Михаил Кобринский: гордимся своими выпускникамиБелорусский спорт за сравнительно небольшой период времени завоевал заслуженное уважение на международной арене. Наше государство с населением менее десяти миллионов человек входит в двадцатку ведущих спортивных держав мира. Чтобы достичь такого результата, потребовались усилия спортсменов, тренеров, представителей спортивной науки, а также работников самых разных областей. Немалый вклад в подготовку будущих чемпионов, а также специалистов, на плечи которых ляжет нелегкая задача воспитания неравнодушных к своему здоровью людей, вносит Белорусский государственный университет физической культуры. О планах, перспективах, олимпийском образовании и не только об этом мы беседуем с профессором, ректором вуза, вице-президентом НОК Республики Беларусь Михаилом КОБРИНСКИМ. — Совсем недавно университет отметил знаковое событие — 70-летие со дня образования. С какими результатами вы подошли к этой дате? — Деятельность университета за 70 лет позволяет говорить о высоком потенциале нашего учебного заведения. Юбилей — это рубеж той огромной многогранной работы по подготовке квалифицированных специалистов. Это подведение итогов достижений научно-педагогической, спортивной деятельности вуза, демонстрация творческого потенциала профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов. Двадцать пять тысяч человек насчитывает сегодня армия тех, кто окончил ведущий физкультурный вуз страны. Уникальность нашего университета в том, что он всегда собирал под свои знамена людей увлеченных, ищущих, неординарных, стремящихся сделать родную страну узнаваемой на спортивной карте мира, превратить ее в государство здоровых и гармонично развитых людей. Олимпийские чемпионы, заслуженные тренеры, ученые, педагоги, управленцы передают свой опыт нынешнему поколению студентов. При поддержке государства, Министерства спорта и туризма, Национального олимпийского комитета дружный и работоспособный коллектив вуза стремится эффективно использовать лучшие отечественные достижения в сочетании с тенденциями мирового высшего образования для развития современного облика университета. С особой гордостью отмечу, что БГУФК стал стартовой площадкой для 39 чемпионов и 52 призеров Олимпийских игр. Сегодня в вузе обучается 406 спортсменов, входящих в состав национальных сборных Беларуси. Студентами нашего университета завоеваны 24 лицензии на Олимпийские игры в Пекине. Уверен, что на летней Олимпиаде они продемонстрируют высокий уровень — будут отстаивать честь страны и университета. Кстати, первой из белорусских олимпийцев, завоевавшей право выступать на Олимпийских играх в Пекине, стала Виктория Чайка — член национальной сборной по стрельбе, наша выпускница 2007 года. — Какие новшества ждут ведущий спортивный вуз страны в 2008 году? — Как и в большинстве высших учебных заведений Беларуси, подготовка специалистов отныне будет вестись не пять, а четыре года. Сейчас в университете идет разработка образовательных стандартов и типовых учебных планов в рамках перехода на двухступенчатую систему образования. Инновацией является работа по созданию университетского комплекса, стратегическая цель которого заключается в повышении эффективности и качества образовательного процесса, использовании интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований в области физической культуры, спорта и туризма. Кроме того, в текущем году мы получили лицензию на создание туристического центра. Имеющуюся базу на Браславских озерах будем активно использовать для подготовки наших студентов, а также для организации там водных и пеших походов для всех желающих. Уже в первой декаде апреля трудовой десант из студентов и преподавателей университета отправится в лагерь на субботник, в ходе которого будут проведены ремонт спортивных площадок, уборка территории, посадка фруктовых деревьев и кустарников. — В последние годы университет преображается, вводятся в строй новые объекты, реконструируются уже имеющиеся. Этот процесс будет продолжаться? — Без ложной скромности отмечу, что сегодня практически любой вуз нашего профиля может многому у нас поучиться. Это касается и материально-технической базы, и содержания обучения. Если раньше на территории университета функционировал только один спортивный зал, кафедры были разбросаны по всему городу, что создавало неудобства для студентов и преподавателей, то сейчас практически все занятия можно проводить на месте. В прошлом году завершили четвертый пусковой комплекс — ввели в строй еще один спортивно-игровой зал. В этом году продолжаем работу по проектированию и строительству легкоатлетического