Своими соображениями о белорусском и украинском кольцевых чемпионатах сезона-2007 решил поделиться один из участников первого этапа Валерий РЫЛЬКО. Опытный белорусский спортсмен, начинавший свою карьеру еще во времена СССР, не устоял от соблазна и вновь сел за руль спортивного автомобиля, чтобы вернуться на легендарную киевскую "Чайку". Машина, увы, подвела, и Валерий большую часть гонки провел в качестве зрителя. Зато благодаря этому обстоятельству мы имеем сегодня возможность опубликовать фотографии Валерия и его комментарии - для удобства они разбиты на классы, которые представлены в украинском и белорусском чемпионатах.
"Формула 1600"
Так как технический регламент для данного класса на 2007 год ФАУ сделала свободным, ограничив только объем двигателя (1600 куб. см), то здесь появились иномарки типа Dallara. А это машины совершенно другого поколения, по своим характеристикам превосходящие рамные конструкции на целый порядок. Из-за этого полностью уничтожен данный класс автомобилей в Прибалтике и России. Многие талантливые и одаренные спортсмены, выступавшие на рамных конструкциях, превратились в зрителей...
Свободная субботняя тренировка подтвердила превосходство Dallara в данном классе, но неопытность пилота отодвинула победоносное шествие данной марки по Украине (обрыв шатуна и пробоина в блоке цилиндров незначительно увеличат бюджет команды, готовой победить в данной зачетной группе).
На протяжении двух дней за первое место в классе сражались украинец Андрей Франковский и белорус Юрий Кондратюк (из-за малочисленного состава и отсутствия конкуренции в белорусском чемпионате Юрий принял решение бороться за высшие награды в чемпионате Украины). Субботнюю гонку "в одну калитку" оформил Кондратюк, оставивший на видавшей виды старушке "Эстонии 21М" позади себя не кого-нибудь, а одного из лидеров чемпионата Украины, выступавшего на весьма конкурентоспособном автомобиле Opel lotus (Reynard)! Кто знает, возможно, в воскресенье Юрий сделал бы победный дубль, но в борьбу спортсменов вмешался дождь, и впереди остался Франковский. Он же стал победителем этапа, благодаря чему лидирует в чемпионате Украины в данном классе.
Что касается белорусского чемпионата, то в субботу свои отношения выясняли молодой и перспективный Алексей Кручинин и один из старейших пилотов Ф1600 гомельчанин Михаил Мельниченко. Тройку призеров замкнул Александр Станкевич. Все трое выступали на автомобилях "Эстония 21М".
У1600/Б1600
В данном классе и в Украине, и в Беларуси постепенно появляются хорошо подготовленные иномарки европейских и российских классов 1600 куб. см, готовые составить конкуренцию старшему "двухлитровому" классу. Не отстают и вазовские "восьмерки", правда, от них осталось одно название. Взять хотя бы тормозной передний суппорт - в отличие от стандартного он имеет не один, а четыре рабочих поршня! Спортсмены и любители со стажем помнят эти машины из российского кольцевого класса "Туризм" конца 90-х. Это была основная техника таких команд, как "Миллер-пилот", "Тогмаш", "Логоваз", и эти машины выдавали на-гора по 240 л.с.!
В плане технической оснащенности белорусская сторона пока отстает, но тоже понемногу наращивает "мышцы". Так, к VW Polo Андрея Цыганкова, выкупленному из российской серии "Туринг Лайт", в этом году добавился привезенный из Бельгии Citroen Saxo Павла Климовича, ничуть не уступающий украинским "Фиестам". (Кстати, это далеко не последний автомобиль, приобретенный для белорусских кольцевиков: еще один Saxo ДОСААФ закупил уже после первого этапа, и теперь эта машина готовится к ближайшей гонке - скорее всего, на ней поедет Андрей Остапенко. - Прим. авт.)
Практически весь уик-энд в данном классе верховодил Андрей Круглик, который вместе с семейным подрядом Салюков выставил целую "вязанку" Ford Fiesta ST. Белорусские спортсмены сражались между собой, но показательно, что победитель белорусского зачета Андрей Цыганков по факту приехал на финиш вторым!
Отдельно хотелось бы отметить такое явление в украинском автоспорте, как Ирина Протасова.
Я наблюдаю за этой девушкой на гоночном кольце уже второй год и могу с уверенностью сказать, что в Украине подрастает вторая Мишель Мутон или Ютта Кляйдшмитт. По крайней мере, на бывшем постсоветском пространстве так лихо пилотировать спортивный автомобиль не может ни одна женщина. Безупречное владение техникой пилотирования и великолепная подготовка автомобиля дают впечатляющие результаты. Недаром Ирина входит в тройку лидеров украинского чемпионата! И очная борьба с лидерами белорусского Б1600 - не в пользу наших мужиков.
А3/Б2000
"Двухлитровых" автомобилей в Украине и Беларуси немного. Но технические требования разрешают участвовать в зачете и "младшему" классу 1600 - как было сказано выше, эти автомобили вполне конкурентоспособны. И если в субботней гонке кит-каровскому ВАЗ 2112 с двухлитровым мотором под управлением Олега Джулая не было равных, то в воскресенье, после схода Олега, в лидерах оказались Андрей Круглик и Салюк-младший, выступающие на Ford Fiesta ST. Украинскую гонку выиграл Круглик.
В белорусском зачете в данном классе была представлена одна-единственная Skoda Felicia Валерия Рылько, но мудреные настройки автомобиля не позволили продемонстрировать возможности на трассе.
Вот на этой оптимистической ноте мы и закончим знакомство с участниками и автомобилями белорусского и украинского чемпионатов сезона-2007. Хотелось бы пожелать всем участникам шоссейно-кольцевых гонок удачи, которой не хватает порой чуть-чуть.
Валерий РЫЛЬКО. Фото автора.
"Чайка"
Бывший комплекс ДОСААФ "Чайка", включающий сооружения для проведения соревнований по кольцевым авто- и мотогонкам, картингу, треку, автокроссу, спортивной авиации, был построен и введен в действие более 30 лет назад - в 1976 году. Расположенный в юго-западной части Киева, в 80-90-е годы прошлого века он являлся одним из главных центров технических видов спорта не только СССР, но и стран Варшавского договора.
С приходом рыночной экономики в Украине начал возрождаться и автоспорт. У комплекса появился новый хозяин - известный украинский спортсмен Леонид Протасов, знакомый с проблемами современного автоспорта не только в своей стране, но и у ближайших соседей.
Таким образом, благодаря здравому смыслу и усилиями спортсменов "Чайку" сохранили, правда, в "усеченном" варианте.