногласий без покаяния и признания одной из сторон своей догматической неправоты едва ли возможно.

Если же разногласия вызваны личными мнениями спорящих сторон о вещах преходящих и не касаются основ веры и церкви, то примирение возможно и стремление к нему — необходимо. Ярчайший пример того — восстановление канонического общения Русской Православной и Русской Зарубежной Церквей, конструктивный и плодотворный диалог со Старообрядческой Церковью.

К сожалению, за время существования Христианской Церкви разделений было немало, а их причины были весьма разнообразны. Кроме того, в отколовшихся от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви частях продолжались свои внутренние противостояния, и расколы множились по мере возникновения все новых и новых амбициозных лидеров. Поэтому некое механическое слияние всех христиан воедино никак невозможно, да и цели такой никто перед собой не ставит, разве что враги самой церкви.

Сегодня гораздо важнее всем христианам помнить заповедь Христа Спасителя о единстве и стремиться исполнять ее на всех уровнях своей жизни: “По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13: 35). Даже плохой мир лучше хорошей войны, поэтому мы всегда открыты для конструктивного диалога с теми, кто к нему готов.

Думаю, что наиболее полный ответ на вопрос о межхристианском, межрелигиозном и экуменическом общении следует искать в документе, который называется “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”, который был выработан Синодальной Богословской комиссией и принят Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Что касается встречи Предстоятелей Московского Патриархата и Ватикана, то сегодня этот вопрос в практическом плане не обсуждается.

— “Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное”, — гласит религиозная мудрость. Этот нравственный постулат, осуждающий бизнес-хватку и уж тем более всяческое стяжательство, несколько противоречит современным установкам государства как в рыночной России, так и в Беларуси. А ведь нынче все больше молодых людей, делающих стремительные карьеры, причисляют себя к верующим. Как им избежать сумбура в умах и душах?

— Но не станете же вы утверждать, что эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны в эпоху отсутствия частной собственности, свободного предпринимательства и рыночных отношений? Дело в том, что Господь сказал это о юноше, который всем сердцем хотел следовать за Спасителем, но его большое имение и необходимость поддерживать его сдерживало искренний порыв сердца и “заземляло” помыслы.

А знаете ли, что “игольные уши”, о которых говорил Христос, — это название 8-образной трещины в городской стене Иерусалима, через которую можно было протиснуться человеку средней комплекции? Отсюда и несколько иной смысл возникает при точном прочтении слов Спасителя: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мф. 19: 24). В этих словах нет отказа в спасении, но есть предупреждение о трудностях.

Господь осуждает не то, что человек обладает богатством, а те случаи, когда богатство начинает обладать человеком, подчиняя жажде наживы любой ценой все лучшее в человеке. Не практические способности и деловая хватка плохи, а жестокосердие и цинизм, которые могут сопутствовать им. Не доход и не прибыль осуждаемы, а преступные и аморальные способы их обретения и низость целей, достижению которых они могут служить.

Богатство, как и красота, как интеллект, здоровье, талант, — это большое испытание для тех, кто им обладает. Помните евангельскую притчу о талантах, то есть денежных единицах, зарытых в землю (Мф. 18: 13-30)? Она свидетельствует о том, что в вину вменяется недостойное обращение с теми дарованиями, которые посылает Господь, но никак не сами эти дарования.

Вот почему благочестивые купеческие традиции предполагали направление части доходов на строительство и благоукрашение храмов, на милостыню, на помощь ближним — хотя бы даже своим работникам и их семьям. Потому и в Москве, и в других крупных купеческих городах было “сорок сороков”... А то, что “купеческий крест — каменный”, то есть что духовное делание в сочетании с коммерцией и предпринимательством есть тяжелый труд и серьезное испытание совести и силы духа, — это известно с древнейших времен...

Чтобы избежать недоразумений в этой весьма деликатной сфере рассуждений, хотелось бы рекомендовать вам и читателям вашей газеты ознакомиться с документом “Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании”, который был принят на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного Русского Народного Собора 4 февраля 2004 года. В нем подробно изложена позиция в этом вопросе церковного руководства и христиан — участников экономической деятельности.

— А что вы хотели бы пожелать читателям нашей газеты, значительную часть которых составляют представители бизнес-элиты Беларуси?

— Спешите делать добрые дела!
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусская Православная Церковь занимает важное место в духовном развитии белорусского общества. Сегодня происходит его нравственное взросление: люди
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика