ОБОЗНАЧЬ СЕБЯ В ТЕМНОТЕ
ОБОЗНАЧЬ СЕБЯ В ТЕМНОТЕ
Темнота — друг молодежи, но враг водителя. Не самый опасный, но достаточно коварный, особенно если к темноте прибавить самого главного недруга водителя — скорость. Скорость не убивает сама по себе, она лишь удлиняет тормозной путь. Чтобы автомобиль затормозил своевременно, человек за рулем должен загодя увидеть опасность, чтобы успеть нажать на педаль тормоза. Сами понимаете, в темное время суток заметить пешехода в темной одежде проблематично. Но ситуацию легко исправить, если человек наденет на рукав световозвращающий браслет или фликер. Около 45% всех дорожно-транспортных происшествий совершаются в темное время суток. В осенне-зимний период статистика еще более удручающая: доля аварий с участием пешеходов достигает 65%. В связи с этим было принято решение провести в Минске месячник по повышению степени защищенности участников дорожного движения. На овощных рынках и ярмарках столицы появились инспектора ГАИ. Они организуют специальные акции, во время проведения которых рассказывают воспитанникам детских садов, школьникам, студентам и другим людям о том, что такое фликеры и для чего они служат. На одну из таких акций довелось попасть и нашему корреспонденту. Вместе со старшим инспектором по агитации и пропаганде ОГАИ Первомайского района майором милиции Натальей Стрелковской мы установили внутри Торгового центра «Дмитриев кирмаш» стенд с образцами фликеров, тематическими плакатами и столик со световозвращающей продукцией. Надо заметить, цены на фликеры и браслеты были значительно ниже по сравнению с ценами на эти изделия в таких крупных магазинах нашего города, как ГУМ, ЦУМ, «Беларусь». — Наталья, скажите, почему местом для распространения фликеров был выбран именно «Дмитриев кирмаш»? — Потому что «Дмитриев кирмаш» расположен в Уручье-4. Это крупный, строящийся район, здесь проживает очень много детей, молодежи, об их безопасности мы беспокоимся прежде всего, говоря о фликерах. Кроме того, здесь нет ни одной точки продажи световозвращателей. Стоит сказать, что их выпускают в виде браслетов мгновенной фиксации всех цветов радуги и в виде фликеров различных форм (кружочки, квадратики, зайчики и т.д.). — Кто были первые сегодняшние покупатели? — Молодая семья — мама, папа и ребенок 5-6 лет. Купили два браслета. Вслед за ними подошла женщина с маленькой собачкой и попросила круглый белый фликер для того, чтобы нашить его потом на одежку своего питомца. Честно говоря, меня глубоко тронула эта забота о братьях наших меньших. Думаю, теперь, благодаря своей хозяйке, этот песик будет в полной безопасности, гуляя по улице в темное время суток. Еще приходил молодой папа, купил несколько фликеров и браслет для детской коляски. — Наталья, где водитель чаще всего рискует сбить пешехода? В населенных пунктах, где есть искусственное освещение, или на загородных дорогах, где света нет? — Шансы сбить пешехода или велосипедиста в обоих случаях примерно одинаковы. Если за городом вы не увидите человека из-за темноты, то в городе его одежда может слиться с каким-либо элементом дороги, как раз-таки из-за падающего света. При движении в темноте по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. При этом восприятие глазом световых контрастов становится хуже, чем при дневном свете, и труднее заметить пешехода. Уже в ранних сумерках отчетливо видимые днем предметы блекнут, а после захода солнца становятся едва различимыми. А если еще и туман, моросящий дождь, то невыразительная фигура человека полностью сливается с темнотой и с водительского сиденья практически не видна. Ситуация усложняется еще и тем, что пешеходы, как правило, думают, что тот, кто за рулем, их уже заметил. Проводимый Госавтоинспекцией следственный эксперимент позволил установить, что в темноте из салона автомобиля человек в темной одежде при ближнем свете фар различим лишь на расстоянии 25-30 м. При скорости 60 км/ч за одну секунду автомобиль проезжает около 17 метров. За это время водитель только успевает сообразить, что или кто перед ним. Затормозить или удачно сманеврировать не всегда бывает возможно, в том числе из-за скорости, состояния дорожного покрытия, наличия других препятствий. Поэтому возникает существенная необходимость сделать пешеходов, велосипедистов, гужевые повозки, коляски и прочее как можно более заметными для увеличения расстояния с момента обнаружения. За рубежом для этих целей широко используются специальные светоотражающие аксессуары: