Сетевой маркетинг нового поколения
26.08.2009 10:33
—
| 21.by
Источник материала: 21.by Некоторые заметки и размышления, вынесенные из посещения офиса и первой части бизнес-семинара одной минской компании, проводящей массовый набор сотрудников для занятия сетевым маркетингом. Началась история с объявления на job-сайте в интернете. Минскому представительству коммерческой компании требуется руководитель в сфере бизнес-управления и организации персонала. Требования: 27-38 лет, желательно опыт в предпринимательской деятельности. Личное собеседование. Запись по тел. [...]. Адрес офиса [...]. Позвонил, вежливая девушка записала на собеседование. На следующий день подъехал в офис. Им оказалась переоборудованная часть старого двухэтажного дома с отдельным входом, со скромной обстановкой и невзрачным интерьером. Каждые 5 минут в офис входили новые кандидаты, в основном молодые девушки; дело поставлено на поток, подумал я. Скоро меня проводили в кабинет. В разных углах небольшой комнаты одновременно проводилось три собеседования. Девушка-интервьюер, совсем молоденькая, по-взрослому представилась Анной Павловной и сразу пояснила, что отбор кандидатов происходит в 4 этапа. (Между прочим, рядом с ней сидела и оценивающе глядела на меня вторая девушка.) Первое ознакомительное собеседование, заполнение анкеты, беседа с руководителем, затем три дня семинара, наконец, финальное собеседование с окончательное решение о трудоустройстве. Я согласно кивнул головой. На заполнение анкеты отводилось 3 минуты! Всего чуть более двух десятков вопросов, в основном по работе, предпочтениям, ценностям и т. д. Анкету забрали и унесли к "руководителю". Вероятно, тот заинтересовался. В скромном кабинете меня ожидал суровый мужчина средних лет с тяжелым перстнем на правой руке. (У меня за спиной, на диванчике, расположилась безмолвная наблюдательница — "ассистент", решил я.) Беседа была короткой. Главный вопрос: "Почему вы решили получить у нас работу?", был несложен. [...] В приемной секретарь выписала "Приглашение" на (бесплатный) семинар — маленький, сложенный вдвое зеленый листочек. "Вас пригласил": от руки — "руководитель" 1. 1 Подобная анонимность — отсутствие названия компании и имен должностных лиц на документе, пусть даже это пригласительный билет на посещение бизнес-семинара, — смущает. В холодный, дождливый осенний вечер я приехал в офис компании на бизнес-семинар. В течение трех дней, с 5 до 9 часов, предстояло превратиться в ученика. Знакомая комната, где состоялось первое собеседование, планшет на стене, расставленные в два ряда по четыре человека мягкие офисные стулья, молодежь, представительный вид. Ни одного ранее виденного лица. Я пришел за 10 минут до начала и едва ли не последний. Все молчали и даже не шевелились. Волнуются? Дверь отворилась и в комнату вошла женщина лет 26-28 — наш лектор, Наталья В. — высокая, живая, располагающая к себе — классический тип бизнес-тренеров. Неожиданно для меня все поднялись с мест (студенческая привычка -). Слушатели должны были вести конспект занятий и участвовать в семинаре. Лектор быстренько представила корпорацию Т. и перечислила основные виды деятельности — внушительный список направлений, от торговли до туризма и образования. Больший интерес вызвали требования, предъявляемые к сотрудникам: 1. легкообучаемость 2. порядочность (лектор обращалась к аудитории за помощью в расшифровке этих определений, в данном случае сама уточнила: исполнение договорных обязательств) 3. коммуникабельность 4. пунктуальность ("Двое приглашенных на сегодняшний семинар опоздали более чем на две минуты, я их отчислила", — недурный наглядный урок для наших студентов -) 5. амбиции (собственные) Открытые вакансии: 1. менеджер-консультант 2. менеджер по персоналу (на вопрос, кто претендует на эту должность, половина подняла руки) 3. помощник руководителя коммерческой группы 4. руководитель коммерческой группы После этого лектор взяла со столика пачку брошюр, показала их нам и продиктовала выходные данные 5 деловых изданий с характерными наименованиями: "7 стратегий для достижения...", "Витамины для ума", " Думай и богатей" и т. д. 2 (В конце занятия мы получили "домашнее задание" найти и прочитать эти книги, а я, как самый "взрослый", лишь две из них -). 2 Такого рода популярные брошюры скорее призваны распалить воображение, нежели научить думать. К тому же они написаны иностранными авторами на основании опыта отличных от нас, славян, народов. Впрочем, в качестве иллюстрированного пособия для начинающих бизнесменов сгодятся. Одним из самых важных пунктов анкеты, судя по акценту на него интервьюера, был вопрос о размере заработной платы, дающей жизненный комфорт. "Что вы написали в п. 22.?" — спросила лектор, вероятно, намереваясь выяснить амбиции присутствующих. Кто-то назвал цифру в 500$, кто-то в 2000$. Ничуть не смутившись, без всякой насмешки, лектор взяла фломастер и начертила на доске схему: Цель —> Действие —> Результат где цель и результат соответствовали сумме комфортной зарплаты, и подытожила: "Какую цель вы себе поставите, таков и будет результат". Поощряет, подумал я про себя. Следующая схема представляла собой условный макет 33-этажного здания, в основании которого находился подвал. "В этом доме миллиард квартир. Все жители живут на своих этажах соответственно своему статусу. Если бы у вас спросили, какой этаж ваш, что бы вы ответили?" — неплохой тест на самооценку. (Между прочим, выяснилось, что Билл Гейтс забрался на самый верхний этаж -). Отвечали по-разному и невпопад. Лектор усугубляет ситуацию: "Лифта между этажами нет", и затрагивает девичьи чувства слушателей, среди которых, как выяснилось, не было ни одной замужней дамы: "Где живут ваши женихи?". Аудитория заворочалась, завздыхала, посыпались реплики. — Вам нужен этот рост? — повысила голос лектор. — Да! — неуверенно застонала публика. — Надо много работать! Кто бы спорил... Разбирая особенности работы на госпредприятии и в частной компании, лектор немилосердно критиковала и те, и другие. "Госсектор это неактуально!", частный бизнес чреват неприятными сюрпризами 3. 3 Здесь выяснилось, что лишь двое из присутствующих (кроме меня) имели опыт работы. Зеленая молодежь, промелькнуло в голове. (Надо заметить, что Наталья В. родом из Санкт-Петербурга и пребывает в уверенности, что Белоруссия в 90-е годы развивалась подобно России, где, как известно, месяцами не выплачивали зарплату на заводах, строили финансовые пирамиды, стреляли бизнесменов и т. д. Печально, но наша гостья воспроизводила новейшие мифы о беспределе российского бизнеса самым милым и бодрым тоном. За 5000$ можно убрать конкурента, — это была шутка, оговорка или сознательная страшилка?..) В завершении первого часа занятий лектор обозначила, почему всем нам стоит работать в компании X. 4 4 Название не раскрываю, чтобы не рекламировать лишний раз. Что предлагает корпорация Х.: • знания о том, как зарабатывать деньги • бизнес-планы • деньги • финансовая независимость • карьера • признание: возможность стать звездой (перечислила три фамилии — "это наши звезды") • международный бизнес "Все вместе — это свобода". Наступил перерыв. Я было собрался выйти из душного помещения на улицу, подышать свежим воздухом, однако в комнату буквально ворвался мой "руководитель", назвал мою фамилию и стал "пытать". Коронная фраза: "Исходя из полученной информации представляет для вас интерес дальнейшее обучение?". Отвечать было нечего. Мой опекун перехватывал меня и во втором перерыве, а по окончании занятий пригласил в свой кабинет. Его волновало, приду ли я на второй день, стоит ли нам (им) тратить на меня время. Покручивая в руках мой пригласительный билет, он испытывающе буравил меня прямым, немигающим взглядом. "Приду я или нет, вы все равно ничего не потеряете". — парировал я. Второй час. Разбирается начало самостоятельного жизненного пути современного молодого человека. В 17 лет он становится выпускником средней школы, в 22 — вуза. Согласно данным лектора, 70% наших студентов обучается на платной основе, средняя стоимость обучения — 1000$ в год 5. 5 "Как много студентов обучается на платной основе в государственных вузах? — Сегодня — около 50% от всех учащихся. ... — Как определяется цена за образование в государственных и негосударственных вузах? — В среднем обучение как в государственных, так и в негосударственных вузах стоит порядка $600-700 в год. Вузы часто идут студентам на уступки, принимают плату за один семестр, а иногда и помесячно. В БГУ делают скидки для отличников". Источник: "Белорусская газета", 2003-06-03. Более свежей информации у меня нет. Таким образом, диплом о высшем образовании обойдется платникам в 5000$. Стоимость жизни. Проживание отдельно от родителей — 400$/мес., с родителями — 200$. Итого, молодой человек, поступивший на платное отделение, за пять лет обучения может потратить от 17 до 29 тысяч $ США! По мнению выступающей, 98% нашей учащейся молодежи оказывается на положении иждивенцев. На этой грустной ноте началось непосредственное знакомство с сущностью предлагаемой работы. 4 вида сетевого бизнеса 1. Direct-продажи (прямые продажи). Пример — орифлейм, косметика по каталогам. 2 схемы: вариант 1) дистрибуция — распространитель; вариант 2) оптовик. "Только 5% людей любят, умеют вести торговлю". Оптовик получает 30%-ную скидку, дистрибьютор 15%-ную. Компания —> Оптовик —> Дистрибьютор —> Потребитель Причина неприязни людей к сетевому бизнесу — необученные, наглые распространители. 2. Франчайзинг, фирма "под ключ" или дочерняя фирма. Примеры: МакДональдс, Coca-Cola. Приобретаешь лицензию компании-бренда и работаешь по ее правилам. К примеру, лицензия ресторанов быстрого питания МакДональдс стоит 1 млн $, кроме того, выплачивается авторское вознаграждение в 5%. Мимоходом заявлено: "В мелком бизнесе разоряется 85% компаний". 3. Дилерство. Пример с шоколадной фабрикой. Продукт —> Склад —> Крупный опт—> Мелкий опт — > Магазин —> Потребитель Любимая поговорка лектора: "Потребитель — самый богатый человек в мире". Поразительный факт: на фабрике остается лишь 20-25% денег! Если верить лектору, доля производителя в стоимости продукта намного меньше доли посредников и торговцев! Интересно, а если бы при фабрике был открыт фирменный магазин, какая там была цена шоколада?.. 4. Многоуровневый маркетинг. "Этот бизнес не требует специальных (академических) знаний, высшего образования, капиталов, здесь ваш успех зависит от успеха партнеров". "Мы открываем представительство в новом городе. Там живут мои знакомые. Они хотят начать дело, но у них нет опыта. Я готова их учить". "Допустим, у вашего партнера возникли проблемы. Вы ему поможете?". Принцип: "Помогая и развивая своих партнеров, мы развиваем себя". "Вы должны быть человеком команды". "Наша схема — пирамида, но не финансовая, а экономическая". При построении финансовой пирамиды отсутствуют товары, производство, технологии, полагается вознаграждение за вновь привлеченных клиентов. Экономическая пирамида — экономическая система — эксклюзивные продукты/услуги, вознаграждение за товарооборот. "Удовлетворенный потребитель рекламирует (наш) товар" За водопадом прекрасных, ободряющих слов последовала наглядная схема, из которой следовало, что нам не придется таскать сумки с образцами продукции, а получать процент за некие действия. И делиться процентом с "партнерами-наставниками". Самые-самые получают 8%, рангом пониже — 4% и т. д. Уточнение: "90% времени тратится на приглашения и обучение новых дистрибьюторов". И, главное, нас ожидает заветный процент "авторского вознаграждения", которое, согласно Женевской конвенции 1936 г., не облагается налогом. Работа в компании X. открывает широкие перспективы. Начинается карьера с позиции дистрибьютора 1-го ранга. За 3-4 года возможно достигнуть планки дистрибьютора 8-го ранга. Потом вы можете стать соакционером или пенсионером с драгоценным титулом. Лектор безмятежным тоном озвучила доходы этой элитной части компании: пенсия "бронзового льва" составляет 3500$ в месяц, а почетного члена корпорации аж 1 млн $ в год! На мой прямой вопрос "руководителю": новички обязательно начинают свою карьеру в компании с первой ступени, я получил положительный ответ. Это работа для молодых людей, неопытных и неискушенных, решил я и вежливо откланялся. Молодежь — движущая сила подобного рода новых бизнесов. Job-сайты пестрят объявлениями с характерными оборотами: легкообучаемость, не торговая сфера деятельности, бесплатное обучение, конкурсный отбор. На улицах и в подземных переходах вас встречают молодые, бодрые люди и вручают листочки с завлекающим названием. «Дополнительный заработок» в свободное от основной работы (учебы) время. Основные требования: — желание зарабатывать — энергичность — честность — обучаемость Предоставляется: бесплатное обучение, поддержка в работе, карьерный рост, прогрессивный доход. прописка значения не имеет без капиталовложений Юлия – тел. [...] Вместо выводов Я так и не понял, в чем заключается предлагаемая работа. Почему люди — деловые люди — согласятся платить мне авторское вознаграждение в размере 8%? И если высшее образование, как вскользь отметила уважаемый лектор, "нерентабельно", зачем платить за него 5000$ и вообще устраиваться на работу, где ВО не требуется? Темна вода... p.s. А молодые люди поразили меня своей робостью. Что им мешает задать нанимателю простые вопросы? tishkoffconsult.comЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Некоторые заметки и размышления, вынесенные из посещения офиса и первой части бизнес-семинара одной минской компании, проводящей массовый набор сотрудников для занятия сетевым маркетингом. Началась история с объявления на job-сайте в интернете. Минскому представительству коммерческой компании требуется руководитель в...
|
|