Минск, к счастью, пока не испытал в полной мере всей «прелести» автомобильных пробок. Да, есть в городе проблемные места, кое-где в часы пик приходится стоять и пять, и десять минут. Но, думается, даже самым непримиримым придется согласиться с тем, что настоящих пробок, где случается простоять по часу и более, у нас пока нет. Хотя, учитывая, как растет число автомобилей в столице, страшно представить, что может произойти - если не предпринять мер - года через два. Проблему автомобильных пробок пытаются решить во всех странах мира. Увы, универсальный способ до сих пор не найден…
Центр под запретом
Ограничения на въезд в исторический центр города в той или иной степени действуют в Риме, Зальцбурге и некоторых других городах. Например, на территории Рима, попавшей под «антипробковый эксперимент», запрещено движение автомобилей в рабочие дни с 6.30 до 18.00. Ограничения смягчаются в субботу и полностью отменяются в воскресенье. Они не распространяются на местных жителей, инвалидов, служебные машины чиновников, полицию и спецслужбы, общественный и обслуживающий транспорт. Кроме того, власти продают разрешение на въезд в запретную зону тем, кто здесь работает.
Даже при невысокой эффективности системы контроля въезда этот способ позволяет несколько снизить дорожный трафик в отдельно взятой части мегаполиса. Кроме этого, муниципальный бюджет получает дополнительный источник доходов.
К сожалению, проблема решается в интересах не жителей всего города, а лишь их небольшой части.
Только
за деньги
В Лондоне платная зона, в которую вошли улицы исторического центра города, включает несколько районов: Сити, Вест-Энд, Вестминстер и Сохо. Если машина въехала, выехала или двигалась по будням с 7.00 до 18.30 внутри зоны, ее владелец должен до 22.00 оплатить ежедневный сбор, составляющий 8 фунтов стерлингов (примерно 15,7 доллара). Автобусы, микроавтобусы с лицензиями, мотоциклы, такси, велосипеды, машины аварийных служб и автомобили, работающие на альтернативных видах топлива, освобождены от платы. Жители зоны платят 10 процентов от тарифа.
Передвижения в платной зоне контролируют 230 видеокамер: 180 стационарных на въездах и выездах, остальные установлены на крышах спецмашин, расставленных внутри «платного кольца».
Система контроля обошлась бюджету города в 400 миллионов долларов. В 2003 году, когда ее вводили, многие утверждали, что ощутимых улучшений для движения в центре города не будет. Но, по официальным отчетам транспортного ведомства Лондона, сейчас количество машин в центре уменьшилось на 10-15 процентов, при этом нагрузка на метро и наземный общественный транспорт существенно не увеличилась.
Сутки ездишь,
сутки стоишь
Систему, согласно которой машины, чьи номера заканчиваются четным числом, могут ездить по четным числам месяца и наоборот, запустили 25 лет назад в Афинах. Правило действует только в рабочие дни.
Эксперты утверждают, что система не избавила город от пробок. Справедливости ради отметим: на то были объективные причины. Проблема в том, что эти проекты не были полностью завершены: власти сэкономили на общегородских системах дистанционного контроля.
Запретом власти добились скорее обратного эффекта: жители, чтобы ездить на машине каждый день, стали приобретать вторую и третью машины - чаще всего старые легковушки. Чистота воздуха и состояние памятников истории, разрушающихся от смога, ради которых, собственно, и вводили запрет, от этого только страдают. Не помогли похожие ограничения и бразильскому Сан-Паулу. Там действует еще более экзотический запрет. По понедельникам в часы пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 20.00) на улицы запрещено выезжать машинам с номерами, заканчивающимися на 1 и 2, по вторникам - на 3 и 4 и т.д. Однако полиция не в состоянии контролировать это ограничение.
Ищем попутчика
Борьба с пустыми пассажирскими креслами - затея изначально американская. Как правило, поощряется на платных участках дороги. Например, в США водителя машины, в салоне которого есть хотя бы один пассажир, в некоторых городах освобождают от платы за проезд по городскому мосту. С формулировкой: «За помощь в решении транспортной проблемы города».
В той же Америке и некоторых странах Европы на многих хайвэях созданы полосы, на которые разрешено выезжать только машинам, в которых едет более одного человека.
Но эффект этого метода обеспечен только в том случае, если в качестве пассажиров поедут не горожане, ранее пользовавшиеся общественным транспортом, а автовладельцы. Кроме того, специальные полосы выделяют на многополосных шоссе: от четырех-пяти и выше. А их сначала еще надо построить.
В далеком Сингапуре
И наконец самый радикальный, но весьма проблематичный для внедрения метод придумали в Сингапуре. Государство, во-первых, ограничивает число продаваемых в стране машин, а во-вторых, взвинчивает цены на них до заоблачных высот.
Чтобы купить в Сингапуре машину, необходимо сначала на специальном аукционе приобрести квоту на использование транспортного средства в течение 10 лет. Кроме квот есть еще ввозная пошлина для автомобилей. Она составляет 41 процент от стоимости. Но и это еще цветочки. Самое страшное - сбор за первую постановку на учет автомобиля - неважно, нового или подержанного. Он составляет 140 процентов от рыночной стоимости машины. Плюс прогрессивная шкала дорожных налогов. Короче, чтобы купить себе первую машину, нужно заплатить более 100.000 долларов.
Надо думать, что прочие ограничения для сингапурского водителя уже не так страшны. На острове действует электронная система оплаты проезда по некоторым скоростным дорогам во время пиковых нагрузок утром и вечером. Над въездами на эти участки стоят арки с сенсорами. Каждый автомобиль обязан иметь устройство под специальную смарт-карту, на которую водитель заранее кладет деньги. При проезде под аркой с карты автоматически списывается стоимость пользования дорогой (0,3-1,3 доллара). Если машина проскочила под аркой, не оплатив дорожный сбор (недостаточно денег на смарт-карте), ее задний номер фотографируется и отправляется в вычислительный центр. Там его распознает компьютерная программа, и нарушителю отправляется требование об оплате плюс штраф - 6,5 доллара. Если оплаты не последовало в течение 28 дней, штраф увеличивается до 46 долларов. Во столько же, кстати, обойдется въезд на платную дорогу машины, не оборудованной считывающим устройством.
Все дороги находятся под постоянным видеонаблюдением - отслеживается транспортный поток с выдачей информации о количестве автомобилей, их типах и скорости. Детекторы транспорта стоят на каждых 500 метрах, видеокамеры - на каждом километре трасс. Кроме того, оборудован видеокамерами и каждый светофор, и городские автобусы. В сборе информации помогают такси, оснащенные транспондерами - приборами, позволяющими отслеживать положение машины и скорость ее передвижения. Вся эта информация стекается в единый центр управления дорожным движением.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.