Прошел ровно месяц, как в центр нашего внимания попала инициативная группа автомобилистов, собиравшая подписи под коллективным обращением к руководству страны и соответствующим компетентным органам с целью обратить внимание на ряд замечаний и предложений относительно безопасности дорожного движения и эффективности работы ГАИ. Задавшись тогда вопросом, как определить данную инициативу - "Волна водительского недовольства" или "Движение сознательных автомобилистов" (статья "Волна или движение?", "АБw" N31 от 02.08.2007 г.), редакция нашей газеты решила не наблюдать отстраненно за "силой стихии", а на практике изучить возможность создания конструктивного движения...
С этой целью мы предложили обеим сторонам (инициативной группе и руководству ГАИ) встретиться с нашим участием и в форме диалога обсудить взаимные замечания и предложения. Встреча состоялась. (Обстоятельный отчет о ней - в статье "Встреча союзников", "АБw" N33 от 16.08.2007 г.) Главный ее результат - это, на наш взгляд, фактическое признание руководством ГАИ необходимости тесного сотрудничества с наиболее сознательной и активной частью наших автомобилистов. Той, что способна выступать не только с критикой, но и с дельными предложениями, согласна взять на себя контроль за решением заявленных проблем.
И пока члены оргкомитета инициативной группы автомобилистов готовятся к очередной встрече с руководством ГАИ: разрабатывают комплекс будущих мероприятий и совместных действий, выслушивают предложения и критику, делятся своими впечатлениями и планами - мы решили с вашей, читатели "АБw", помощью узнать, в каком направлении следует развивать деятельность данной инициативной группы, к чему стремиться и чего, наоборот, избегать.
Одним из первых на наше предложение отозвался Олег МАРКЕВИЧ, предприниматель, автомобилист с 20-летним стажем. В середине 1990-х гг. он создал и возглавил Ассоциацию владельцев и водителей автотранспорта "АВВА" по защите прав автомобилистов.
Еще тогда, десять лет назад, в одном из первых своих интервью корреспонденту "АБw" Олег Валентинович заявлял: "Наша ассоциация не собирается входить в число дармоедов, не собирается проповедовать и реализовать какие-то мифические идеи. Есть конкретная цель, есть конкретная категория людей - автовладельцы, которые сегодня нуждаются в защите их гражданских прав. Мы исходим из общественной формулы: сначала человек - потом государство. Автовладельцы, к сожалению, разобщены, и нужен объединительный орган, способный помочь им выжить в наше столь трудное время. На мой взгляд, любое решение в отношении владельцев автотранспорта должно приниматься не только теми, кто разъезжает на служебных автомобилях, а с учетом мнения рядовых автомобилистов или органа, их представляющего. Тогда было бы легче решать проблемы обустройства наших дорог и многое другое..."
Проблемы, как видим, остались, а сама Ассоциация владельцев и водителей автотранспорта два года назад прекратила свое существование. Прежде чем узнать, почему это произошло, я спросил Олега Валентиновича о его впечатлениях о новой инициативной группе и вот что услышал в ответ:
- Радует то, что наконец-то неравнодушные к ситуации на наших дорогах люди САМИ решили объединиться, заявить о себе и пошли по пути конструктивного сотрудничества, а не конфронтации. Наличие добровольной общественной автомобильной организации в нашей стране назрело еще "вчера". Ибо темпы роста автомобилизации в Беларуси затрагивают все сферы нашей жизни, а госорганы, госструктуры часто не в состоянии должным образом справляться с возрастающими проблемами, касающимися безопасности дорожного движения. Особенно порадовало отношение к инициативной группе со стороны руководства ГАИ.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы данной инициативной группы и с чего, учитывая ваш опыт, им следует начать, чтобы их энтузиазм и способности привели к конкретному и положительному результату?
