Берегите природу...По данным Международного фонда дикой природы (WWF), с 1960-х годов в мире потребление бумаги вообще выросло в 4 раза, а печатной — в 6 раз. Для производства бумажной продукции используется 42% всей заготавливаемой древесины, сообщает WWF. Значительная ее часть добывается путем вырубки старых деревьев и лесов высокой природоохранной ценности. Выбросы парниковых газов, связанные с производством бумаги, втрое больше, чем от всей авиации мира. Интересно, что особенно сильно потребление бумаги выросло в компьютерную эру. Чем объяснить этот феномен? Например, почему Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» обязывает предприятия, ведущие бухучет на компьютере, изготавливать бумажные копии первичных учетных документов и учетных регистров, имеющихся на машинных носителях? За годы, прошедшие с принятия Закона от 10.01.2000 № 357-З «Об электронном документе», можно было сэкономить тонны бумаги. Ведь электронный документ может использоваться во всех сферах деятельности, где применяются программные и технические средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации. С помощью электронных документов могут заключаться договоры, производиться расчеты, осуществляться переписка и передача документов и иной информации. Впрочем, ГОСТ о придании юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме в СССР был утвержден еще в 1987 г. Казалось бы, пора отвыкнуть от бумажных привычек. В том числе — от бланков строгой отчетности, которые с величайшими предосторожностями государство выделяет субъектам хозяйствования. За отдельную плату, разумеется, не считая штрафов за малейшие нарушения в оформлении и использовании. И упрощать этот весьма затратный, трудоемкий, не имеющий мировых аналогов механизм никто не собирается. Потому и стала в нашей стране одной из самых востребованных не предусмотренная квалификационным справочником профессия «специалиста по выписке накладных». Ведь в этом тонком деле любая ошибка чревата штрафом до 10% от итоговой суммы документа. Заметим, что под формулировками широко применяемой ст.23.17 КоАП «нарушение порядка составления (оформления)» первичных документов и «указание недостоверной информации» может скрываться все что угодно. Например, такое общественно опасное деяние, как отсутствие инициалов лица, подписавшего документ, или кавычек в наименовании фирмы. Но поскольку инструкция требует указания реквизитов «в соответствии с учредительными документами», виновные в столь вопиющем упущении должны понести заслуженную кару. Заметим, что налогоплательщик согласно подп.1.4 ст.22 Налогового кодекса обязан представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением. Поскольку список «других» не уточняется, можно запросить все, что угодно: анкету об образовании и стаже бухгалтера, справку о сдаче отчетности другому ведомству (мало ли, что оно само бдительное), платежку на подписку любимого журнала (разумеется, добровольную). Или приказ об учетной политике организации, применяющей «упрощенку». Правда, такие фирмы согласно ст.1 Закона № 3321-XII освобождены от обязанности ведения бухучета, а стало быть, у них учетной политики, т. е. совокупности используемых способов и методов ведения бухучета (от которого они избавлены), по определению быть не может. Но нельзя же позволять бизнесменам расслабляться, а оргтехнике — простаивать. Тем более, что по ст.13.8 КоАП непредставление в установленный срок в инспекцию МНС документов и иных сведений, которые плательщики обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, чревато штрафом в 10 базовых величин. Плюс по одной за каждые 3 дня просрочки представления требуемой информации. Впрочем, общая сумма штрафа не может превышать 30 БВ. Если бы законодатель столь же заботливо ограничил перечень других и иных! А то ведь фантазии контролеров порой не имеют границ. Так, по мнению одного финуправления, чтобы подтвердить производственный характер расходов на услуги мобильной связи, следует прилагать к счетам оператора расшифровки по каждому звонку: кто, куда, зачем звонил. Ежемесячно работники, пользующиеся корпоративными мобильниками, должны составлять отчет о своих разговорах с указанием, в какую организацию звонили, как она с ними связана, дату и время разговора, обсуждаемые вопросы и их связь с производством, характер звонка (входящий или исходящий). Этот отчет, подписанный руководителем, поступает в бухгалтерию. Такие они, «иные» — ведь п.4-2.9 ст.3 Закона «О налогах на доходы и прибыль» не уточняет, чем подтверждается включение в затраты услуг связи. Кстати, не только мобильной. Тем временем более 50 общественных экологических организаций Европы запустили в июне совместный проект против чрезмерного потребления бумаги. Как ее экономить, объясняет сайт http://www.shrinkpaper.org. Здесь можно дать торжественное обещание соблюдать правила экономии бумаги и посчитать, сколько деревьев, воды, энергоносителей и денег поможет сэкономить каждое такое обязательство. Можем и мы сосчитать, чего стоят дебюрократизация, экономия и бережливость. Если их начать воплощать в жизнь Леонид ФРИДКИН Продолжение темы см. «Досье бухгалтера» Информбанка. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
.... от бухгалтерии |
|