21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

МВФ НАШЁЛ СОЮЗНИКА

26.08.2009 08:47 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

МВФ нашёл союзника
Кто донесёт до президента плохие вести?

Ярослав РОМАНЧУК

http://www.belgazeta.by/20070611.23/040270241

Еще год назад казалось, что требования Александра Лукашенко к министрам и рекомендации МВФ совпасть не могут. Однако совпали. Сократить налоги и проводить более сбалансированную бюджетную политику. Реформировать неэффективную систему льгот, в первую очередь в реальном секторе. Избавиться от убыточных предприятий и привлечь иностранные инвестиции. Диверсифицировать торговлю и противодействовать кризису платежного баланса. Миссия МВФ в той или иной форме повторила все те тезисы, о которых на многочисленных совещаниях в последний год говорил президент Беларуси.

КОНСУЛЬТАЦИЯМ КОНЕЦ

Последний день миссии МВФ в Минске оказался весьма эмоциональным. Чиновники различных рангов в разной, часто недипломатической, форме выражали свое несогласие с тем, что указали эксперты МВФ в своей «Заключительной записке» по ст. IV от 4 июня 2007г.

Если абстрагироваться от технических и узковедомственных вопросов, белорусское чиновничество едино в следующем. Во-первых, никто не хочет нести президенту плохие вести о том, что национальная экономическая модель нуждается в серьезной корректировке, если не в капремонте. Нацбанк кивает на Минфин и на Минэкономики. Министры Владимир Зайченко и Николай Корбут твердят: оснований для пересмотра прогнозных показателей нет. Помощник президента по экономическим вопросам Сергей Ткачев подвергает сомнению выводы Нацбанка и Совмина.

Во-вторых, ни у одного ведомства нет четкого видения альтернативной экономической политики. Нацбанк отстаивает свою правду об обменном курсе и инфляции, все больше прибегая к методологической казуистике и выборочной публикации данных. Минфин печется о доходной части бюджета и никак не хочет снизить размер государства (доля доходов и расходов к ВВП) до величин менее 45-48% ВВП. Минэкономики упирается в созданную бюрократическую модель и явно не спешит реализовать требования замглавы президентской администрации Натальи Петкевич по созданию благоприятного делового климата.

В-третьих, номенклатура все еще продолжает верить, что все уладится само по себе, как в предыдущие годы. К тому же, в руках чиновников статистика и методика расчета различных показателей.

Эксперты МВФ говорят: «Сальдо текущего счета резко ухудшается. В банках не хватает ликвидности. Предприятия теряют конкурентоспособность. Выполнять бюджетные обязательства в таком объеме крайне сложно ». Номенклатура в ответ: «Наши прогнозные показатели незыблемы. Никакого шока платежного баланса нет и не будет. У нас достаточно ресурсов, чтобы справиться с трудностями».

Складывается впечатление, что эксперты МВФ напрямую гораздо быстрее договорились бы с Лукашенко, чем при посредничестве его окружения. Есть основания полагать, что глава государства попал в ловушку номенклатурного статус-кво. В среде же номенклатурных кланов в последнее время, судя по отставке главы Минской области и громким арестам в «Белнефтехиме» и других структурах, явно усилилось противостояние. В такой ситуации попасть под горячую руку, потерять кресло или даже оказаться в тюрьме желающих мало. Поэтому номенклатура столь агрессивно относится к анализу ситуации МВФ и его рекомендациями.

ДИАГНОЗ

До нынешнего года страна получала выгоды от складывающихся условий торговли и быстрых темпов роста стран региона. Были задействованы простаивающие мощности, увеличены госинвестиции, существенно дедолларизирована экономика и снижена инфляция. При этом, как указывает МВФ в «Заключительной записке», «темпы роста реальной зарплаты превышали темпы роста производительности труда на 3,5 процентных пункта в год, однако выгоды от условий торговли скрывали снижение конкурентоспособности. Структурные реформы были ограниченыНовая эра наступила в 2007г., с наступлением сильного, постоянного ухудшения условий торговли, полный перенос которого на внутренние цены еще предстоит осуществить ».