манежа и плавательного бассейна, а также готовим проектно-сметную документацию для замены покрытия футбольного поля и беговых дорожек. Следует отметить, что руководство Министерства спорта и туризма уделяет большое внимание развитию БГУФК. Вуз курирует лично глава ведомства (в свое время выпускник нашего университета), который заинтересован в том, чтобы из стен его альма-матер выходили высококвалифицированные специалисты. — Михаил Ефимович, из вышесказанного можно сделать вывод, что для вашего университета Минспорта и НОК делают немало. А что вы думаете по поводу прозвучавших в прессе обвинений в их адрес? — В спортивной отрасли самоотверженно работают сотни, если не тысячи высококлассных специалистов. Это и рядовые учителя физической культуры, и тренеры, и известные всему миру спортсмены... Многие из них стали гордостью нации. И сегодня мне обидно, что они оказались разделенными на два лагеря. Я считаю, что в преддверии Олимпиады необходимы сплочение и мобилизация всех имеющихся ресурсов для успешного выступления наших спортсменов на главных Играх четырехлетия. — Вернемся к проблемам вашего университета. Довольны ли вы уровнем подготовки абитуриентов? — Скажу честно, по ряду специальностей качество знаний абитуриентов оставляет желать лучшего. Стараемся изменить такое положение дел: создан факультет довузовской подготовки, к занятиям на котором приобщаем как можно больше потенциальных студентов. Абитуриенты проходят централизованное тестирование по русскому либо белорусскому языкам и биологии, на месте же сдают экзамен по общефизической или специальной подготовке. И если по спецподготовке вопросов меньше, то результаты тестирования, к сожалению, часто не самые впечатляющие. — Не считаете ли вы, что совмещение учебы и активных занятий спортом в принципе нежелательно? Может, правильнее было бы сначала завершить карьеру, а потом учиться? — Во многих странах мира существует система, при которой действующие спортсмены берут академический отпуск, а после завершения карьеры продолжают обучение. Сегодня мы думаем, как совершенствовать подготовку таких студентов. Стараемся помочь ребятам и девчонкам, входящим в национальные сборные, переводим их на индивидуальные планы, проводим дополнительные занятия. Конечно, многое зависит от самого студента. Есть те, кто возит с собой на сборы и турниры учебники, в любую свободную минуту занимается, а потом на «отлично» сдает экзамены и зачеты. Имеются и противоположные примеры. Наша задача — подготовить хорошего специалиста, который мог бы на практике применить полученные знания. — Было время, когда выпускники вузов, в том числе и вашего, после окончания обучения ни одного дня не работали по специальности. Насколько актуальна эта проблема сейчас? — Ее уже практически не существует. Есть четкая система распределения, гарантирующая выпускникам бюджетной формы обучения первое рабочее место не менее чем на два года. При этом минчане практически на сто процентов получают возможность остаться в родном городе. А все иногородние студенты, как правило, доезжают до места распределения. — Михаил Ефимович, вы не только ректор университета, но и вице-президент Национального олимпийского комитета. Расскажите, как развивается система олимпийского образования в стране? — По моему мнению, успех современного олимпийского движения не только в возрождении и создании грандиозного праздника — Олимпийских игр, но и в развитии особого мировоззрения, которое формирует образ мысли, жизни, возвышающий личность. В университете студенты воспитываются на идеалах и ценностях олимпизма как идеологии будущего. Суть олимпийского образования — поставить спорт на службу гармоничному развитию человека. В этом направлении уже сделано очень многое. Совместно с Министерством спорта, Министерством образования, Национальным олимпийским комитетом, Белорусской олимпийской академией разработаны и приняты концептуальные подходы по уровням, формам и методам олимпийского образования. С 2006 года ведется работа по внедрению данной системы в детские дошкольные учреждения и школы. С учетом того, что нагрузка на современных школьников и так немалая, решили не вводить еще один учебный предмет, а пошли по иному пути. Начиная с 1 класса, основы олимпийских знаний вводятся в максимальное количество школьных дисциплин. Например, в процессе изучения истории Древней Греции учитель более детально рассказывает о зарождении олимпийского движения. В дошкольном учреждении элементы олимпийского образования переплетаются с игрой и художественной деятельностью. Уверен, что все это в итоге принесет свои плоды. Наталья ЖАВОРОНКОВА |
|