За кредит — спасибо, а ваши прогнозы оставьте себе?Кредит в почти два с половиной миллиарда долларов от МВФ — это не только возможность закрыть брешь в финансовой системе страны, или, как говорят официальные лица, создать «подушку безопасности», но и своеобразный щит перед собственным народом, прикрывшись которым можно снивелировать негативную реакцию, неизбежную в ходе проведения непопулярных экономических решений. Конечно, для властей ссылка на требования МВФ — не самая лучшая отговорка, но это все же лучше, чем принимать весь удар на себя. Ведь некоторые из согласованных с Международным валютным фондом мер по стабилизации экономического положения, наверняка, будут населением восприняты болезненно. Особенно теми, кто трудится в бюджетной сфере, так как белорусское правительство взяло на себя обязательства строго ограничить рост заработной платы в государственном секторе. «Для меня главное — сохранить производства. Пусть даже мы где-то зарплату чуть недополучим, это же год-полтора. А дальше что? Сохранить производства. И людей на этих производствах. А не эти рубли там, курсы и т.д.», — пояснил Александр Лукашенко 13 января в ходе посещения «Белкоммунмаша». (видео) Нельзя исключать, что в скором времени правительство будет вынуждено пойти и на еще одну непопулярную, но трактуемую МВФ как обязательную меру — повышение тарифов на коммунальные услуги. С нового года эти тарифы, как известно, уже выросли в среднем на 10 долларов, но процент возмещения населением расходов на услуги ЖКХ остался примерно тем же, что и до повышения — в районе 30%, тогда как МВФ постоянно говорит о необходимости стопроцентного возмещения населением расходов на коммуналку. Это позволит снять бремя перекрестного субсидирования с белорусских предприятий, но в обществе, естественно, вызовет неоднозначную реакцию. По словам заместителя директора-распорядителя МВФ Такатоши Като, власти Беларуси «планируют в сотрудничестве со Всемирным банком проанализировать систему социальной защиты, с тем, чтобы наиболее уязвимые группы были защищены от экономического спада и последствий повышения тарифов на коммунальные услуги». Однако можно предположить, что негативные процессы в отечественной экономике затронут не только тех, кто и в лучшие для страны времена жил у черты бедности, но и тех, кого за последние годы приучили думать о себе как о вполне благополучном среднем классе, строившим свою собственную экономическую перспективу с расчетом на кредитные ресурсы. Но сегодня банковская система уже не в состоянии удовлетворять тот уровень спроса на потребительские и жилищные кредиты, который был до кризиса, да и спрос этот существенно упал в виду значительного роста ставок по кредитам. Жить в долг стало слишком дорого. Государство вынуждено было пойти на удорожание кредитных ресурсов ради сохранения привлекательности депозитов для населения, которые сегодня составляют основу ресурсной базы для банков. «Структурная реформа в финансовом секторе является важным приоритетом программы. Власти уже приняли общую гарантию по вкладам, но основу поддержки ликвидности и платежеспособности финансового сектора еще необходимо уточнить. Также крайне важно очистить банковскую систему от целевого кредитования. Это улучшит стимулы для банков и их заемщиков к управлению рисками и укрепит состояние капитала банков», — подчеркнул Такатоши Като. Но в вопросе целевого кредитования намерения белорусских властей и пожелания МВФ пока точек соприкосновения не находят. Правительство уже поставило перед банками задачу профинансировать в 2009 году инвестиционные проекты на общую сумму 9,1 трлн. рублей. Это существенно, в 1,7 раза, больше, чем в прошлом году. Эксперты МВФ также упорно говорят о необходимости либерализации механизмов ценообразования, на этом, кстати, настаивает и отечественное бизнес-сообщество. Но отпускать цены в свободное плавание государство пока не спешит. Неторопливость понятна — такой шаг неизбежно приведет к росту цен и, соответственно, к очередному витку недовольства населения, уже испытавшему на себе посленовогодний ценовой шок в связи с 20-процентной девальвацией рубля. Кстати, МВФ не исключает дополнительной корректировки курса национальной валюты, отмечая, что уже проведенная девальвация лишь уменьшает вероятность новой. Помимо этого, МВФ отмечает, что для поддержания более высоких среднесрочных темпов роста также «необходимы более общие меры» в поддержку развития частного сектора, в том числе сокращение органов госуправления, дерегулирование и приватизация, которые должны осуществляться «максимально быстро, насколько позволяют рыночные условия». Проект указа о введении заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования уже лежит на столе у президента и будет подписан со дня на день. Для частного бизнеса этот документ, конечно, можно назвать прогрессивным, но все же половинчатым, так как бизнес-сообщество предпочло бы перейти на еще более современный механизм сотрудничества с государством — на уведомительный принцип регистрации. Что касается темпов приватизации, то, по словам Александр Лукашенко, эти планы государство корректировать не будет. «В этой ситуации, когда все обваливается, продавать предприятия мы не будем, и в этом нет необходимости. Мы будем продавать предприятия не по новым, обвалившимся ценам, а по старым», — сказал президент. То есть максимально быстро, как рекомендует МВФ, провести процесс разгосударствления не получится, так как по «старым» ценам найти покупателей даже на весьма привлекательные белорусские активы будет крайне непросто. Вместе с тем, государство говорит о намерении «дать больше свободы предприятиям». «Мы должны, если нужно, если предприятие этого хочет, отпустить его в свободное плаванье. Нынешний мировой кризис как раз не должен способствовать «заворачиванию гаек». В этой ситуации, опять же, нельзя увеличивать налоги, потому что предприятиям нужно больше свободных ресурсов для маневра — мы это тоже прекрасно понимаем», — заявил Лукашенко. Но снижать бремя социальной ответственности с предприятий, в том числе частной формы собственности, и тем самым расширить пространство для того самого маневра, государство пока также не собирается. «Да, рыночная экономика и частное производство — хорошо, пока все хорошо. Но когда петух клюнет — частник все бросит и не захочет расходовать миллиарды, которые у него есть. Вот так действуют и за рубежом. Мы идем совершенно другим путем. Мы используем разные варианты: и частника будем поддерживать, и государственный сектор. И напрягать будем частника, спрашивать с него — он должен быть социально ответственным в этот сложный период. Правда, у нас таких ситуаций пока не возникало. Где-то кто-то неполную неделю попытался работать, но мы это четко отслеживаем, и будем разбираться с каждым конкретным предприятием. Будем помогать, но и заставлять работать», — сказал президент. По прогнозу МВФ, в этом году темпы роста белорусского ВВП составят 1-2%, что существенно расходится с планами правительства, считающим, что падение темпов роста отечественной экономики будет значительно меньшим. В целом, как кажется, несмотря на определенные договоренности между официальным Минском и МВФ и намеченную программу экономических шагов, что и стало основанием для выделения стране даже большего, чем запрашивалось стабилизационного кредита, во взглядах на сложившуюся в стране экономическую ситуацию у сторон по-прежнему расхождений больше, чем взаимопонимания. Конечно, слепо следовать рекомендациям МВФ — не самый лучший вариант, но и действовать методом полумер, во что превращается объявленная либерализация экономики, тоже не выход. Судя по всему, президенту и правительству не хватает не только смелости действовать более решительно, но и способностей более четко видеть экономическую перспективу. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кредит в почти два с половиной миллиарда долларов от МВФ — это не только возможность закрыть брешь в финансовой системе страны, или, как говорят официальные лица, создать «подушку безопасности», но и своеобразный щит перед собственным народом, прикрывшись которым можно снивелировать негативную реакцию, неизбежную в ходе...
|
|