Собрание в законе
Собрание в законе
Законопроект-долгожитель — "О Национальном собрании" — после 9 лет подготовки преодолел 28 мая стадию второго чтения. Марина КУЛИКОВА Основополагающий для Национального собрания законопроект по праву можно назвать рекордсменом: ни один документ не дорабатывался в течение почти десятилетия — начиная с 1999 года. Как шутили депутаты Палаты представителей во время рассмотрения проекта закона, он передавался по наследству от одного созыва к другому. При этом следует сразу оговориться, что деятельность Национального собрания, которое все это время работает без отдельного закона, все же не находится вне правового поля. Отдельные моменты регулируются Конституцией, отдельные — законом о статусе депутата и члена Совета республики и часть — регламентами обеих палат. Формально закон о Национальном собрании лишь собирает воедино все эти разрозненные правовые акты, восполняя некоторые пробелы и объясняя неоднозначные трактовки. Возможно, в восполнении пробелов и кроется секрет столь долгой доработки законопроекта ко второму чтению (в первом он был принят еще в 2000 году, рассматривался и во втором — в 2001-м, но был отклонен). Как мимоходом заметил представляющий законопроект председатель Постоянной комиссии ППНС по госстроительству, местному самоуправлению и регламенту Иван Семененя, после того как в 2005 году президент в ежегодном послании упомянул о необходимости расширения контрольных полномочий Национального собрания, работа над законопроектом возобновилась с большим энтузиазмом. Правда, депутаты так увлеклись устранением пробелов, что, видимо, переусердствовали и отвели для себя уж слишком много пространства, — во всяком случае, Администрация президента подготовленный в том же году законопроект вернула с ворохом концептуальных замечаний. Заметим, что полномочия Национального собрания четко прописаны в Основном Законе страны и для их расширения (сужения) требуется изменение Конституции. То есть логично предположить, что в законопроекте о Национальном собрании образца 2005 года никаких глобальных полномочий депутаты себе не приписали. Однако последующие два года ушли на согласования с Администрацией главы государства. За это время у президента было проведено 3 совещания, посвященных проекту закона, а от депутатов поступило более 300 замечаний и предложений (всего за время работы над законопроектом — более 900). Несмотря на такую, казалось бы, кропотливую и слаженную работу во время рассмотрения законопроекта, многие присутствующие в Овальном зале депутаты так и не поняли, зачем этот закон вообще им нужен. "Я не понимаю, почему два созыва депутатов, профессиональные люди, не принимали этот закон, отклоняли. И почему мы должны его принимать?" — недоумевал Олег Сакадынец. "Зачем нам вообще нужен этот закон, если вы сами сказали, что нам и без него работалось неплохо", — вторила ему, обращаясь к докладчику, Ольга Абрамова. И. Семененя бодро и емко отвечал: "Закон нужен, работать без него не совсем правильно. Есть закон — можно его совершенствовать: вносить изменения и дополнения". Потенциальное изменение в будущий закон тут же предложила Мария Худая, неожиданно обнаружившая, что за депутатами в законопроекте не закреплено право контроля за подзаконными актами, которые часто не согласуются с законами. Так что депутатам следующего созыва будет чем заняться. Если говорить о принятом во втором чтении законопроекте о Национальном собрании, то, в сущности, никаких особенных полномочий ни депутатам, ни членам Совета республики не добавилось. Национальное собрание не может быть распущено в течение года со дня первого заседания каждой из палат. Если Палата представителей дважды отклонит кандидатуру премьер-министра, она будет распущена и будут назначены новые выборы. Национальное собрание может делегировать главе государства законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Причем для этого требуется принять отдельный закон о делегировании полномочий. Президент не имеет права издавать декреты, ограничивающие, в частности, конституционные права и свободы граждан. В то же время президент может совершенно свободно и в неограниченном количестве издавать временные декреты (чем он и занимается). Для этого ему не требуется никакого делегирования. Национальное собрание может такой временный декрет либо принять к сведению (так всегда и происходит), либо отменить (необходимо, чтобы за это проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат). Также Национальное собрание может принять решение о досрочном освобождении от должности или смещении с должности президента, о проведении республиканского референдума, о выражении вотума недоверия правительству. Члены обеих палат Национального собрания могут обращаться в Конституционный суд с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов и других правовых актов Конституции. Для того чтобы направить такой запрос в КС, необходимо согласие большинства от полного состава палаты. Кроме того, Национальное собрание согласовывает кандидатуры для назначения на должности послов РБ, принимает участие в подготовке основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год, имеет право на информацию об исполнении законов и о ходе выполнения госбюджета от первых лиц: премьер-министра, генпрокурора, председателя Комитета госконтроля и председателя правления Нацбанка. Раз в год к Национальному собранию, а заодно и к народу, обращается лично президент. Вот и все основные полномочия собрания. Не считая, конечно, основного и само собой разумеющегося: депутаты имеют право не только принимать, но и разрабатывать законы. Хотя, похоже, все идет к тому, что понятие "законотворчество" по отношению к белорусским парламентариям вскоре станет атавизмом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Законопроект-долгожитель — "О Национальном собрании" — после 9 лет подготовки преодолел 28 мая стадию второго чтения.
|
|