21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

И Никакой субординации,

26.08.2009 08:57 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Валерий СИДОРЧУК, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Белгосуниверситета.

или ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТОЛИЧНОМ РЕГИОНЕ ФРГ

Германия оказывает большое влияние на все стороны жизни Беларуси. Можно назвать бесчисленное множество привычных для нас немецких фамилий и наименований в сферах науки, культуры, экономики, политики. Наши улицы заполнены немецкими автомобилями, магазины — товарами, аптеки — лекарствами. И это не удивительно — ФРГ самый крупный в мире экспортер, что означает наиболее конкурентную общественно-экономическую систему. В основе выдающихся достижений находится рациональная организация местной власти на принципах местного самоуправления. В Германии в ХIII столетии местное самоуправление впервые в истории было оформлено институционально в форме магдебургского права, которое уже спустя столетие было воспринято на территории Беларуси. Первым городом Великого княжества Литовского, который получил самоуправление на основе магдебургского права, было Берестье (не считая Вильно). Великий князь Литовский и король Польский Владислав Ягайло выдал брестчанам соответствующий привилей 15 августа 1390 г. Всего на этнических землях Беларуси функционировало около 120 свободных магдебургских поселений.

В период 1945— 1949 гг. в Германии вообще отсутствовало государство, и местное самоуправление сотворило «немецкое чудо», восстановив страну и превзойдя по производству довоенный рейх, хотя территория и население сократились на треть.

Поэтому немецкий опыт местного самоуправления пред-ставляет значимость и интерес для Беларуси. ФРГ — это федеративное государство. В статье 28 Основного закона ФРГ говорится, что каждой общине (т. е. населенному пункту) гарантируется право на местное самоуправление. Законодательное определение статуса местного самоуправления отнесено к ведению субъектов федерации — земель. В данной статье предлагается краткий взгляд на организацию местной власти в столичном регионе как наиболее сложном и очень близком по характеру решаемых задач с положением в Беларуси. Тем более, что переход от бюрократического управления к местному самоуправлению здесь был положен с принятием Закона ГДР от 17 мая 1990 г. о самоуправлении в общинах и районах.

Столица ФРГ Берлин насчитывает около 3,4 млн жителей, занимает площадь 892 кв. км. Ее валовой продукт составляет около 80 млрд евро в год, что является низким показателем. Например, Гамбург с населением 1734 тыс. человек производит продукт в 81 млрд евро. Берлин одновременно является субъектом федерации и наравне с другими 15 землями имеет Конституцию, а также статус муниципального образования, т. е. субъекта местного самоуправления.

В Берлине функционирует двухступенчатое управление. На уровне города как федеральной земли избирается представительный орган — земельный парламент, который избирает Правящего Бургомистра — главу Земельного правительства (Сенат). Статус Сената определен в Общем Законе о полномочиях, включающих все общегородские вопросы, которые должны решаться по единым правилам, а также правовой надзор над органами районного управления. Сенат состоит из Правящего Бургомистра и максимум из 8 сенаторов (земельных министров), в числе которых два бургомистра (заместители Правящего Бургомистра, представляющие партии правящей коалиции) и назначаемые Правящим Бургомистром члены правительства (сенаторы). Термин Правящий Бургомистр введен в Западном Берлине с момента разделения города, чтобы отличить его как избранного на свободных выборах от назначенного через бюрократическую процедуру обер-бургомистра Восточного сектора.

Берлин имеет статус единого муниципалитета, однако он разделен на 12 районов, которые не являются самостоятельными субъектами местного самоуправления, а реализуют полномочия, переданные сенатом (дела молодежи и семьи, здравоохранения и социальной защиты, уход за зелеными насаждениями и содержание улиц, общественных зданий, контроль за пищевыми продуктами и лекарственными средствами, в ограниченном объеме вопросы окружающей среды и промышленная инспекция). В рамках относительной самостоятельности районов обнаружилась проблема достижения единых подходов в принятии решений на уровне районов, которые не всегда бывают понятными, в особенности внешним инвесторам. Поэтому в последнее время вновь обнаруживается тенденция к централизованному принятию решений, в особенности с целью достижения задач по экономии ресурсов жизнеобеспечения и финансовых средств.