- В первую очередь членам этой группы я бы рекомендовал кроме фактического признания со стороны руководства ГАИ получить и юридическое признание, то есть подготовить все необходимые документы для регистрации в качестве общественной организации или движения. В идеале оргкомитет такой организация должен стать подобием общественной палаты в парламенте, то есть представлять его должны не только "отцы-основатели", но и наиболее авторитетные граждане нашей страны (разного возраста и положения). Именно их мнение и представительство могут оказаться значимыми, их пример законопослушания может стать тем заразительным примером, который сделает культуру вождения в нашей стране если не нормой, то хотя бы МОДОЙ. Далее следует активно привлекать к сотрудничеству бывших работников ГАИ, юристов. Так как бывших специалистов не бывает, их опыт, знания и умение не должны быть "зарыты в землю" после выхода на пенсию. Активнее сотрудничать с руководством дорожных служб, оперативно указывать им на недостатки, добиваться того, чтобы на дорожное покрытие распространялся гарантийный срок и в течение его все ремонтные работы производились самим подрядчиком или за его счет. Далее - пристальное внимание к ИНФРАСТРУКТУРЕ: взаимодействие с СТО, дорожным сервисом, экологическими службами и так далее. То есть не автомобилист для инфраструктуры, а инфраструктура для автомобилиста!
- Вы уже стояли во главе подобной общественной организации. Почему мы сегодня вынуждены говорить о ней в прошедшем времени?
- Это была общественная организация, ориентированная в основном на правозащитную деятельность. Я был ее председателем. Причина печального финала этой организации (ликвидация согласно решению суда. - Авт.) - моя тогдашняя активная политическая деятельность в качестве одного из основателей Либерально-демократической партии в Беларуси.
- И этот фактор оказался роковым для существования "АВВА"?
- Да, именно так. Теперь я это понял и считаю, что нельзя смешивать политическую работу с работой в общественной организации, хотя в нюансах такой деятельности очень много схожего и порой не всегда видна грань. В основе же нынешней организации (если она будет создана) должно быть лишь решение проблем, связанных с наличием автомобиля, условиями его эксплуатации, безопасностью дорожного движения. Все! И никакой политики! Ибо проблемы автомобилистов универсальны, то есть они существуют во всех странах независимо от их политического устройства. И решаются эти проблемы зачастую схожим образом. И мы в нашей стране можем и должны улучшить ситуацию, связанную с безопасностью дорожного движения и развитием соответствующей, комфортной эксплуатации автомобилей, - сообща, всем обществом, независимо от политических симпатий или разногласий. А что касается правовых вопросов, то они должны быть ограничены лишь разрешением спорных вопросов в сфере владения и эксплуатации автомобилей: разбор ДТП, ремонт, контроль над организацией дорожного движения и так далее. Новое общественное объединение должно действовать по тому же принципу, что и, например, "Общество по защите прав потребителей". Нашей же главной ошибкой тогда было то, что мы в основном боролись со следствием, а не с причинами.
- И какие же причины теперь вы считаете основными?
- Прежде всего это:
1. Низкий уровень подготовки водителей, отсутствие контроля за обучением со стороны ГАИ;
2. Слабая пропаганда и профилактика безопасности дорожного движения среди пешеходов. Куда подевалась пресловутая дисциплинированность белорусских пешеходов, которую ставили в пример во всем Советском Союзе?
3. Отсутствие культуры вождения у большинства наших водителей. Лишь до малой их части это "доходит" после того, как они побывают за границей;
4. Плохая организация дорожного движения. Например, бороться необходимо не с нарушением скоростного режима, а с отсутствием условий для безопасной скоростной езды, высотных ограждений, разделений для одностороннего движения и так далее. Ибо скоро мы просто утонем в "пробках", а тихоходность - один из главных факторов городской загазованности, задымленности.
- Руководство ГАИ указывает на нехватку специалистов. Жалуется на загруженность инспекторов второстепенными обязанностями...
