"Проблема фирменной сети состоит именно в том, что на сегодня она не обеспечена тем ассортиментом, который присутствует в их сферах производства", - заметил заместитель министра торговли Беларуси Вячеслав Драгун на заседании коллегии министерства, на котором рассматривались вопросы работы ведомственной торговли. "Ведомственная торговля должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к остальным предприятиям торговли, там должна быть полная линейка товаров, а не только того предприятия, в ведении которого находится этот магазин", - заметил он.
Как было отмечено в ходе заседания коллегии, анализ работы фирменной сети свидетельствует о том, что в настоящее время производители не заинтересованы открывать фирменные магазины.
"Объясняется это изменением ситуации на потребительском рынке, - констатировали в министерстве. - Покупатель требует в продовольственном магазине присутствия универсального ассортимента товаров, а в непродовольственном - товаров определенного назначения, представленного всеми производителями республики".
В данной ситуации Минторг считает возможным пересмотреть требование о наличии установленного удельного веса товаров учредителя (75% для непродовольственных и 50% для продовольственных), а также других критериев определения статуса "фирменный магазин".
По мнению министерства, "контроль за работой фирменной сети со стороны учредителей находится на недостаточном уровне".
Как отмечают в Минторге, в настоящее время значительное количество фирменных магазинов размещено в небольших помещениях, в них не применяются новые прогрессивные технологии продажи и современное оборудование. Так, самообслуживание применяется только в 7% магазинов Минсельхозпрода (15% торговой площади), в 14% магазинов Минпрома, 11% - Минстройархитектуры.
По оценкам министерства, в фирменных магазинах не изучается должным образом покупательский спрос для подготовки производителями предложений по совершенствованию ассортимента, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров.
"Во многих магазинах отсутствуют бесплатные упаковочные материалы, и покупателям предлагается приобрести их по розничным ценам", - отметили в Минторге.
Как сообщили в министерстве торговли со ссылкой на данные Белстата, вся торговая сеть предприятий министерств и концернов, выпускающих потребительские товары, состоит из 2,232 тыс. ведомственных магазинов (7,5% от общего количества магазинов в республике), в том числе 587 фирменных. В том числе в системе Минсельхозпрода Беларуси функционирует 1,39 тыс. магазинов, Минпрома - 174, Минстройархитектуры - 70. Каждый пятый из магазинов имеет статус "фирменный". Общая торговая площадь ведомственных магазинов составляет 70,4 тыс. кв.м.