КИТАЙЦЫ ВЕРНУТ БЕЛОРУСАМ РЫНОК
Китайцы вернут белорусам рынок
«Горизонт» и Midea Group создали СП Кирилл НЕЖДАНСКИЙ http://www.belgazeta.by/20071029.43/020402881 16 октября «Горизонт» и китайский холдинг Midea Group зарегистрировали СП, разговоры о котором велись уже год, а 25 октября руководство холдинга принял президент Беларуси. Александр Лукашенко с оптимизмом заметил: «Уверен, что следом за вами… к нам придут и другие». Трудно поспорить: если Китай - стратегический партнер Беларуси, то как-то странно наблюдать за не очень бурными темпами прихода китайцев на наш рынок. В чем дело - в китайском капитале или в белорусском рынке? Чтобы снять этот неизбежно возникающий вопрос, президент заверил: «Бизнес компании в Беларуси будет под надежной защитой… Более того, мы предлагаем вам расширить свое присутствие в Беларуси, в центре Европы». Основатель, председатель правления и владелец контрольного пакета Midea GroupХэ Сянцзень не стал отрицать заманчивости этого предложения:«В Беларуси наблюдается устойчивое развитие и социальная стабильность. Минск - очень красивый и чистый город. Я заметил огромное желание белорусских коллег много работать. За короткий срок пребывания в Беларуси у меня появилась уверенность в необходимости инвестировать в вашу страну». СПРАВКА «БелГазеты». Компания Midea основана в 1968г. В 1992г. преобразована в АО, в 1993г. зарегистрирована на фондовой бирже Shenzhen. Основная специализация - производство бытовой и климатической техники, кухонных приборов, электромоторов, компрессоров, разработка IT. Владеет 7 производственными комплексами общей площадью 1015 тыс. кв. м. Персонал - около 28 тыс. сотрудников и порядка 2 тыс. ИТР. У холдинга собственные системы материального обеспечения, логистики, сервисная сеть, научно-исследовательские и дизайнерские центры. Продукция экспортируется с 1994г. и сегодня представлена в 120 странах мира. Сбытовая сеть охватывает Гонконг, Южную Корею, Японию, Россию, Германию, Великобританию, Канаду, США. Midea Group входит в тройку ведущих производителей бытовой техники КНР и сотрудничает с крупнейшими глобальными производителями бытовой техники и электрооборудования: Toshiba, Nec-Rycsan, Sanyo (Япония), Emerson (США). Годовой оборот за 2005г. - $5,7 млрд., годовой объем продаж - 10,6 млн. изделий. В 2006г. холдинг произвел продукции на $7,5 млрд., к 2010г. планируется увеличить этот показатель до $12 млрд. РОСТ СТОИМОСТИ БРЕНДА MIDEA, $млрд. Вне зависимости от того, чем завершится приход Midea Group на отечественный рынок, холдинг - серьезный игрок. Однако не стоит думать, что СП с «Горизонтом» является для него прорывом в центр Европы. По мере роста холдинг активно скупал активы других предприятий отрасли: например, в 2004г. приобрел 50,5% специализирующейся на холодильниках Maytag-Royalstar и 42,4% выпускающей кондиционеры HuaLing. Из хронологически и географически близких инвестиционных проектов назовем производство СВЧ-печей во Всеволожском районе Ленинградской области, протокол о создании которого подписан в ноябре 2006г. ($60 млн. инвестиций, до 500 человек персонала, запланированная мощность - 500 тыс. микроволновок в год). Кстати, китайцев не смутил находящийся по соседству завод итальянской Merloni TermoSanitari S.p.A. (ТМ Ariston). Если производство бытовой техники во всеволожских лесах нацелено на рынки России, СНГ и Балтии, то оглашенные гендиректором ОАО «Горизонт» Юрием Предко планы белорусско-китайского СП куда обширнее: Предко сообщил «Интерфаксу», что Беларусь избрана «в качестве производственной площадки в Западной Европе», не говоря уже о СНГ. СПРАВКА «БелГазеты».