Железный кризис: что ждет рынок "железа" в Беларуси?
24 декабря 2008 Беларусь Рынок | Аппаратное обеспечение Спрос на компьютерные «внутренности» и сами вычислительные системы на белорусском рынке пока держится на относительно стабильном уровне. Но о бешеных новогодних оборотах и потребительском буме игроки рынка говорят лишь как о делах давно минувших дней.
На фоне экономического кризиса покупатели не торопятся вкладываться в апгрейд и ведут себя осторожно. Поставщики в свою очередь констатируют снижение спроса и намекают на то, что в ближайшем будущем ассортимент виртуальных и реальных прилавков с компьютерной техникой в Беларуси сильно ухудшится. Держать деньги в чулке или срочно «апгрейдиться»? Каковы перспективы рынка компьютеров и комплектующих в Беларуси? И, конечно, кризис: как повлияет, сколько продлится, насколько серьезным окажется именно для «железной» сферы? Эти вопросы etc/Сеть задала руководству ряда заметных игроков рынка компьютерной техники и на основе ответов постаралась прийти к некому «общему знаменателю». Поставщики Местным дистрибьюторам и «первым поставщикам» осложняет жизнь не только ослабление платежеспособного спроса, но и недавние ограничения на предоплату в валюте, сложности с ее приобретением и другие вопросы административного характера. Хотя наметившийся курс на либерализацию экономики вызывает у отдельных компаний надежду, что часть последствий кризиса нивелируют послабления со стороны государства. «На рынке наблюдается паника. Слишком долго у нас было все хорошо – и вдруг пришел кризис. Потребовались знания и умения, которых не было или которые отмерли за ненадобностью. К примеру, некоторые компании бросились распродавать склады в минус, теряя деньги и не задаваясь вопросом, что будет дальше. Мол, так делают все в мире. Сравнивать условия хозяйствования какого-нибудь всемирного гиганта с условиями в Беларуси и ООО «Пупкин», наверно, обьективно смешно. В условиях схлопывания рынка, я подчеркиваю, не сужения или падения, а именно схлопывания, действия той или иной белорусской ИТ-компании, копирующей действия, к примеру, крупного европейского дистрибьютора или крупного производителя оборудования, обречены на провал. Скорее всего, можно ожидать, что, к примеру, тактика «выжженной» земли в попытке распродать склады и затянуть на себя падающий спрос приведет всего лишь к трате собственного или заемного капитала на дотирование убыточных продаж. Срок жизни такой компании будет обусловлен всего лишь размером капитала. В панике ничего, кроме тикающих процентов по кредиту или угрозы закрытия отгрузок товаров поставщиками, такая компания не видит и не увидит», – считает Дмитрий ЯКИМАХО, директор компании «Компьютеры и Периферия», член Совета директоров Ассоциации компаний ИТ (АКИТ) и председателя комитета по дистрибуции АКИТ. «Кризис почувствовали, конечно же, все участники рынка, но для каждого – свои нюансы. Единственное, что коснулось всех, – это отсутствие платежеспособного спроса. Например, нас не коснулись ограничения с предоплатой в валюте. Мы давно работаем с зарубежными партнерами, имеем отсрочку платежа. Негатив – это отсутствие сезонного спроса и перенос крупных проектов на неопределенный срок. Причем проектов крупных не в плане количества оборудования, а в плане нового оборудования», – отмечает Андрей КОЗАК, замдиректора компании «Белнэтэксперт» (дистрибьютор 3COM, Dell, Cisco Systems, Planet, APC, ZyXEL и др.). «В то время, когда потребительский спрос заметно сокращается, а издержки у ИТ-компаний подросли вместе с процентными ставками и финансовыми рисками, мы продаем технику», – говорит Константин ГОРБАТИКОВ, директор IT-Tai (дистрибьютор Samsung, NEC, Logitech и др.). У более мелких компаний дела идут хуже. «В настоящий момент мы, как и многие компании, ощущаем проблему сбыта. То есть ввезенные для новогоднего сезона товары не реализуются. Аналогично ощущают себя партнеры за рубежом, такая же ситуация наблюдается и в других странах. Естественно, мы вынуждены либо рисковать и оставлять дешевеющую с каждым днем продукцию на витринах магазинов, либо постепенно скидывать цены, лишая себя заработка, чтобы не потерять вложенные в покупку средства. Ассортимент пострадал. Явно наметилась тенденция людей к тотальной экономии. Если раньше мы стремились купить немного (10-15% от общего количества размещаемых заказов) дорогих или эксклюзивных изделий, то теперь стараемся просто минимальными партиями покупать самые ходовые позиции. Какие-либо изменения в ассортименте удастся увидеть не раньше весны, так как январь и февраль – это практически «мертвые» месяцы для размещения заказов», – рассказывает Платон ДЕМИЗЮК, начальник отдела продаж «Даас» (компьютеры и комплектующие). Как видим, напрямую о своих проблемах никто (что неудивительно) не говорит. Зато рассказывают о «рынке», «других ИТ-компаниях» и т.