Из-за более высоких цен импортируемых энергоресурсов МВФ оценивает потери в реальных доходах экономики в размере 5,5% ВВП в 2007г., в 2008-11гг. эти потери увеличатся: «Перенос роста цен на импортируемый газ в размере 114% тарифов на энергоносители был неполным (рост тарифов составил 20% для населения и до 90% для предприятий), а множественность внутренних цен на газ размывает ценовой сигнал ». В результате роста цен на сырую нефть, изменения порядка налогообложения и только частичной корректировки цен белорусский ТЭК попал в очень трудное финансовое положение.

После первой нервной реакции властей на ценовой шок в начале года, когда Нацбанк поднял процентные ставки, а банки быстро выдали годовую норму рублевых кредитов, власти во II квартале расслабились. Кредитные ставки начали снижаться. Резко вырос объем кредитов - на 62% в 12-месячном исчислении. При этом темпы роста реальной зарплаты снизились до темпов роста производительности труда. «Несмотря на улучшение условий торговли, не связанных с энергоносителями, и снижение импорта сырой нефти, произошло резкое ухудшение состояния счета текущих операций, дефицит которого составил 1,5% годового ВВП », - констатируют эксперты МВФ (для сравнения: в I квартале 2006г. зафиксирован профицит в 0,3% ВВП).

Это еще не критическая величина, но громкий звонок: пора принимать адекватные меры. «Политика, предлагаемая на оставшуюся часть 2007г., повышает потребности в финансировании и увеличивает макроэкономические риски ». Минфин запланировал резко смягчить фискальную политику, перейдя от профицита в 1,4% ВВП к дефициту в 1,5% ВВП. Нацбанк пока не отказался снизить ставку рефинансирования до 9% годовых. Если так и произойдет, роста инфляции не избежать. За счет стимулирования внутреннего спроса при существующем торговом раскладе дефицит счета текущих операций вырастет до $4,5 млрд. (более 10% ВВП).

Власти это признают, потому и декларируют необходимость привлечения прямых иностранных инвестиций. Однако особых успехов пока не видно. Более того, как предупреждает МВФ, «экономическая политика, чрезмерно зависящая от внешнего заимствования, несет в себе нарастающие риски и в конечном итоге является неустойчивой, хотя наличие внешнего финансирования может скрывать это на протяжении некоторого времени ».

РЕКОМЕНДАЦИИ НАЦБАНКУ

МВФ рекомендует не полагаться на внешние источники финансирования, а ужесточить макроэкономическую политику - как монетарную, так и фискальную, одновременно полностью перенести рост цен на энергоносители на потребителей и ввести жесткое ограничение роста зарплаты. Власти же действуют с точностью до наоборот - замораживают цены (яркий пример - история с цементом) и стимулируют импортозамещение, борясь с иностранными товарами.

Нацбанк намерен поддерживать фиксированный обменный курс, но, как в этой ситуации решать проблему конкурентоспособности товаров без снижения затрат на зарплату и на другие издержки, Совмин не ответил. МВФ поддерживает действия правительства по привязке роста номинальной зарплаты к росту производительности труда. Однако если правительство этого реально добьется, то по итогам 2007г. реальная зарплата может даже упасть. Населению, привыкшему в течение трех предыдущих лет к среднегодовым темпам роста реальной зарплаты на уровне около 18%, это едва ли понравится. В складывающейся ситуации косметическими мерами - типа отмены отдельных льгот - делу не поможешь.

МВФ рекомендует ужесточить денежно-кредитную политику - повысить процентные ставки и изымать ликвидность: «Заметное ухудшение условий торговли, рост реальной стоимости труда в единице продукции, ухудшение состояния внешнеторгового баланса и резкий рост кредита создали давление на инфляцию в сторону ее повышения и ослабили спрос на белорусский рубль ». Если правительство не выполнит рекомендации МВФ, то, возможно, годовая инфляция окажется выше запланированной.

