Об итогах деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва
23 октября 2008 завершает работу девятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва. Главным результатом сессии стало принятие проекта Закона "О республиканском бюджете на 2009 год". Бюджетом предусмотрена государственная поддержка приоритетных отраслей экономики - промышленности, транспорта, сельского хозяйства и агропромышленного сектора в целом. Сохранена социальная направленность использования бюджетных средств. В числе приоритетов - здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, жилищные и коммунальные услуги, социальная политика, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Предусмотрено повышение зарплат, пенсий и пособий. Цель финансовых параметров, заложенных в республиканский бюджет, - повышение качества жизни в нашей стране на основе динамичного экономического роста.
В пакете с бюджетом на 2009 год принят проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения". Одобренные депутатами поправки в действующее налоговое законодательство позволят проводить дальнейшую оптимизацию налоговой системы и снижать налоговую нагрузку.
В числе наиболее значимых документов, принятых на сессии, - проекты законов "Об основах административных процедур", "О кредитных историях", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", "О внесении изменений и дополнений в Закон "О радиационной безопасности населения".
С окончанием девятой сессии завершается четырехлетний срок полномочий Палаты представителей третьего созыва.
За этот период проведено 128 пленарных заседаний. Депутаты рассмотрели более тысячи вопросов, приняли 291 законопроект в первом чтении, 471 - во втором, в том числе 7 проектов кодексов, 168 проектов законов о ратификации международных договоров и соглашений.
Сформированная за четыре года нормативная правовая база является результатом конструктивного взаимодействия Палаты представителей с главой государства А.Г. Лукашенко, Администрацией Президента, Советом Министров и Советом Республики. Ключевое значение в обеспечении плодотворности законотворческого процесса сыграла координирующая роль Президента, его ежегодные послания белорусскому народу и Национальному собранию, определившие стратегию развития белорусского парламентаризма.
Обеспечено сокращение срока рассмотрения в Палате представителей законопроектов. Как правило, они принимаются в течение года с момента их поступления.
Впервые на постсоветском пространстве в нашей стране принят программный Закон "Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь".
Депутаты приняли 38 принципиально новых законов, в том числе 3 кодекса: Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях и Бюджетный кодекс Республики Беларусь.
Блок законов в сфере государственного строительства пополнился обновленными базовыми законами "О Совете Министров Республики Беларусь", "О Национальном собрании Республики Беларусь", "О прокуратуре Республики Беларусь", "Об органах внутренних дел Республики Беларусь", "О международных договорах Республики Беларусь".
Пакетом законов обеспечены конституционные права и свободы граждан в информационной сфере. Существенно скорректирован Закон "О гражданстве Республики Беларусь". Приняты в новой редакции законы о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, а также об общественных объединениях и о политических партиях.
Ряд действующих нормативных правовых актов серьезно переработан в соответствии с требованием главы государства о дебюрократизации работы государственных органов с гражданами на основе принципа "одного окна".
На обеспечение защиты жизненно важных интересов личности и национальной безопасности направлены законодательные меры по усилению борьбы с экстремизмом, террористической деятельностью, организованной преступностью, торговлей людьми, незаконным оборотом наркотиков. Приняты законы о Государственной границе и о гражданской обороне. В законодательстве усилена ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией.
Практически завершено правовое обеспечение военного строительства и реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Депутаты внесли изменения и дополнения в законы об обороне, о статусе военнослужащих, о воинской обязанности и воинской службе. Принят Закон о государственной программе вооружения и государственном оборонном заказе.
Более трети законодательства, сформированного депутатским корпусом третьего созыва, посвящено вопросам экономики и финансовой деятельности.
Большое значение для позитивных экономических преобразований имеют принятые в новой редакции Банковский кодекс, законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве и о хозяйственных обществах, а также законы об ипотеке, о транспортно-экспедиционной деятельности, об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, об электросвязи. Существенно переработаны Кодекс о земле, Таможенный и Воздушный кодексы.
Впервые на уровне закона урегулирован комплекс вопросов, связанных с использованием мелиорированных земель, составляющих треть сельскохозяйственных угодий страны.
Законодательно усовершенствованы механизмы кредитования, страхования, защиты банковских вкладов физических лиц. Обновлено законодательство о туризме, потребительской кооперации.
Упорядочена нормативная правовая база в таких важных областях, как техническое нормирование и стандартизация, обеспечение единства измерений, аудиторская и риелторская деятельность.
