В поисках утраченногоРассказывают, когда в начале XX века известный белорусский политический деятель, археолог, историк, этнограф, коллекционер Иван Луцкевич впервые приехал в Могилев и прошелся по улицам, то восхищенно воскликнул: «Это же наша маленькая Прага!» Такое ощущение у гостя города сложилось из–за обилия увиденных храмов. Это сегодня церкви, имеющиеся в городе, можно пересчитать по пальцам одной руки. А еще сто лет назад в городе было 26 православных храмов, 6 католических костелов, одна лютеранская кирха и несколько десятков синагог. Православные церкви в Могилеве строились в своей особой манере, являющейся синтезом традиционного купольного храма и трехнефной базилики. К сожалению, до нашего времени дожили считанные здания, возведенные мастерами могилевской школы зодчества. Причем большинство из них было уничтожено уже после войны... Самым большим в Могилеве был Богоявленский собор, располагавшийся неподалеку от теперешней Советской площади. Он начал строиться в 1633 году. А через три года уже открыл свои врата перед прихожанами. Начало возведения храма относится к тем временам, когда православие было не в почете в Великом княжестве Литовском. И речи о том, чтобы получить у городских властей участок под застройку, даже близко не шло. Но выручил Ян Огинский — один из влиятельнейших магнатов, ярый приверженец православия, отдавший собору принадлежавший ему кусок земли. Храм начал подниматься к небу без полагающегося на то разрешения короля. И лишь когда появились стены, было получено высочайшее позволение. Убранство собора было роскошным — резной иконостас, фрески. На одной из которых, кстати, был запечатлен Ян Огинский, протягивающий Богородице храм. В Богоявленском соборе была большая библиотека, в которой можно было найти книги как православных, так и католических авторов. К сожалению, сегодня в Могилеве уже ничто не напоминает о соборе: он был взорван в середине 50–х годов прошлого столетия. Впрочем, для того чтобы представить себе Богоявленский собор, достаточно посетить Свято–Никольский монастырь. Стоящий на его территории храм является точной копией уничтоженного. Правда, раза в 3 — 4 меньше оригинала. Но все равно впечатляет своим нынешним убранством. Свято–Никольскому храму повезло. Его пощадило не только время, но и люди. Правда, во времена советской власти церковь долгое время простояла без куполов — дожди, мороз и жара разрушили чудеснейшие фрески. А ведь когда–то это был храм, куда со всего Могилева купцы несли деньги: святого Николая, чьим именем названа церковь, могилевские купцы почитали как своего покровителя. Считалось, чем больше получаешь прибыли, тем больше должен отдать приходу. Самые же крупные сделки могилевские «бизнесмены» времен средневековья старались заключить на Николу зимнего или Николу вешнего. Храм не единожды страдал от различных набегов. Так, например, когда во время Северной войны по приказу Петра I жгли Могилев, пожар не обошел и церковь. Но могилевчане, чуть только увидев огонь, бросились спасать иконостас. Без преувеличения его можно назвать произведением искусства. Создавали эту красоту, кстати, те же мастера, которые позже отделывали палаты Московского Кремля. Для того чтобы увидеть иконостас, сегодня достаточно зайти в храм. Правда, это пусть и весьма удачная, но реконструкция. Оригинал же хранится в Национальном художественном музее. В XVIII веке на месте старой Спасской церкви был построен одноименный собор. Архиепископ Георгий Конисский доверил его возведение архитектору из Вильно Яну Кристофу Глаубитцу, строившему костелы, синагоги, православные храмы. Звонница этого собора в народе называлась астрономической. Не случайно. Георгий Конисский — просветитель, церковный деятель — повелел поставить рядом с колоколами первый в Могилеве телескоп и по ночам наблюдал за звездами. Конисский, ныне канонизированный, после смерти был похоронен в Спасском соборе. Его нетленные мощи видел Пушкин, дважды бывавший в Могилеве, к ним прикасался последний русский император Николай II. Но когда собор разрушали, могилу архиепископа уничтожили. И куда выбросили останки, неизвестно до сих пор. В мае 1780 года в Могилеве состоялась встреча Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. В честь этого события оба монарха заложили камень в основание будущей церкви. Говорят, что в тот момент, когда Екатерина и Иосиф склонились над ним, у русской императрицы оборвалось жемчужное ожерелье — жемчужины посыпались на землю. Придворные бросились было их поднимать. Но их остановила повелительным жестом Екатерина II: «Пусть жемчужины остаются в земле, но пусть храм, который вырастет на этом месте, будет таким же прекрасным, каким было ожерелье». Может быть, это реальный факт, может — красивая легенда. Но в любом случае Екатерина лично курировала строительство храма. Многие проекты она отвергла — самодержице они не нравились. Но однажды ей показали проект, созданный тогда еще малоизвестным архитектором Николаем Львовым. От увиденного Екатерина пришла в восторг и повелела Н.Львову выехать в Могилев, «дабы согласить проект с местностью». Специально для собора иконы на медных досках написал Владимир Боровиковский, прославившийся позже как мастер портрета. После революции в Иосифовском соборе размещался музей религии и атеизма — до 1938 года. Когда Могилев собрались сделать столицей БССР, на месте собора решили построить гостиницу для членов правительства. Тогдашний директор музея Мигулин, пытаясь спасти собор, достучался до Калинина. Но к тому времени как от «всероссийского старосты» в Могилев пришло распоряжение не трогать памятник архитектуры, от храма остались лишь руины... Хотя представить, как выглядел Иосифовский собор, можно. Для этого нужно всего ничего: съездить в Вену. Там построен его «близнец», носящий имя святой Екатерины. К сожалению, сегодня большинство существовавших в Могилеве храмов можно увидеть только на старых открытках. Но как знать, быть может, когда–нибудь и начнется восстановление уникальных храмов. Ведь прецедент создан: еще вчера могилевчане лишь вспоминали о Ратуше, бывшей некогда символом города. А сегодня могут воочию любоваться величественным зданием, воссозданным по старым чертежам...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА. Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО Дата публикации: 25.07.2008Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Рассказывают, когда в начале XX века известный белорусский политический деятель, археолог, историк, этнограф, коллекционер Иван Луцкевич впервые приех
|
|