д. Лидеры между тем сохраняют оптимизм: «Для нас кризис – не проблема. Это всего лишь незначительные изменения внешней среды. Стало по-другому. Вот и все. Мы работаем в новых условиях. Видим перспективы, знаем, что будем делать, к чему это приведет. На каждый сценарий развития событий у нас есть план и возможности его реализации», – говорит Дмитрий Якимахо. «Перед нашей компанией стоит задача сохранить стабильные позиции на рынке, а возможно, завоевать и новые сегменты за счет выбывающих, более слабых игроков. Все импортируемые нами линейки продуктов объективно востребованы на ИТ-рынке и/или нашими промышленными предприятиями. Так что спад будет, он уже виден невооруженным взглядом, но при этом и спрос на каком-то уровне сохранится», – считает Андрей Козак. «Хотя у многих ИТ-компаний запас прочности на 3-5 месяцев, оборотные средства в дефиците, а предложение ассортиментных групп товаров начинает сокращаться и продолжается рост цен – мы будем поддерживать стабильную работу нашего дилерского канала. Для нас в складывающейся ситуации открывается больше возможностей», – уверен Константин Горбатиков. Относительно перспектив мнения сильно разнятся. «Все сейчас стремятся минимизировать потери теми или иными способами. И мы стараемся следить за каждой мелочью, анализируем рынок, узнаем заранее потребности клиентов и т.д. В целом, прогноз неутешительный. На сегодняшний день самый прибыльный месяц в году оказывается едва ли не самым разорительным. Соответственно, уверенности в ближайшем и скором исправлении ситуации в лучшую сторону нет», – говорит Платон Демизюк. «В нашей стране уже три рынка комплектующих – белый, серый и черный. На черном цены упадут, но возможен дефицит. Серый серьезно сузится, цены не прогнозируемы, скорее всего, они будут колебаться в зависимости от темпов банкротства дистрибьюторов в других странах, возможного временного дефицита на сером рынке из-за изменения числа игроков, их финансов, их жажды наживы и условий покупки валюты. А на белом рынке как было все спокойно, так и будет – компании будут работать, отгрызать понемногу долю рынка у серых и черных, цены будут соответствовать изменению курса валют. Пока на фоне паники не распродадутся в убыток склады дистрибьюторов в третьих странах – цены на черном рынке будут определяться ими. Также этот товар полезет из всех щелей на полки в белой продаже (т.е. за рубли и с чеком)», – считает Дмитрий Якимахо. Но снижения цен ждать не следует: «Наценка в сером и белом канале будет расти из-за уменьшения объемов продаж. Я думаю, что на черном рынке она будет раза в 2-3 больше (!), а его доля существенно возрастет. Можно порекомендовать покупателям не кидаться на сомнительные предложения, покупать сейчас и у известных фирм, имеющих репутацию, или же в крупных магазинах – за рубли и с чеком. Потом все будет и без дефицита (если особых катаклизмов не случится, конечно же), но очевидно, что комплектующие будут или дороже, или хуже». «Пытаться очертить границы сегмента в условиях столь масштабных и быстрых перемен аналогично гаданию по контурам кофейной гущи, – уверен Константин Горбатиков. – Однако можно попробовать заглянуть за горизонт этого месяца. В краткосрочном периоде (первая половина 2009 года) продолжится тенденция сжатия платежеспособного спроса как населения, так и предприятий, которые будут проявляться реальным снижением доходов и сокращением объемов производства. В то же время обвальный ценовой/потребительский/кредитный шок маловероятен. Спад промышленного производства, перевод предприятий на неполный рабочий график, незавершенные структурные реформы будут значительно влиять на эффективность антикризисных мер, предпринимаемых правительством и Нацбанком. Таким образом, надеяться на нашу местную особенность и на то, что в ИТ-сегменте Беларуси что-то будет иначе, чем в соседних странах, нет причин. Если добавить все известные неизвестные – а также те неизвестные, про которые неизвестно, есть они или нет, – то могу предположить, что в первой половине 2009 года железный ИТ-сегмент сожмется до 40% относительно аналогичного периода 2008 года. А сокращение продаж на весь следующий год относительно текущего достигнет 25%». Средне– и долгосрочные прогнозы опрошенных нами экспертов также не слишком оптимистичны: «Что касается второй половины 2009 года и далее. Хочу обратить внимание вот на что. Основной потребитель наших промышленных товаров – Россия. В свою очередь, Россия является сырьевым ресурсом