Нацбанк понимает опасность комбинации жесткой фиксации обменного курса с мягкой бюджетной политикой, которая, как известно, контролируется Минфином. Ведомству Николая Корбута надо было бы убедить Совмин и администрацию президента в необходимости «быстрого поэтапного отказа от квазибюджетных операций, проводимых через банковскую систему». Совмин должен отказаться от целевого кредитования и к концу года переместить депозиты правительства и Фонда соцзащиты в Нацбанк: «Необходимо ликвидировать прямое кредитование Нацбанком сельхозпредприятий в рамках госпрограмм, что в значительной мере содействовало росту денежной массы».

Между тем, не обладая институциональной независимостью, Нацбанк «сломался» под давлением аграрного лобби и поставил под угрозу хрупкие достижения в монетарной сфере: «Рост банковского кредита является чрезмерным, причем кредит госпредприятиям является самым быстрорастущим сегментом». Когда суммы кредитов, выдаваемые под гарантии правительства, стремительно растут, а возможности зарабатывать на внешних рынках снижаются, легко прогнозировать рост объемов «плохих» кредитов. По мнению МВФ, «в связи с резким увеличением внешнего заимствования банков пруденциальные риски также нарастают, что привело к росту несовпадения балансовых активов и пассивов».

Миссия МВФ приветствует приватизацию двух банков, но предупреждает, что сохранение госконтроля в банковском секторе тоже является опасным: «Сохранение доминирующей роли госбанков ведет к формированию значительных системных рисков в связи с продолжающимся целевым кредитованием и связанной с ним рекапитализацией, а также в связи с накоплением в последнее время больших иностранных пассивов банков, что отчасти объясняется использованием банковской системы для проведения квазибюджетных операций ».

РЕКОМЕНДАЦИИ МИНФИНУ

Еще более жесткие рекомендации поступили от МВФ в адрес Минфина: «Правительству следует избегать значительного бюджетного стимулирования экономики в 2007г., т.е. обеспечить профицит бюджета в размере 1% ВВП». Как и президент, эксперты Фонда рекомендуют ликвидировать субсидии, особенно хронически убыточным предприятиям, и повысить адресность социальной поддержки. Много можно сэкономить, отменив бюджетные инвестиционные программы, объем которых в 2006г. составил более 9% ВВП. Еще одна опасность: в связи с потерей конкурентоспособности от запаздывающего роста цен на импортируемые энергоносители налоговая база может ослабнуть.

«В среднесрочной перспективе следует сместить акцент на снижение роли правительства в экономической деятельности», рекомендует МВФ, приветствуя «планы властей по рационализации налоговой системы в 2008г. за счет отмены налога с продаж и различных местных сборов». МВФ робко говорит о необходимости снижения расходов бюджета, но не исключает компенсации потерь бюджета от отмены налогов повышением ставки НДС и отменой льгот по данному налогу.

С этими рекомендациями Фонда согласиться трудно. В ситуации, когда размер государства (доля доходов и расходов к ВВП) превышает 50%, потакать правительству и соглашаться на такой размер - значит стимулировать стагнацию. Если власти до сих пор направляли ресурсы не по рыночным, а по бюрократическим правилам, то почему вдруг после этих косметических мер качество бюджетных расходов должно улучшиться?

* * *

Правительству надо найти источники снижения издержек. МВФ предлагает искать их в «снижении административного контроля» и ужесточении бюджетных ограничений предприятий: «Помимо этого необходима хорошо согласованная во времени стратегия для преобразования Беларуси в страну с функционирующей рыночной экономикой». Отсутствие согласованности между различными министерствами и ведомствами при удручающей растерянности в верхах делают выполнение этой задачи весьма проблематичной. Ведь речь идет о создании предсказуемой правовой и деловой среды, снижении налогового бремени, упорядочении расходов при одновременной защите наиболее уязвимых слоев населения, обеспечении равных условий для всех инвесторов, сокращении препятствий для создания новых частных предприятий, реализации прозрачной программы приватизации через открытые тендеры.

И, наконец, с учетом сильной зависимости Беларуси от внешних рынков, в первую очередь российского, необходимо «интенсифицировать работу по скорейшему вступлению в ВТО». Это значит снизить нетарифные барьеры и отменить субсидии, запрещенные нормами ВТО.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Еще год назад казалось, что требования Александра Лукашенко к министрам и рекомендации МВФ совпасть не могут. Однако совпали. Сократить налоги и прово
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика