Бочка меда к ложке дегтя
Бочка меда к ложке дегтя
Тенденции предпринимательского законодательства в 2007 году Для малого бизнеса 2007 год прошел под знаком Указа № 760. Парадоксально, но факт: этот сам по себе дискриминационный документ способствовал принятию целой серии прогрессивных законодательных актов. Сергей БАЛЫКИН Угрожающее бурчание. Коротенький пункт под номером 1.1 Указа № 760 разрушил всю сложившуюся в стране систему деятельности индивидуальных предпринимателей, сделал невозможной работу большинства из них. Неудивительно, что перед лицом грозящей опасности ИП попытались сплотиться и защитить себя. В столице и регионах прошли многочисленные акции протеста. Широкое распространение получила такая сугубо белорусская форма протеста, как "бурчание", когда недовольство выражалось не публично, а при общении со знакомыми, покупателями, "по случаю" в транспорте, очереди и т. д. Правительство пыталось сбивать волны недовольства и охотно шло на переговоры с активистами предпринимателей, но в отношении п. 1.1 сразу же заняло бескомпромиссную позицию. Принимались и реализовывались только предложения по совершенствованию условий создания и деятельности ЧУПов, что и определило вектор "предпринимательского" нормотворчества на весь 2007 г. Вынужденный позитив. Ошибочным было бы утверждать, будто Указ № 760 имел для бизнеса исключительно негативные последствия. Пойдя на этот шаг, власть была вынуждена затем предложить бизнесу набор немыслимых ранее в Беларуси либеральных мер. Вспомним первый в этой серии Указ № 119, касающийся упрощенной системы налогообложения. Документ был подписан 9 марта, в выходной для всей страны день. Получается, глава государства специально вышел на работу, чтобы сделать предпринимателям подарок. Скорее всего, такая поспешность объясняется одним — на 12 марта был назначен митинг протеста ИП против Указа № 760, и власти попытались с опережением на него отреагировать. Новый вариант "упрощенки" действительно оказался несколько лучше старого. Сейчас не надо приобретать патент, то есть авансом оплачивать налог, отвлекая средства из оборота. Однако упрощенная система не освобождает от необходимости иметь на товар все документы. Поэтому торговцам импортными товарами Указ № 119 не дал ровным счетом ничего. Не смогут применить его и большинство "производственников" — оборот у них, как правило, выше установленного указом предела. Пользу льготы принесли прежде всего тем, кто оказывает высокорентабельные услуги. Еще одной фишкой в борьбе властей за "юридизацию" малого бизнеса стали беспрецедентно либеральные правила создания и деятельности ЧУПов, установленные Указом № 302, а также рядом других документов. По мнению чиновников, сегодня ЧУПы имеют почти такой же режим функционирования, как ИП. Предприниматели с этим не согласны, ибо нерешенной остается главная проблема — импорт товаров из России. Юрлица на каждую ввезенную партию должны формировать полный комплект документов, что совершенно нереально. Чрезмерными оказываются для малого бизнеса и расходы на ведение бухучета, выполнение других обязанностей юрлица. Теоретический спор о том, насколько правильной или провальной оказалась политика властей в сфере микробизнеса, разрешился 10 ноября — в день окончания действия льготного порядка регистрации ЧУПов (позже действие Указа № 302 было продлено). На тот момент новые правила игры приняли лишь немногим более 11 тыс. ИП, или 12-13% тех, кто имел наемных работников. Гораздо большее число предпринимателей попыталось решить "проблему-760" более понятным и приемлемым для них способом — оформив в качестве ИП своих продавцов. Предпринимателям, вероятно, кажется, что из двух зол они выбрали меньшее. Не исключено, однако, что в данном случае они серьезно ошиблись. Во-первых, мера эта временная — льготному режиму ввоза товаров из России осталось жить всего год (Указ № 285). Во-вторых, партнерство ИП-учредителя и ИП-продавца очень напоминает игру в гусарскую рулетку. "Хозяин" вкладывает немалые средства в регистрацию, переоформление документов на рабочее место, получение лицензии, перезаключение