Районное управление состоит из мэра района и 5 районно-городских советников, избираемых в соответствии с количеством голосов, которые получили соответствующие партии на выборах собраний районных депутатов. Собрание состоит из 55 членов, представляющих примерно 300 тыс. жителей района.

12 мэров районов объединены в совет мэров города, который собирается ежемесячно и может формировать свою позицию по всем решениям городского Сената, касающимся районной политики Сената. Но совет мэров не является Второй палатой городского парламента, или правительства.

Город Берлин окружен федеральной землей Бранденбург, собственное развитие которой в значительной мере зависит от создания инфраструктуры взаимодействия и сотрудничества со столицей. Население земли Бранденбург составляет около 2,6 млн человек, а территория 29 477 кв. км, которая в основном покрыта лесами, многочисленными реками, озерами и искусственными каналами, что создает исключительно комфортные условия для проживания и отдыха. Вместе с тем, абсолютное большинство жителей земли ведут деловую жизнь в Берлине, что ставит задачу транспортного обеспечения на приоритетное место . Она решается через создание сети железнодорожного сообщения. Благодаря сотням станций скоростных электричек, трамваев, метро не составляет трудностей в пределах одного часа добраться из окраин земли Бранденбург до любой точки Берлина. Для этого также создана сеть пристанционных автостоянок, где жители покидают автомобили и велосипеды. Такой подход позволяет избежать пробок на автострадах и улицах города, сделать чистым воздух, уменьшить шум. Таким образом реализуется призыв — Sсhiеnе stаtt Mаsсhinе — (рельсы вместо автомобиля).

В соответствии с Конституцией земли Бранденбург (столица г. Потсдам) от 20 августа 1992 г. (в ред. 16 июня 2004 г.) общины и союзы общин имеют право на самоуправление. Земля вправе осуществлять в их отношении только правовой надзор. Субъекты местного самоуправления выполняют на своей территории все задачи местного сообщества, которые не относятся согласно Конституции или в силу закона к компетенции других органов. Если общины и союзы общин получают согласно закона обязательство выполнять новые общественные задачи, то должны приниматься положения о покрытии расходов. Общины должны иметь возможность своевременно изложить свою позицию через свои ассоциации на коммунальном уровне, прежде чем на уровне закона будут урегулированы касающиеся их вопросы. Территория общин может изменяться во благо общества, а также путем договоренности между общинами с согласия органов правового надзора. До изменения территории должно заслушиваться мнение населения. Общины и союзы общин могут подать конституционную жалобу с утверждением, что закон земли нарушает их конституционное право на самоуправление.

Территория земли делится на общины и районы. Община есть основное территориальное сообщество. К числу общин относятся сельские поселения, входящие в состав районов города, а также не входящие в состав районов города. Например, самая малочисленная община района Потсдам-Миттельмарк состоит всего из 78 жителей. Правовой статус общин определен Законом от 10 октября 2001 г. об общинах земли Бранденбург, включающем 133 параграфа. В соответствии с параграфом 6 каждая община обязана утвердить свой устав. В интересах жителей, для более эффективного выполнения общественных задач общины вправе образовать союзы общин.

Второй уровень самоуправления составляют районы, функционирующие в соответствии со ст. 2 Конституции и Законом от 4 июня 2003 г. о районах земли Бранденбург. Между общинами и районом не существует отношений субординации. Каждый из данных субъектов выполняет свои задачи. Общим принципом является то, что район дополняет возможности общин в решении задач местного жизнеобеспечения, он берет на себя задачи межобщинного значения. Соответственно, Закон о районах включает всего 71 параграф.

Характерно, что Берлин не окружен одним районом, например, Берлинским. Территории районов земли Бранденбург как своеобразные секторы выходят на границу города. Это имеет положительное значение, по сравнению с традиционным для Беларуси опытом, где имеется огромный административный Минский район со всевозможной инфраструктурой. Существование единого района также создает препятствия для взаимодействия других районов с городом: искусственно локализуется транспортная сеть, рынок труда, зона застройки и т.п.



 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
или ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТОЛИЧНОМ РЕГИОНЕ ФРГ
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика