ЛЬДЫ ТАЮТ, ОТНОШЕНИЯ ХОЛОДЕЮТ
ЛЬДЫ ТАЮТ, ОТНОШЕНИЯ ХОЛОДЕЮТ
Таяние вечных льдов открыло доступ к арктическим недрам, как оказалось, содержащим колоссальные залежи нефти и природного газа. Разумеется, все страны, граничащие с континентом, а это США, Канада, Россия, Дания, Норвегия и Британия, заявили о своих правах на потенциальные богатства. Но определить границы собственности оказалось непросто. В условиях вечной мерзлоты покрытая льдом земля представляла интерес разве что для ученых, которых мало беспокоил вопрос ее принадлежности. В коммерческом мире отношение к земле принципиально иное. Особенно если речь идет о регионе, способном принести его хозяевам многомиллиардные доходы. Ясно, что Арктика является именно таким местом. Между тем на сегодняшний день нет четких правил управления этим стратегически важным регионом, тем более что предполагаемые энергоресурсы находятся глубоко под водой. Уже сейчас споры претендентов в вопросе права пользования арктическими ресурсами настолько жестки, что все больше экспертов и политиков делают тревожные прогнозы. По их мнению, отсутствие законодательной базы и, как следствие, территориальные споры представляют угрозу, которая может, в конечном счете, привести к вооруженному противостоянию с участием не только стран-претендентов на северные территории, но и тех, кто не имеет к ним прямого отношения, однако нуждается в энергоносителях, а значит, может принять сторону того или иного потенциального участника конфликта. Уже только первое погружение российской исследовательской группы в Северный Ледовитый океан и установка на его дне российского флага вызвали панические настроения в стане претендентов. Дания срочно взялась за составление карты ледяных просторов. США организовали экспедицию на полюс. А Канада обнародовала планы создания в Арктике военной базы. На фоне такой смутной перспективы особый интерес вызывает тактика Вашингтона. Ряд аналитиков принялись активно превозносить американское верховенство как гарантию мирного разрешения в споре за арктические ресурсы. Дескать, только политический авторитет США и их материальные возможности способны урегулировать отношения спорщиков. На самом деле Вашингтон как раз меньше других ассоциируется со справедливым распределением ресурсов. Скорее, американское руководство понимает, что выиграть борьбу за Арктику с нынешней Россией в открытом противоборстве фактически невозможно. Москва «в этом вопросе демонстрирует завидное упорство». Отсюда и появился образ находящегося над схваткой «третейского судьи», разбирающего претензии многочисленных «алчных» претендентов на богатства Севера. Так что можно предположить, что за тиражируемой информацией о грядущей войне за арктическую нефть частично стоят сами США. Частично потому, что вооруженное противостояние предрекают самые разные источники. Так, в докладе комиссара ЕС по внешней политике Х.Соланы и еврокомиссара по внешним связям Б.Ферреро-Вальднер говорится, что глобальное потепление, вероятно, приведет к опасному столкновению России с Западом из-за огромных минеральных богатств Арктики. Но главное — пессимистические прогнозы делают фигуры, которые никак нельзя отнести к американским лоббистам. В частности, главком ВМФ России В.Высоцкий сделал прогнозы в том же ключе. Надо заметить, что вооруженные силы государств-претендентов имеют самое прямое отношение к процессу освоения Арктики. Это связано с тем, что вести исследовательские (а в перспективе и производственные) работы в столь сложных климатических условиях без помощи армейской техники невозможно. Разумеется, изначальная причастность к вопросу военных вносит в процесс дополнительное напряжение. Важно отметить, что среди всех претендентов на арктические ресурсы положение России наиболее уязвимо. Ведь остальные претенденты находятся в тесных партнерских отношениях с США, и можно предположить, что в какой-то момент они все же придут к согласию и выработают общую позицию по означенной проблеме. С этого времени давление на Москву станет коллегиальным. Поэтому открытый и предметный диалог в рамках ООН, к которому призывает Кремль, вряд ли получится. Вот на этом этапе и начинается стадия слабой предсказуемости дальнейшего развития событий. Многое будет зависеть от позиции России. В случае уступок с ее стороны проблема разрешится благополучно. Однако если Москва проявит упорство в отстаивании своих прав, нельзя исключать самых разных вариантов, включая наиболее радикальный. Прецедент мирного разрешения проблемы, аналогичной той, что разыгрывается вокруг Арктики, уже создан. Недавно Комиссия ООН по границам континентального шельфа постановила, что Австралия вправе расширить свои пределы за счет подводного континентального шельфа. В итоге страна приросла территорией в 2,5 млн. квадратных километров, что в 20 раз превышает площадь Великобритании. Министр федеральных ресурсов Австралии М.Фергюссон назвал это приобретение «золотым дном». Австралия расположена в стороне от других стран и потому смогла легко доказать свои права. В случае с Арктикой претендентов более чем достаточно. С точки зрения эффективности для большинства кандидатов было бы целесообразно сотрудничать с Россией в решении арктической проблемы. Как уже было сказано, современная Россия обладает не только достаточными финансовыми ресурсами, но и традиционно высокими техническими возможностями. Именно поэтому, как выразился первый вице-премьер С.Иванов, «без участия России Арктику и Антарктику никто в трезвом уме представить не может». Исследования придется проводить на глубине в 4 км. Не случайно за прошлогоднее погружение на дно Северного Ледовитого океана и установку российского триколора подводники получили награды — Герой России. Премьер-министр Канады С.Харпер справедливо заметил, что суверенная целостность в Арктике опирается на принцип «используйте ее либо распрощайтесь с ней». Но если возможности Дании или Норвегии невелики, то в потенциале Соединенных Штатов никто не сомневается. Поэтому главная схватка — впереди. Глеб ВОЛКОВ |
|