значки, подвески, ленты. Пока мы беседовали с Натальей, были приобретены еще два пешеходных браслета. Причем, как оказалось, столь полезную покупку для своих внуков сделал не простой человек, а бывший заместитель начальника Первомайского РУВД Игорь Анатольевич Венжицкий. — Кстати, — продолжила Наталья Стрелковская, — исследования, проведенные норвежскими учеными, показали, что использование фликера уменьшает риск наезда в темное время суток. Человек, велосипед или коляска, сумка с отражателем начинают «светиться» при ближнем свете фар уже с расстояния 130-140 метров, при дальнем дистанция увеличивается до 400 метров. У водителя появляется возможность избежать наезда. Так что совет один — найдите возможность обозначить себя на дороге! Став видимым в темноте и соблюдая Правила дорожного движения, человек практически обезопасит себя от непредвиденных неприятностей. Несмотря на пропаганду фликеров, постоянно проводимую в республике, не все граждане хотят пользоваться световозвращающей продукцией. Поэтому инспекторам ГАИ приходится привлекать пешеходов-нарушителей к административной ответственности. — Что же делать водителю в темное время суток, если ему на дороге то и дело встречается пешеход, не обозначенный световозвращающими элементами? — 80% информации водитель получает через зрительный анализатор — глаза. Поэтому нужно постоянно тренировать свое умение своевременно замечать опасность в темное время суток. Пешеходов сбивают те, кто не пытается их увидеть! Никогда не смотрите в одну точку. Вы должны постоянно менять направление взгляда, примерно 1 раз в 2 секунды. Не пытайтесь увидеть что-то конкретное, главная задача — заметить движение подвижного или очертания неподвижного объекта. Увидеть объект можно, даже не глядя на него в упор. Приведу простой пример. Вы находитесь в темной комнате, а в углу лежит темный ящик. Если смотреть на ящик в упор, можно его не заметить. Но стоит посмотреть чуть в сторону — и вы увидите очертания ящика. Эту особенность человеческого глаза необходимо использовать. Любое мелькание чего-либо в свете фар встречных или попутных автомобилей, в отблесках света на столбах, опорах, стенах и так далее должно моментально привлекать ваше внимание. Вам следует постоянно во время движения решать задачу по поиску и распознанию того, к чему вы приближаетесь. Если рассуждать логически, можно заранее определять места, где наибольшая вероятность появления пешехода. Это остановки общественного транспорта, любые пешеходные переходы, перекрестки, магазин напротив жилого дома. Хотя вы должны ожидать появления человека из-за любого столба. На загородной дороге очень опасен обгон на ее закруглении. — Но увидеть пешехода заранее — это полдела. Разве не так? — Да. Необходимо своевременно снизить скорость. К сожалению, у многих водителей не выработан рефлекс мгновенного начала действия. То есть человек видит, что впереди опасность, но на педаль тормоза не нажимает. Причины могут быть разные. Водитель теряет драгоценное время, думая, как поступить; думая, что его видят; считая, что он имеет преимущество; не считает, что данная ситуация опасна. Заметьте, все вышеперечисленное никоим образом не мешает водителю снижать скорость. Поэтому приучайте себя, не задумываясь, начинать давить на педаль тормоза незамедлительно в тот момент, когда вы увидели что-то, пусть даже отдаленно напоминающее человека. Дорога — опасное место, она требует действий на опережение. Ну и хотелось бы напомнить о сигнале. Лишний раз привлечь к себе внимание никогда не помешает. Только помните — длинные продолжительные сигналы раздражают как водителей, так и пешеходов. В этот момент нас прервал какой-то мужчина: — Извините, я бы хотел узнать, какие из представленных здесь светоотражателей люди приобретают охотнее всего? — Фликеры особенно привлекают внимание детей детсадовского и младшего школьного возраста. Самые любимые световозвращающие элементы малышей те, которые выполнены в форме игрушек — котики, машинки. А браслеты покупают люди старшего возраста. Быстрее всего расходятся браслеты розового, синего и оранжевого цветов. Срок годности этих изделий не ограничен. — А почему вас это интересует? — Рад представиться — Шака Олег Николаевич, импортер световозвращающих браслетов и жилетов в Республике Беларусь. Сотрудничаем с крупнейшими магазинами во многих городах и подразделениями ОГАИ. Вот случайно зашел сюда и увидел ваш стенд. Диана ШИБКОВСКАЯ. Фото Натальи Стрелковской |
|