Европы и Азии, которые значительно зависят от США. Но даже и не это самый важный фактор, который будет определять платежеспособный спрос в РБ через год. Фактически с началом глобального финансового кризиса, трансформировавшегося в экономический, а в некоторых соседних странах – уже и в политический, произошел запуск новой эпохи нестабильности и резких перемен. Когда мы увидим дно глобального кризиса и насколько сожмется отечественная экономика, не знает никто. Пока в Штатах обостряется структурный кризис – несоответствие структуры экономики структуре потребления, – весь мир будет солидарно «отгребать». Даже если предположить, что Запад начнет оживать через 2 года, к этому времени и у Китая проявится новая стратагема своего развития, только затем начнет восстанавливаться темп роста в России. В конце этой «пищевой цепочки» дойдет очередь и до нас», – говорит Константин Горбатиков. Производители Возможно, у производителей и непосредственных разработчиков высокотехнологичных решений дела идут лучше и прогнозы будут более радужными? Некоторые отечественные производители уверены, что кризис еще далеко. «Могу сказать совершенно определенно: кризис если и заглянет к нам, то не ранее второго полугодия 2009 года», – заявляет Людмила ШЛОПАК, директор УП «Интегралтехнис» (производство мониторов, «тонких клиентов» и др.). «В целом положение дел подконтрольно, и кроме наращивания объемов производства нам ничего до конца года не грозит. В 2009 году темпы работы сбавляться не будут. Пришло время пересмотреть ассортимент, увеличить производство и реализацию 24-дюймовых мониторов, ноутбуков, мониторов с сенсорным экраном, «тонких клиентов» и т.д. Позиция, она же стратегия, у предприятия одна – на прилавках магазинов, в кабинетах чиновников, в аудиториях вузов и школ, на рабочих столах в лабораториях должны стоять только ЖК-монитор, компьютер и ноутбук «Интеграл». Поверьте мне, еще пару лет – и будет именно так. И при чем здесь мировой кризис?» Учредитель ОДО «ЭлСиДи сервис» (производитель мобильных телефонов под брендом Veon) Алексей ПЕЧЕНКИН считает кризис хорошим катализатором рыночного спроса: «Мы скорректировали свою стратегию и ждем увеличения поставок более чем в три раза. Наши планы не изменились. Можно сказать, что в определенной степени кризис нам на руку. Мы видим сейчас, что люди постепенно переключаются с более дорогих моделей на более дешевые», – отметил он. Представители глобальных брендов в Беларуси более осторожны в высказываниях и прогнозах, но огромный «запас плавучести» ИТ-гигантов позволяет им сохранять позитивный настрой и в нынешнее неспокойное время: «Работаем без паники. Мы считаем, что в любом случае спрос на нашу продукцию будет, поскольку Беларусь проходит очередной виток трансформации, и без современных коммуникаций его пройти невозможно. Руководство страны задумывается над соответствующими вопросами, мы видим это по прорабатываемым проектам. Потому в будущее смотрим с оптимизмом», – отмечает Павел БУРБА, глава представительства Cisco Systems в Беларуси. «Мы уверены, что в неблагоприятных внешних экономических условиях пострадают в первую очередь компании, занимающие слабые позиции на рынке. Но это не случай НР, и поэтому в сложившихся условиях мы, напротив, активизируем усилия по продвижению нашей продукции. HP воспринимает возникшую в мире экономическую ситуацию как уникальный шанс расширить свою долю рынка. Поэтому можно сказать, что HP стал вести себя на белорусском рынке более агрессивно, всемерно усиливая прессинг на конкурентов», – считает Константин ЛЕОНОВ, руководитель белорусского представительства HP. Какие-то особенные меры компании предпринимать в связи с кризисом не планируют, прогнозируя при этом успешные результаты на ближайшее будущее: «Мы считаем, что у нас достаточно хорошие программы поддержки партнеров, и не видим необходимости в изменениях. Впрочем, наша организация, отвечающая за канал сбыта, внимательно следит за тенденциями на рынке и за работой каждого из партнеров, и в случае необходимости мы всегда можем оперативно отреагировать», – рассказывает Павел Бурба. «Рынок будет развиваться и прирастать примерно на 15-20% в год в ближайшие 2 года. Cisco по-прежнему будет доминировать в сегментах switching, routing, security, коммерческого Wi-Fi. С продвижением вперед процессов либерализации телекоммуникационного рынка мы займем лидирующие позиции в сегменте Unified Com Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
24 декабря 2008 Беларусь Рынок | Аппаратное обеспечение Спрос на компьютерные «внутренности» и сами вычислительные системы на белорусском рынке пока держится на относительно стабильном уровне.
|
|