- Раньше была система помощников ГАИ из числа курсантов автошкол. Почему их сейчас не видно? А это ведь чрезвычайно важная ПРАКТИКА для будущих автомобилистов. Плюс опыт позитивного общения с работником ГАИ, понимание специфики его работы, сочувствие... Почему бы не вернуться к этой практике и не обязать автошколы ввести для курсантов часы такого совместного дежурства в качестве обязательных для сдачи внутренних экзаменов? При этом не надо никаких формальных, искусственных дружин с системой поощрения в виде дополнительных дней к отпуску или удостоверения в качестве "индульгенции" при нарушении ПДД. Я убежден, что активное участие в пропаганде безопасности дорожного движения в тех же школах и детских садах могли бы взять на себя наиболее грамотные члены общественной организации автомобилистов. Да и внимания с доверием они могут вызвать больше, чем люди в погонах. Таким образом и решился бы вопрос с нехваткой кадров в ГАИ...
- Так что получается: новая общественная организация автомобилистов необходима лишь в качестве помощника госорганов?
- Не только. Хотя именно сейчас, в столь тяжелый период с положением дел на наших дорогах, это, возможно, и главная задача. А что касается самих автовладельцев и водителей, то, конечно же, следует отметить, что за последнее время ситуация в Беларуси во многом изменилась. Количество владельцев новых, дорогих автомобилей в нашей стране резко увеличилось. При этом люди научились ценить то, чем владеют. Таких автомобилистов можно смело отнести к среднему классу, который, как известно, основная составляющая гражданского общества, наиболее зрелая и активная его часть. Отсюда - большая требовательность к соблюдению безопасности на дорогах и уровню обслуживания. Опять же намного жестче стала система наказания, значительно возросли штрафы. Поэтому заслуживает особого внимания идея представительства члена общественной организации при разборе правонарушений в ГАИ. Думается, что после такого совместного разбирательства количество обиженных на вынесенное решение, жалоб вышестоящему руководству значительно сократится. Да и само понятие объективного рассмотрения приобретет конкретную форму. Правовая защита - особо важный момент при создании организации автомобилистов. Начать нужно с того, чтобы люди, попавшие в ДТП, не чувствовали себя ОДИНОКИМИ и "слепыми", чтобы всегда, в любое время, можно было позвонить дежурному юристу или адвокату и получить для начала самую простую консультацию. Особенно много может быть помощников из числа студентов и выпускников юридических вузов. Общественная организация может предоставить своего защитника (даже без лицензии адвоката) на правах общественного защитника или юридического помощника. Хотя в 90 процентах случаев водителям, попавшим в ДТП, достаточно всего лишь грамотой консультации с определением дальнейшего алгоритма действий. И последнее: не изобретать "велосипед" в части создания общественной организации, но активнее использовать чужой опыт. В той же России подобного рода организаций и движений более чем достаточно. Проблемы у них те же, что и у нас, а то и посерьезнее. Опыт их разрешения внушает уважение - есть чему поучиться. Так что было бы желание и добрая воля...
Мы решили последовать совету Олега Маркевича и предлагаем вам познакомиться (в общих чертах) с тем, что собой представляет этот самый пресловутый российский опыт.
ОБДД
Проект "Организация безопасности дорожного движения" (ОБДД) существует с 2004 года.
"Проект, аналогов которому нет ни в нашей стране, ни за рубежом, - говорят о себе его создатели и поясняют: - Идея создания этого проекта родилась случайно, но базируется на глубоком осознании проблемы сохранения жизни людей от воздействия всех видов транспорта, в первую очередь автомобильного".
Список организаций, входящих в президиум ОБДД, более чем внушителен: Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство обороны РФ, Синодальный отдел Московского патриархата, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Комитет по безопасности Государственной думы РФ, Федерация независимых профсоюзов, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ...
Миссия организации - объединение, сплочение и развитие людей, использующих, обслуживающих и продающих автомобили, а также создающих и организующих условия для движения транспорта, решение их политических (в том числе электоральных), экономических, социальных, юридических и психологических проблем во имя сохранения социальной стабильности в обществе и расцвета экономики.