По данным «Интерфакса», в уставном фонде СП доля Midea составляет 30%, белорусской стороны - 70%. Уставной фонд - $7 млн. Продукция СП будет поступать на рынок под различными брендами, принадлежащими Midea Group. Производство бытовой техники начнется во II полугодии 2008г. В первый год планируется выпустить около 460 тыс. СВЧ, затем в течение трех лет увеличить объем их производства до 2 млн. в год. В дальнейшем СП освоит пылесосы, кондиционеры и другую технику. По оценке Предко, «в ближайшее время китайская сторона инвестирует в развитие производства $150-200 млн.», а «если белорусская сторона будет претендовать на увеличение своей доли в уставном фонде, она также будет вкладывать финансовые средства в развитие производства». Напомним, что гендиректор «Горизонта» ранее заявлял «Интерфаксу», что СП поможет «вернуть белорусским производителям отечественный рынок», определяя ориентировочный объем выпуска микроволновых печей в 600 тыс. в год, долю «Горизонта» в уставном фонде - в 90%, а стоимость реализации первого этапа проекта - в $250 млн. Когда речь шла об этих показателях, планировалось, что предприятие выйдет на окупаемость на третьем году работы, а прибыль будет оставаться в Беларуси. Разнобой с цифрами можно объяснить не только переговорами, всегда сопровождавшимися коррекцией условий сотрудничества, но и тем, что белорусы еще не вполне освоили гибкие аутсорсинговые схемы работы. Пока отечественная промышленность рвалась к высотам прогнозных показателей, мировые производители строили сборочные цеха по периметру Беларуси. В итоге в интерьер среднестатистической белорусской квартиры органично вписались стиральные машины и СВЧ-печи LG, Indesit, Samsung и др., собранные в России и на Тайване: 80% белорусского рынка бытовой техники (емкостью до $2 млрд. в год) приходится на импорт. Уверенно чувствуют себя на родине только телевизоры и холодильники, остальное выглядит вяло. Например, 19-дюймовый монитор «Горизонт» при цене в $312, по оценке onliner.by, проигрывает импортному «корейцу» за $295 со счетом 6:1! Так что в любом случае приход Midea пойдет на пользу. В 2007г. «Горизонт» уже собирался объединяться с «Витязем», открывал СП в Венесуэле, инициировал создание государственной сетевой торговой компании… Лучше пробы и ошибки, чем простой на месте, уже обошедшийся отечественным производителям очень дорого. Предко не скрывает, что залог конкурентоспособности будущего СП - разница между стоимостью комплектующих и отпускной ценой продукции, оцениваемая им в $840 млн. Ранее он заявлял, что на внутреннем рынке «Горизонт» будет реализовывать продукцию под собственным брендом, признанным «национальным достоянием». Стоимость бренда Midea (см. диаграмму), по данным самой компании, выросла с $1,3 млрд. в 2002г. до $3,4 млрд. в 2005г., по «Горизонту» аналогичной статистики нет: «национальное достояние», понятное дело, бесценно. Однако ясно, что в Европу продукцию белорусско-китайского СП точно будут экспортировать под другими марками. Главное, не перестараться: белорусов всегда губили тиражирование крупных партий, дороговизна рабочей силы и маркетинговая неповоротливость. Теперь надежда на китайских товарищей. И не только на них: в минувшую пятницу глава открывшегося в РБ представительства Samsung Electronics Йон Джей Чан заявил «Интерфаксу», что кандидатуры «Горизонта» и «Атланта» рассматриваются в качестве потенциальных производственных партнеров. Как бы то ни было, модернизация и диверсификация производства (с возможным вынесением за городскую черту) наверняка освободили бы часть принадлежащих ЗАО «Горизонт» площадей в столице. И это стало бы дополнительным поводом для оптимизма: традиционно менеджмент госпредприятий с коммерческой недвижимостью справляется лучше, чем с бытовой техникой. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
16 октября «Горизонт» и китайский холдинг Midea Group зарегистрировали СП, разговоры о котором велись уже год, а 25 октября руководство холдинга приня
|
|