Самым знаменательным событием мая для белорусского автоспорта стало проведение первого этапа чемпионата страны по шоссейно-кольцевым автогонкам. О том, почему белорусский чемпионат проводится на киевском автодроме "Чайка", мы писали в одном из предыдущих номеров. Заодно вкратце рассказали о составе участников белорусского чемпионата и призерах гонки. Информационная часть закончилась - настало время выслушать комментарии...
Слово организаторам
Инициатором проведения чемпионата Беларуси по шоссейно-кольцевым автогонкам выступил ДОСААФ. Одним из кураторов проекта стал Сергей ФУРМАНОВ - ему-то мы в первую очередь и задали пару вопросов.
- Как ДОСААФ оценивает прошедший этап?
- Мы считаем, что соревнования были проведены на должном уровне. Для соревновательного процесса, чтобы спортсменам было интересно участвовать, машин было достаточно. К примеру, в классе Б1600 на старт вышло 13 автомобилей.
- Но ведь это с учетом украинских гонщиков, у которых был отдельный зачет. А в белорусском чемпионате количественный состав оставляет желать лучшего...
- Но мы ведь только начали. Несколько человек не смогли приехать на первый этап по техническим причинам. Сейчас вывесим частный регламент второго этапа, определим срок подачи заявок и посмотрим, сколько спортсменов заявится на следующую гонку. Мы ожидаем, что участников будет больше.
По классу Б1600 необходимый минимум набирается. По двухлитровому классу Б2000 пока не готов сказать. Будем стараться собрать 5 участников, но пока что реально их чуть меньше. Теоретически класс может собраться. Возможно, удастся собрать и класс "формул"...
- А есть ли смысл проводить чемпионат, если едва-едва удается собрать по пять машин в классе?
- Статус чемпионата данным соревнованиям был дан с целью привлечения участников. Сейчас нам нужно попробовать раскрутить шоссейно-кольцевые гонки, увеличить количественный состав участников. Конечно, нам было бы удобнее проводить чемпионат здесь, да и для спортсменов это было бы лучше. Поэтому сегодня работа кольцевого комитета направлена на то, чтобы определить места, пригодные для проведения соревнований в следующем году у нас в стране. Будем работать в этом направлении. Спортсменам ездить в другую страну накладно, потенциальным спонсорам - неинтересно. Все хотят видеть это у себя дома, а не где-то за границей.
Особое мнение
Спрашивать у организаторов, как прошла гонка, - это то же самое, что допытываться у родителей, нравится ли им ребенок. Иных оценок, кроме положительных, иных прогнозов, кроме оптимистичных, ждать не приходится.
А между тем очевидно, что белорусское "кольцо" возрождается не без труда. Отсутствие собственной трассы вынудило обратиться за помощью к украинским коллегам. Но ездить в Киев далеко и накладно - отсюда и дефицит участников: в двух классах из трех заявленных пока что не удалось собрать необходимый минимум. В ДОСААФе надеются, что это только пока.
А что думают в Белорусской автомобильной федерации? В истории с выездным чемпионатом председатель БАФ Анатолий ШЕВЧЕНКО выбрал позицию наблюдателя. И высказал следующее мнение:
-То, что у нас возродилась еще одна дисциплина и благодаря этому теперь у нас в календаре присутствуют все виды автомобильного спорта, это, конечно, положительный момент. И, конечно, радует, что белорусское "кольцо" возвращается к жизни.
Но жаль, что чемпионат проводится не в Беларуси, а в Украине. Я понимаю, что для этого есть объективные причины. На сегодняшний день у нас нет подготовленной трассы для проведения кольцевых автогонок, и боюсь, что в ближайшее время не будет. Поэтому придется ездить в Украину не только в этом году, но, наверное, еще и в следующем.
- Число участников белорусского чемпионата оказалось невелико. Ваш комментарий на этот счет.
- В свое время было много тех, кто предлагал: "Давайте проводить кольцевые гонки!" А когда пришло время участвовать, вы сами видите, сколько собралось участников. Если честно, мне не совсем понятно: если в классе всего пять человек, стоит ли проводить гонку в ранге чемпионата? Было бы правильнее сделать это первенством, как всегда делали. Если люди хотят ехать в "кольце", они поедут, даже если это и не чемпионат, а первенство. Зато это будет справедливо по отношению к другим дисциплинам, где за призовые места борются не пять, а десять человек.
- А в чем причина такого острого дефицита участников?
- Мне кажется, люди просто стали считать деньги. Ехать за свой счет не хочется или нет такой возможности, а спонсора найти тяжело - гонка ведь не у нас, а в Украине. Это делает чемпионат малонасыщенным. А еще проблема состоит в том, что гонок много, а спортсменов мало. Делать очень плотный календарь, который не позволяет ездить везде, где хочется, со стороны ДОСААФ было не совсем правильно. Тем более в условиях, когда спортсменов у нас немного, они не очень богаты, а новички приходят нечасто. Но это проблема не "кольца" в частности, а всех дисциплин белорусского автоспорта вообще.
- Подводя итог всему вышесказанному, каковы перспективы у белорусского "кольца"?
- Время покажет, сколько машин будет ездить на "кольце". А о дальнейшей перспективе дисциплины можно будет говорить только после того, как закончится этот сезон.
О насущном
Победителем первого этапа в классе Б1600 стал Андрей ЦЫГАНКОВ, но разговор с ним пошел не о достижениях.
- Андрей, как впечатления от гонки?
- На "Чайке" уже не первый раз, поэтому далеко не первые впечатления...
Машин было много, гонка пусть и не очень напряженная, но достаточно интересная. Борьбы на трассе хватало: нашлось пять-шесть человек, которые ехали примерно на одном, достаточно высоком уровне. Среди наших отмечу Павла Климовича. И сам хорошо ездит, и Citroen у него - очень серьезная машинка.
- Как на фоне украинских кольцевиков смотрятся белорусы?
- Основная проблема всех наших белорусских гонщиков - отсутствие достаточных средств для участия в соревнованиях на высоком уровне. Сейчас ни у кого нет денег, чтобы купить резину на гонку! Мы все ездим на "бэушных" колесах - ни один из наших спортсменов не ставил новые покрышки. А вот те из украинцев, кто претендует на победу, едут на хороших новых шинах.
- А если не секрет, какова цена вопроса?
- На один этап нужно иметь два дождевых комплекта резины, два сухих плюс один комплект для пятничных тренировочных заездов - итого пять комплектов. Одно колесо стоит от 200 до 250 евро. Вот теперь посчитайте, сколько нужно потратить денег, чтобы выступать на достойном уровне!
После сказанного
И организаторы, и участники сходятся в одном: было бы здорово, если бы "кольцо" вернулось на родину - и уровень затрат для спортсменов ниже, и спонсоров искать проще. Следовательно, и ситуация с количеством участников автоматически улучшилась бы. Альтернативный вариант - проведение единого зачета с украинцами, но по ряду причин это невозможно.
Ну что же, первый этап уже стал историей, а следующая гонка пройдет в эти выходные. Пока вы читаете этот материал, белорусские кольцевики, скорее всего, находятся на пути в Киев.
Иван КРИШКЕВИЧ.
Фото автора и Валерия РЫЛЬКО.