Созданию диверсифицированной системы энергетического обеспечения страны, развитию безопасной атомной энергетики будут способствовать законы "Об использовании атомной энергии" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О радиационной безопасности населения".
Расширилась правовая база в области охраны окружающей среды и природопользования. Принят обновленный Кодекс о недрах. Основательно изменены нормы Водного кодекса, приняты законы о животном мире, о защите растений, об обращении с отходами, о гидрометеорологической деятельности.
В центре внимания Палаты представителей третьего созыва постоянно находились вопросы государственной поддержки социально уязвимых категорий граждан.
Много дискуссий в обществе вызвало принятие Закона "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан". Это решение было не простым, но достаточно обоснованным. Его принятию предшествовала большая работа, проведенная депутатами по всестороннему изучению данного вопроса, в том числе опыта других стран. В результате широкого диалога с общественностью парламентарии пришли к солидарному решению о необходимости упорядочения льгот и создания в республике эффективной системы адресной социальной помощи. Право на льготы должны иметь персонально только те граждане, которые действительно в них нуждаются по причине нетрудоспособности или по другим законодательно определенным факторам.
На протяжении всего периода Палата представителей третьего созыва проводила целенаправленную работу по усилению государственной поддержки семьи, материнства и детства. Принят ряд законов, предусматривающих увеличение государственных пособий семьям, имеющим детей.
Выплаты в связи с рождением ребенка выросли с 301 тысячи рублей в 2005 году до 1 123 500 рублей в октябре 2008 года. Расширены гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлены дополнительные меры государственной поддержки детей из неблагополучных семей.
В центре внимания депутатов были и такие важные вопросы, как борьба с социальным сиротством, повышение ответственности родителей за надлежащее воспитание и материальное содержание детей.
Усовершенствовано трудовое законодательство. В Трудовой кодекс внесены комплексные изменения, обеспечивающие гарантии прав трудящихся. Законом "Об охране труда" определены правовые условия создания целостной системы безопасности жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. Приняты законы о занятости населения, о профессиональном пенсионном страховании, о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов.
Обновлена правовая база здравоохранительной тематики. Существенно откорректирован Закон "О здравоохранении", приняты законы о лекарственных средствах, о безопасности генно-инженерной деятельности, новая редакция Закона о трансплантации органов и тканей человека.
Развитию системы образования и сферы культуры будут способствовать законы об общем среднем образовании, о высшем образовании, о Правилах белорусской орфографии и пунктуации, о музеях и Музейном фонде Республики Беларусь, об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь.
Палата представителей третьего созыва провела большую работу по расширению правового поля международного сотрудничества нашего государства, укреплению его позиций в международном сообществе.
Ратифицировано 63 многосторонних договора и 105 двусторонних договоров с 46 странами, а также рядом международных организаций по вопросам сотрудничества в сферах экономики, социальной защиты, охраны окружающей среды, здравоохранения, культуры, борьбы с преступностью.
Принципиальное значение для союзного строительства имеет ратификация пяти соглашений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, определивших гарантии важнейших социальных прав граждан обеих стран и правовую основу собственности Союзного государства.
Одной из конституционных обязанностей Палаты представителей является рассмотрение временных декретов Президента Республики Беларусь. Депутаты Палаты представителей третьего созыва приняли к сведению 75 декретов главы государства, направленных на решение актуальных задач по развитию экономики, внедрению высоких технологий, совершенствованию системы образования, улучшению работы государственных органов с населением, рачительному использованию природных ресурсов и решение других вопросов.
Выстраивая международную и межпарламентскую деятельность в русле многовекторной внешней политики нашего государства, Палата представителей активно содействовала защите и продвижению национальных интересов на международной арене, укреплению взаимодействия с парламентами других государств и международными, в том числе европейскими, парламентскими организациями.
Депутаты приняли участие более чем в 750 встречах и мероприятиях международного характера, в ходе которых использовали возможности парламентской дипломатии в целях создания благоприятных условий для укрепления политических, экономических и культурных связей Беларуси с зарубежными государствами. География контактов охватывает 45 стран мира и 13 межпарламентских организаций.
Важнейшим приоритетом Палаты представителей третьего созыва в развитии взаимовыгодного международного сотрудничества являлось укрепление интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Инициативная позиция белорусских депутатов в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России обеспечивала своевременное формирование и принятие ежегодных бюджетов Союзного государства, успешную реализацию союзных программ.
Депутаты Палаты представителей плодотворно работали в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества, участвовали в создании и практической деятельности Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.
