«МИР ТЕАТРА ЧЕРЕСЧУР УСЛОВЕН»
«МИР ТЕАТРА ЧЕРЕСЧУР УСЛОВЕН»
В 2003 году картина «Возвращение» никому не известного режиссера Андрея Звягинцева на 60-м Международном кинофестивале в Венеции получила “Золотого льва” за лучший фильм, «Золотого льва будущего» за лучший режиссерский дебют, приз студенческого жюри за лучший дебют, приз критики журнала «Кино», «SIGNIS» — приз католического жюри. После этого фильм “Возвращение” получил еще 38 престижных наград. Он был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм за 2003 год». В прошлом году новая работа Звягинцева — картина «Изгнание» — участвовала в конкурсе Каннского фестиваля. И снова триумф. Исполнитель главной роли Константин Лавроненко получил приз «За лучшую мужскую роль». Я посмотрел фильм на 37-м Киевском международном кинофестивале «Молодость», где Андрей Звягинцев провел мастер-класс и пообщался с прессой. После нашей беседы режиссер подарил мне книгу «Возвращение». — Андрей, расскажите о себе. Как вы стали режиссером? — Я родом из Новосибирска. Там учился в театральном, на актерском факультете. Но после того, как в Москве посмотрел спектакль по Достоевскому в постановке Саркисова, понял, что нужно учиться в столице. Я поступил в ГИТИС, учился на курсе Евгения Лазарева. Играл в нескольких спектаклях. Помню, в 1993-м были дни, когда я не мог даже купить билет в метро. Тогда многие актеры были или безработными, или получали гроши, поэтому снимались в рекламе. Я сказал своему товарищу, который учился на операторском факультете во ВГИКе и снимал рекламу: «Спасай, а то умру от голодной смерти». Мне повезло. Когда моя реклама вышла в эфир, ее заметил генеральный продюсер RЕN TV Дмитрий Лесневский и спросил: «Ты кино когда-нибудь снимал?» А я как раз тем летом, после того, как посмотрел фильм Антониони «Приключение», твердо решил: пусть на свои деньги, но кино сниму. — Получается, вы стали режиссером, имея лишь актерское образование? — Профессионального режиссерского образования у меня действительно нет. Мои университеты: книги по кино — это теория, а зал Киноцентра, где я смотрел фильмы, — это практика. Знаете, почему я покинул театр и ушел в кино? — Почему? — Мне в какой-то момент надоело все, что связано с театром, — репетиции, роли, труппа. В кино гораздо больше выразительных средств, а мир театра чересчур условен. Однажды Алексей Герман пришел на репетицию жарким летним днем, расстегнул от духоты ворот рубашки и увидел, что на сцене появились люди в валенках и тулупах. Это был последний день его работы в театре, и он ушел в кино, где все подлинное: снег, разные детали, крупный план, наконец. — Почему после своего триумфа в Венеции вы ничего не снимали? — Я долго искал материал для нового фильма, который бы меня затронул по-настоящему, пока не прочитал сценарий, написанный кинооператором Артемом Мелкумяном. Но этот материал я почувствовал не сразу, поэтому некоторое время продолжал поиски. А когда ключ к этой вещи стал мне ясен, дело пошло до дрожи в руках. Окончательный 12-й вариант сценария был закончен за месяц до первого съемочного дня моим соавтором Олегом Негиным. — Вы сразу пригласили на главную роль Константина Лавроненко, который снялся в «Возвращении»? — Нет, я не хотел повторяться, поэтому сказал себе: «Кто угодно, только не Лавроненко». Хотя однажды после премьеры “Возвращения” мы сидели с Изабель Юппер в парижском кафе и она сказала мне, что актеров такой тонкой силы, как Лавроненко, она знает лишь двоих. После долгих колебаний я попробовал Костю для «Изгнания» и понял, что у меня с этим человеком внутренний контакт, мы понимаем друг друга без слов. А награда Каннского кинофестиваля подтверждает, что с ролью он справился блестяще. — На главную женскую роль вы пригласили Марию Боневи. Неужели не нашлось российской актрисы? — Все объяснения были бы грубоваты своей несправедливостью по отношению к нашим актрисам. Но, к сожалению, многие из них ходили на пробы, как на театральные репетиции. Их надо было разогревать, лепить как из глины. А Мария вошла и произнесла фразу из ночного разговора с Алексом так, что все стало ясно. С моей точки зрения, актерская игра должна быть сведена к минимуму. — Как вы нашли свою главную героиню? — Увидел в фильме «Я — Дина» на одном из фестивалей и был потрясен ее игрой. Начал наводить справки, и оказалось, что она норвежка по рождению, а живет и работает в Швеции. А познакомился с Марией в Стокгольме, когда получал премию «Золотой жук» за лучший иностранный фильм, показанный в Швеции. Мария до этого снялась всего в нескольких фильмах. Я рад, что она согласилась пройти пробы и победила, несмотря на то, что пришлось играть сложнейшие сцены на чужом языке. Артур МЕХТИЕВ |
|