К основным задачам проекта относятся: кооперация деятельности участников, членов и других сторон, заинтересованных в деятельности, с целью формирования системы взаимоотношений на принципах конструктивного сотрудничества, партнерства и взаимной выгоды; обеспечение правовой и иной поддержки; осуществление взаимодействия с органами государственной власти, научными и образовательными учреждениями, ведомствами, комитетами, комиссиями, предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм.
16 ноября 2005 г. на заседании президиума Государственного совета по ОБДД с докладом "О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения" выступил сам Президент Российской Федерации Владимир Путин. А 5 декабря 2005 г. на здании Государственной думы в соответствии с решением Комитета ГД по безопасности совместно с Комитетом ГД по энергетике, транспорту и связи проводился круглый стол на тему "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в крупных городах Российской Федерации". В мероприятии приняли участие председатель "ОП ОБДД" С.Б.Барышников и исполнительный директор А.Н. Соловьев.
ОЗПВ
Общероссийская общественная организация "Общество защиты прав водителей" (ОЗПВ) утверждена учредительным собранием 12 февраля 1999 года.
Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Цель деятельности организации - защита законных прав водителей от неправомерных действий государственных и негосударственных органов и организаций; содействие и оказание помощи членам данной организации в получении ими наиболее благоприятных условий в процессе приобретения, эксплуатации, ремонта и обслуживания автомобиля. В ее задачи входит содействие объединению на добровольной основе широких слоев общественности, заинтересованных в решении проблемы безопасности дорожного движения; повышение информированности населения по правовым вопросам, а также агитация и пропаганда высокой культуры поведения на автомобильных дорогах России. Организация вправе создавать отделения, филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за рубежом.
"Взаимопомощь"
Московская региональная общественная организация автомобилистов, объединившихся с целью создания условий для безопасного дорожного движения, основанного на принципах взаимного уважения и соблюдения ПДД, развития социальной активности граждан, вовлечения бизнеса в решение общественно важных задач в области дорожного движения. РОО "Взаимопомощь" - некоммерческая организация. Целевые программы организации финансируются за счет средств коммерческих компаний. Отчеты о привлечении финансовых средств публикуются на сайте организации. По словам председателя правления РОО "Взаимопомощь" Дмитрия Колодина, "ситуация на московских дорогах стала критической. Причины этого известны каждому автолюбителю: это недостаточное развитие дорожной сети, низкий уровень организации движения, хамство отдельных водителей, многочисленные нарушения ПДД. Наша общественная организация призвана объединить автомобилистов и власть для решения проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, помочь гражданам самостоятельно определять первостепенные задачи по улучшению дорожного движения по округам, районам, улицам". Для поощрения соблюдения правил поведения на дороге РОО "Взаимопомощь" разработала ряд целевых программ. Например, "Законопослушный водитель" предусматривает компенсацию 10% стоимости страховых полисов ОСАГО и КАСКО водителям, соблюдающим ПДД; программа "Помощь" - бесплатный эвакуатор и юридическую помощь членам организации, попавшим в ДТП. Цель акции "Дозор" - создать возможность участникам движения самим влиять на ситуацию на дороге. "Дозорный" должен не только отлично знать ПДД, но и иметь навыки оказания первой медицинской помощи. Основная задача акции - повысить оперативность получения сотрудниками соответствующих служб информации о ДТП и фактах дорожного хулиганства. А в случае необходимости "дозорный" должен уметь сам оказать пострадавшим квалифицированную первую помощь.
