Под Быховом поселились монахини
Дом, где рождается духовность. Так называли Свято-Вознесенский женский монастырь, основанный в XVII веке в "урочище Барокъ под местом Борколабовымъ" поборником православной веры Богданом Стеткевичем. Из этой духовной обители отправляли послушниц по свету, чтобы создавали они новые монастыри. От некогда знаменитого на всю Европу Свято-Вознесенского (здесь, в монастыре, создан известный памятник белорусского и могилевского летописания начала XVII века "Баркулабовская летопись") остались одни руины — он был разрушен в 20-е годы прошлого столетия. Но сегодня на этом месте, километрах в восьми от Быхова, снова живут монахини. Они прибыли по благословению Синода Белорусской православной церкви — возрождать святыню.
В то, что место здесь особенное, чудесное, — верят не только монахини. В день моего приезда в Быхов в местной Свято-Троицкой церкви собрались паломники из разных городов Беларуси, Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и Магадана. Поклониться хранящейся здесь чудотворной Борколабовской иконе Божией Матери, празднование которой отмечается 24 июля — "в день сия икона прибыла в монастырь Борколабовский". Случилось это в 1659 году. По преданию, икону вез с собой в военном обозе князь Пожарский. Когда его отряд проходил мимо монастыря, обоз "стал недвижим" и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Князь понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его здешней игуменье. Говорят, икона была первоначально помещена в центре храма, но в следующую ночь переместилась к стене. — С этой иконой много чудес связано, недаром образ Борколабовской Божией Матери является одним из самых почитаемых в Восточной Беларуси, — говорит схиигуменья Антония, приехавшая в Борколабово из оршанского Свято-Успенского женского монастыря, где она была настоятельницей. — Икона защищает от бед, исцеляет. На моей памяти, а я родом из этих мест (монахини, их всего 8, обосновались в деревне Залохвенье, что по соседству с Борколабово, в отремонтированном домике отца матушки Антонии — в миру Екатерины Моисеевны Полуяновой. — О. К. ), случалось подобное. И в моей жизни был чудесный эпизод. Однажды почувствовала я, что с моим родным братом неладное творится, руки на себя наложить хочет. Связаться с ним я не могла, далеко в то время он был от родной Беларуси. Побежала к иконе молиться. Спустя несколько дней брат приехал, признался, что действительно хотел покончить с собой, да не вышло О чудесах, связанных с Борколабовской иконой Божией Матери, немало легенд могут рассказать и жители окрестных деревень. Уверяют, что она защищает от бед даже вне монастырских стен. — Эта икона все войны пережила, — рассказывает местный краевед 84-летний Виктор Фомич Кулешов. — Говорят, когда один из шведов ее повредить хотел, икона его от себя метра на два отбросила. Правда это или вымысел — не знаю, но то, что она нас в Великую Отечественную хранила — факт. На берегу Днепра жестокие бои шли, партизанское движение в наших краях мощное было. Лютовали фашисты страшно, но ни одну из деревень, что неподалеку от Борколабовского монастыря, не сожгли, никого из мирных жителей не уничтожили. А иконе этой люди молились и день и ночь, я это хорошо помню. В то, что икона хранит от беды, верит и председатель Борколабовского сельсовета Иван Скрипцов, до этого лет 30 проработавший тут председателем колхоза: "А как не верить? Какие бы бури, ураганы по области, району не носились, нас не коснулись ни разу, за столько лет ни один лист шифера ни с чьей крыши не упал! Хотя могла святыня и обидеться на местных жителей, после войны растащивших сохранившиеся при храме деревянные постройки на дрова". После войны в уцелевших монашеских кельях (монастырь закрылся еще в 1920-х, храм большей частью уничтожили немцы) какое-то время размещался дом для детей-сирот. Затем — сельская больница, а после аварии на ЧАЭС — пионерский лагерь. "А вот это — фрагменты стены склепа, — показывает Скрипцов. — Сам когда-то видел неподалеку могильные плиты, помню надпись на одной из них: "Петербургский тайный советник II класса" Вероятно, здесь похоронены и первые игуменьи монастыря. Во всяком случае, "черные копатели" (поговаривали, что тут находили старинные чаши, иконы в дорогих окладах, бесследно исчезла и церковная библиотека — больше сотни старинных рукописных книг) как-то наткнулись на гроб с женскими останками. После этого вход в склеп заровняли бульдозером". Останки этого склепа — пожалуй, все, что осталось от некогда величественного пятикупольного храма. Так что забот у прибывших сюда монахинь много. Для начала нужно обнести территорию храма забором, расчистить площадку — выкорчевать посаженные еще в пору пребывания здесь сирот деревья, открыть счет в пользу строительства монастыря. По словам матушки Антонии, местные жители новость о возрождении святыни восприняли тепло: "Они нас навещают, приносят овощи с грядок, жертвуют деньги на монастырь. А главное: передают старинные вещи, так или иначе связанные с судьбой Свято-Вознесенского монастыря". Одна из жительниц подарила старый подрясник, в котором, по ее словам, еще до войны проводила богослужения бывшая настоятельница. Борколабовский монах — икону Серафима Саровского, некогда находившуюся в этом храме. После того как на берегу Днепра будет возрожден женский монастырь, сюда переедет и главная святыня — Борколабовская икона Божией Матери. Первоисточник: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Дом, где рождается духовность. |
|