РАХМАНИНОВ И ПУСТОТА
Рахманинов и пустота
Безлюдье только на пользу камерной музыке Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20081013.41/360396281 «Концерт камерной музыки», как именовалось в афише филармонии данное мероприятие, с самого начала рисковал остаться проигнорированным широкой публикой. В столице гремел Международный фестиваль Юрия Башмета - с участием самого маэстро, симфонических оркестров, группы «Браво», «Солистов Москвы», армии скоморохов и сопровождающих коллективов народных инструментов. Так и получилось: 8 октября Малый зал филармонии был пуст как никогда. В этой непритязательной камерной пустоте и прошла вся программа вечера. Как ни странно, это нисколько не помешало присутствующим получить удовольствие от музыки Прокофьева, Рахманинова, Шуберта, Гершвина. Первое отделение было отдано одному фортепиано. У лауреата международных конкурсов Алеси Пинчуковой, видимо, столь короткая творческая биография, что не нашлось никакой возможности разместить хоть какие-то сведения о музыканте в программе. Правда, та же участь постигла самих композиторов и их произведения - наверное, как раз в силу их известности («Зачем слова, если на небе звезды?»). Стоит ли программка символических Br700, если она полностью дублирует свободно тиражируемую в Интернете программу концерта, и только? Так, практически в анонимном исполнении, в первом отделении собравшиеся смогли прослушать «Десять пьес из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и «Сонату N2» Сергея Рахманинова. Рыцари из «Ромео и Джульетты» шли в зал все таким же грозным и чуть-чуть сумасшедшим наступлением, как и положено, а рахманиновские ливни и грозы отшумели с завидной убедительностью и интерактивностью. Рыцарям и атмосферным явлениям к пустующим территориям не привыкать. Во втором отделении к фортепиано присоединилась скрипка (Николай Коротин). Поначалу инструменты дуэта не могли найти такого же контакта между собой, какой был у фортепиано и зала в первом отделении. «Фантазия для скрипки и фортепиано» Франца Шуберта более или менее сносно отскрипела свои полчаса, чтобы уступить место объектам более уверенного музицирования. «Пять мелодий для скрипки и фортепиано» Прокофьева вернули было настроение и очарование первого отделения - чтобы вновь растерзать его бравурными фрагментами из оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Конечно, в таком виде камерный концерт в Малом зале филармонии никак не может соревноваться за внимание зрителей с выступлением группы «Браво» или ансамбля скоморохов. Программа концерта снова оказалась результатом вечного компромисса между музыкой серьезной и легкой и вряд ли может служить образцом построения диалога музыканта и публики. Бывает, конечно, что в рамках фестивальных программ зарубежные музыканты привозят к нам в т.ч. и отрывки из «Порги и Бесс», но большинство из них представляют как раз те номера, по которым бы их публика запомнила, а не только поняла бы и побраталась на почве общей любви к узнанным шлягерам. Стоит быть смелее, тем более что белорусская академическая сцена стоит только на самом пороге открытия в себе грандиозной возможности: уступить место молодым музыкантам, не составившим себе имени, но способным достойно представить слушателям музыку сколь угодно сложную и интересную. Проблема доминирования исполнителя над исполняемым материалом стара как мир и рассчитывает сохранить себя постоянным спутником концертных залов и филармоний. Будут ходить на Башмета, а не на Рахманинова; на концерт Государственного академического симфонического оркестра под управлением маэстро Александра Анисимова, а не на Шостаковича, и в этом нет особой беды. Главное, чтобы оставался и жил дальше скромный и никому не нужный в принципе музыкальный институт: концерт камерной музыки. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Концерт камерной музыки», как именовалось в афише филармонии данное мероприятие, с самого начала рисковал остаться проигнорированным широкой публикой
|
|