"Свобода выбора"
Так называется сообщество общественных организаций автомобилистов РФ. Обобщенные официальные цели организации - содействие в развитии гражданского самосознания, защита интересов и обеспечение прав и свобод автомобилистов и граждан в соответствии с международным законодательством, Конституцией РФ и иными нормативными актами. Датой рождения движения "Свобода выбора" активисты общественных организаций называют 19 мая 2005 года. В этот день прошла ПЕРВАЯ всероссийская акция в защиту праворульных автомобилей. В ней приняли участие более 5000 автомобилистов по всей стране. Катализатором акции послужила информация о готовящемся запрете автомобилей с правым рулем, просочившаяся в прессу и вызвавшая сильнейшее недовольство завсегдатаев интернет-форумов автомобилистов. Инициатором этой акции выступил В.Лысаков, под псевдонимом Москвич опубликовавший призыв к проведению акции протеста на форуме популярного интернет-ресурса по праворульным автомобилям auto.vl.ru. Уникальность акции 19 мая 2005 года в том, что она не была спланирована какой-то организацией, а родилась "снизу". Структура объединения - сетевая. В него входит множество независимых региональных организаций. В ноябре 2006-го часть из них объединилась в Федерацию автовладельцев России, часть вошла в Межрегиональную организацию "Свобода выбора" под управлением В.Лысакова. Успешно проведенные акции - "Правый руль"; "Против поправок в ПДД"; "В защиту Олега Щербинского" (ДТП с автомобилем губернатора Евдокимова); "Против мигалок".
О себе руководители объединения говорят: "Нас никто не создавал волевым решением - нас создал народ, самостоятельно объединившись безо всяких указок сверху. В этом - важнейшее отличие "Свободы выбора" от множества других обществ и организаций. Мы отстаиваем цели и права того, кто нас создал, - народа России. Мы и есть этот народ. В наших рядах - автомобилисты, мотоциклисты и пешеходы. Было бы несправедливо и недальновидно искусственно ограничить рамки движения некоей "специализацией". Организация создана в целях объединения автомобилистов для содействия защите их прав и законных интересов; пропаганды безопасного управления транспортными средствами, содействия профилактике правонарушений в этой области; разработки и содействия реализации планов, проектов, иных мероприятий, направленных на создание законодательной базы, определяющей взаимодействие владельцев ТС и органов местной, региональной и государственной власти; пропаганды здорового образа жизни; содействия развитию гражданского общества, обеспечению прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией РФ. Наше движение, по сути, правозащитное. Мы - общественная организация, поставившая своей целью защищать права граждан, автомобилистов, налогоплательщиков. В основном нас интересует все, что связанно с автомобилем: пошлины, дороги, топливо, ОСАГО, работа ГАИ, налог на ТС, возможность выбора авто независимо от его цвета, мощности, страны производства и расположения руля. Мы ставим своей целью активное участие в принятии решений, касающихся автомобилистов, или в корректировке принятых решений, зачастую не учитывающих интересы широкой массы россиян. Мы выходим с инициативой в законодательные структуры. Мы стараемся влиять на работу депутатского корпуса, имея в нашем движении широкое региональное представительство. Мы формируем общественное мнение с помощью СМИ, высказывая нашу позицию. Изложенные принципы - это основа, на которую мы опираемся в повседневной деятельности. Все в рамках закона. Мы никого не призываем на баррикады. Мы действуем в правовом поле, по принципу "разрешено все, что не запрещено". Мы ощущаем большую ответственность за тех, кто нас поддерживает, и стараемся продумать все наши акции таким образом, чтобы свести этот риск к минимуму. Для этого при подготовке акций мы стараемся предусмотреть все варианты развития событий и заранее дать рекомендации участникам, как действовать в той или иной ситуации. Результат - хотя наши акции были достаточно массовыми и проходили во многих городах, никаких эксцессов не происходило. Локальные конфликты в основном происходили по вине некоторых органов власти, которые терялись от происходящего и начинали нервничать. Это (достаточно редко) выливалось, например, в незаконное изъятие "прав" у отдельных участников (правда, их довольно быстро возвращали). Надо, впрочем, отдать властям должное - постепенно реакция на народные протесты становится в целом более адекватной и менее нервной. Простые автомобилисты не виноваты в том, что власть допустила какой-то очередной ляп, с которым мы не согласны. Рядовые водители не должны страдать от мероприятий, проводимых нами. Поэтому, планируя и проводя наши акции, мы стремимся свести неудобства для других к минимуму. Например, участникам акции 12 февраля 2006 года было настоятельно рекомендовано ехать в правом ряду, уступая дорогу всем водителям независимо от наличия или отсутствия ленточки. Мы ведем конструктивный диалог со всеми, кто готов его вести. Федеральная исполнительная власть, партии, общественные организации, муниципальные органы власти, правоохранительные органы... Мы не оказываем предпочтений какой-то одной политической партии или какому-то одному общественному движению. И не склонны демонизировать чей бы то ни было образ. Важно, чтобы в результате диалога что-то изменилось к лучшему. Разумеется, при этом мы помним, что не всегда за благое дело выступают с благими намерениями. Поэтому мы осторожны в своем отношении к некоторым так называемым акциям, проводимых некоторыми большими игроками политической арены. Пиар - отдельно, работа - отдельно. Мы не идем в большую политику.