договоров и т. д. и при этом не получает никаких легальных возможностей контроля за "инвестициями". Продавец может не вернуть выручку, оставить себе место и начать заниматься бизнесом самостоятельно. Ни расписка на товар, ни договор займа, ни, тем более, договор на оказание услуг (схема небезызвестного Автуховича, ныне отбывающего наказание) в данном случае не дают правовых гарантий защиты интересов реального собственника бизнеса. Рикошетом. Действие Указа № 760 ограничено сектором индивидуального предпринимательства, однако документ, безусловно, изрядно подпортил весь белорусский деловой климат. Ведь если условия существования самого многочисленного слоя предпринимателей могут радикально измениться в один момент и без какого-либо внятного объяснения причин, то кто может поручиться, что аналогичные катаклизмы не ждут более крупный частный бизнес в любом секторе экономики? Примеров тому достаточно. Еще не забыто время, когда наши доблестные чиновники усердно боролись с юрлицами, заставляя учредителей малых и средних предприятий становиться индивидуальными предпринимателями. Объяснялось это тем, что юридические лица ведут бизнес с использованием серых схем, а когда махинации вскрываются, их учредители прячутся за ограниченную ответственность. ИП несут ответственность по долгам всем своим имуществом и вынуждены работать более ответственно. В качестве идеологического обоснования кампании деюридизации использовался тезис, согласно которому юридическое лицо является высшей формой организации хозяйственной деятельности, а большинство белорусских предпринимателей до нее еще не доросли. К слову, многие тысячи юрлиц, прекративших деятельность в результате перерегистрационных кампаний 1997-1999 годов, все еще находятся в процессе ликвидации. Не прошло и семи лет, как взгляды чиновников кардинально изменились. Теперь лишним элементом белорусской модели рыночного социализма стали ИП. Кому предстоит выполнить роль экономических изгоев в следующий раз, никто не знает. Рецепт: реформы. В последнее время начали интенсивно "расцветать цветочки", посаженные год назад авторами Указа № 760. Акции протеста ИП принимают все более массовый, организованный и, что особенно неприятно для властей, политизированный характер. А ведь будут еще и ягодки. Прекращение деятельности ИП, увольнение их наемных работников только началось, и все прелести безработицы эти люди ощутят на себе весной и летом. Можно прогнозировать, что повысившиеся издержки бизнеса довольно быстро приведут к разорению большого числа новоявленных ЧУПов. К началу 2009 года в подвешенном состоянии окажутся тысячи "клонированных" ИП. Вряд ли еще недавно вполне благополучные люди, без всяких видимых причин лишенные государством куска хлеба, безропотно смирятся со своей участью. Выполнять требования предпринимателей и отменять п. 1.1 Указа № 760 власти явно не собираются. Да и поздно уже сейчас это делать... Не поймут запоздалого либерализма и предприниматели, решившие зарегистрировать юрлицо. Останется единственный путь к выходу из тупика — вперед, то есть к созданию для юрлиц таких же условий хозяйствования, какие раньше имели ИП. Тем более что эти условия никакие не льготные, а всего лишь нормальные, обычные для малого бизнеса в любой цивилизованной стране. Хорошо известен и рецепт реформ: упрощение таможенных процедур, снижение таможенных пошлин, отказ от тотального регулирования цен... Реализация этих давно назревших мер позволила бы крупным ритейлерам успешно конкурировать с индивидуальными предпринимателями, которые без всякого административного нажима постепенно ушли бы из тех секторов рынка, где их присутствие сегодня чрезмерно. Опыт развитых стран показывает, что микробизнес — это обитатель рыночных ниш, лидером рынка он не может быть по определению. Но иерархию на рынке должна устанавливать свободная конкуренция, а не указ бюрократа. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для малого бизнеса 2007 год прошел под знаком Указа № 760. Парадоксально, но факт: этот сам по себе дискриминационный документ способствовал принятию |
|