Значительная работа проводилась по укреплению позиций Республики Беларусь в рамках Межпарламентского Союза - старейшей международной парламентской структуры, объединяющей национальные парламенты 154 стран мира. Национальное собрание Республики Беларусь активно участвует в деятельности этой организации, является координатором одной из ее геополитических групп - "Евразии". На 118-й Ассамблее МПС в г. Кейптауне (ЮАР) в апреле 2008 года полномочия Беларуси как координатора были продлены. Это свидетельствует о высокой оценке принципиальной позиции белорусской стороны по многим вопросам, обсуждаемым как в рамках МПС в целом, так и между государствами - участниками группы.
В составе делегаций Национального собрания Республики Беларусь депутаты Палаты представителей развивали диалог с иностранными коллегами в рамках парламентских ассамблей ОБСЕ, Черноморского экономического сотрудничества, Центральноевропейской инициативы, Межпарламентской Ассамблеи православия, а также на сессиях Ассамблеи Западноевропейского Союза - Межпарламентской Ассамблеи по европейской безопасности и обороне.
Национальное собрание Республики Беларусь получило статус наблюдателя в Парламентской Ассамблее Черноморского экономического сотрудничества. По инициативе белорусских парламентариев Парламентская Ассамблея ОБСЕ приняла так называемую чернобыльскую резолюцию, акцентировавшую внимание на вопросах ликвидации последствий техногенной катастрофы на ЧАЭС.
В Республике Беларусь был проведен ряд мероприятий по линии МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, парламентской структуры ЦЕИ, ПА ОБСЕ, в частности, совместный семинар делегации Национального собрания Республики Беларусь в ПА ОБСЕ и Рабочей группы ПА ОБСЕ по Беларуси на тему "Изучение возможностей для Республики Беларусь в рамках Европейской политики соседства".
По приглашению Палаты представителей состоялись визиты в Беларусь руководителей Парламентской Ассамблеи Совета Европы, парламентской структуры ЦЕИ и Северного Совета.
Двусторонние связи и контакты Палаты представителей с парламентами зарубежных стран также отличались интенсивностью и широтой географии. В Палате представителей третьего созыва функционировали 46 рабочих групп Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с парламентами иностранных государств и две межпарламентские комиссии - по сотрудничеству с Национальным Собранием Республики Армения и Верховной Радой Украины.
С официальными и рабочими визитами парламентские делегации Республики Беларусь посетили 22 страны.
В ходе официальных визитов в Республику Беларусь парламентских делегаций Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Литвы, Чехии вырабатывалась общность подходов к выстраиванию взаимных отношений.
На высоком уровне осуществляется взаимодействие с нашими азиатскими партнерами - Китаем, Ираном, Индией и Вьетнамом.
Динамично развивалось парламентское сотрудничество со странами Центральной и Южной Америки. Традиционно дружески строится диалог с кубинскими парламентариями. Создан и успешно реализуется потенциал для развития всестороннего сотрудничества с Венесуэлой. Активно развиваются парламентские связи с Бразилией, другими странами региона.
В третьем созыве белорусские депутаты впервые установили двусторонние рабочие контакты со своими коллегами из Объединенных Арабских Эмиратов, Непала и Республики Корея.
Наряду с законодательной и международной деятельностью депутаты проводили большую работу в избирательных округах. Тесное взаимодействие с органами местной представительной и исполнительной власти позволило народным избранникам внести свой вклад в решение многих проблем социально-экономического развития регионов. Под контролем депутатов постоянно находились вопросы занятости населения и создания новых рабочих мест, своевременного ввода в эксплуатацию строящихся объектов, укрепления материально-технической базы школ, больниц, детских садов и других объектов социально-культурного назначения.
Вся эта деятельность основывалась на непосредственной связи с населением, знании депутатами конкретных проблем и нужд граждан.
С января 2005 года депутаты приняли 110 893 избирателей, провели 15 496 встреч в трудовых коллективах, рассмотрели 109 361 обращение граждан. Парламентарии оказывали содействие в организации оздоровления и лечения школьников, пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
На протяжении четырех лет работая в формате своих конституционных полномочий, Палата представителей третьего созыва достойно выполнила стоявшие перед ней задачи, всемерно содействовала укреплению политической стабильности в нашем государстве и повышению качества жизни граждан. Состоявшиеся 28 сентября 2008 года выборы в Палату представителей четвертого созыва, на которых в первом же туре полностью сформирован новый депутатский состав палаты, стали еще одним свидетельством доверия народа к парламенту как представительному и законодательному органу страны.-0-
|