Мы не партия и в ближайшее время не собираемся ею становиться. Нашей целью не является приход к власти. Мы выступаем за равенство перед законом всех участников дорожного движения; соблюдение властями наших гражданских прав, неприкосновенность собственности; принятие властями решений с опорой на мнение народа".
ООД "ДАР"
Самое, пожалуй, известное в автомобильных кругах объединение - "Движение автомобилистов России". Его главный вдохновитель и активист - депутат Госдумы Виктор Похмелкин. Этот народный боец ведет осаду правительства по вопросам законодательства. В послужной список движения входят достижения по запрету снятия номеров сотрудниками ГАИ, запрет эвакуаторов, отказ от запрета "правого руля". Самыми острыми вопросами организация считает проблемы "мигалок" и спецномеров, произвол гаишников, строительство дорог и проблемы автогражданки. Решение индивидуальных проблем автомобилистов движением не предусматривается - оно имеет дело с глобальными вопросами, затрагивающими интересы большинства автовладельцев.
Задачами ООД "ДАР" являются:
- подготовка законодательных и иных правотворческих предложений, проектов нормативных правовых актов по проблемам защиты прав и интересов автомобилистов, а также иных участников дорожного движения;
- взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, другими общественными объединениями по вопросам подготовки, принятия и исполнения правовых актов, затрагивающих интересы автомобилистов и иных участников дорожного движения;
- разработка и внедрение в практику рекомендаций по защите прав автомобилистов, а также иных участников дорожного движения, организация для них правовой учебы в формах, не противоречащих законодательству РФ, в порядке, установленном законодательством РФ;
- изучение, обобщение и распространение прогрессивного отечественного и зарубежного опыта регулирования общественных отношений с участием автомобилистов и иных участников дорожного движения;
- оказание автомобилистам и иным участникам дорожного движения правовой, методической, информационной, экспертно-консультационной и другой помощи в реализации и защите их прав и законных интересов.
Кандидатский минимум
В завершение вместо традиционного "Вердикта "АБw" мы решили привести мнение о различных "движениях" автомобилистов в России Александра АУЗАНА, президента Института национального проекта "Общественный договор", опубликованное в журнале "Огонек" в конце прошлого года: "Два фактора играют решающую роль для объединения людей. Во-первых, нужно, чтобы был нарушен какой-то очень конкретный интерес. Когда политики говорят: как же так, демократия попирается, нам плюют в лицо - то ключевой вопрос: кому плюют? Люди реагируют только на то, что задевает их непосредственно и очень сильно. А во-вторых, группа людей должна иметь какой-то общий признак. Все люди доброй воли взялись за руки и решили сделать мир лучше? Так не бывает. Нужно прямое воздействие, боль от этого воздействия и осознание "свой-чужой". При этом под "болью" не обязательно имеется в виду материальный ущерб. Есть еще и третий фактор, влияющий на уровень самоорганизации граждан, - это то, что социологи и экономисты называют "социальным капиталом", то есть уровень доверия среди людей".
Своим мнением о прочитанном вы можете поделиться на форуме нашей газеты в Интернете. Пишите нам. Звоните. Наиболее интересные и содержательные замечания мы обязательно опубликуем в следующей статье, посвященной теме "Движение".
Телефон правового отдела "АБw" - 705-25-67.
Игорь МОСКАЛЕНКО.