В подготовительный класс во второй разГлавным итогом визита делегации ПАСЕ в Минск на минувшей неделе стало обещание представителей этой организации рассмотреть вопрос о возвращении Беларуси статуса специально приглашенного в ассамблее. Однако единственное условие для возобновления этого статуса категорически не устраивает белорусскую сторону. Докладчик по Беларуси Андреа Ригони намерен внести на июньской сессии ассамблеи предложение о восстановлении статуса специально приглашенного для белорусского парламента. Об этом на пресс-конференции по итогам визита 19 февраля сообщил глава Комитета ПАСЕ по политическим вопросам Горан Линдблад. Он заявил, что единственным условием для возобновления статуса является включение в делегацию Беларуси представителей оппозиции. «Абсолютно необходимо найти возможность, чтобы в делегации были представители оппозиции. Не знаю, как формально это может быть сделано, но оппозиция должна быть в делегации. Мы этого требуем, так как приглашаем мы», — сказал он. Об этом же Линдблад говорил на встречах со спикерами обеих палат Национального собрания Борисом Батурой и Владимиром Андрейченко, министром иностранных дел Сергеем Мартыновым, первым заместителем главы Администрации президента Натальей Петкевич. Однако официальные представители Беларуси пока твердо стоят на своем: сейчас в нашем парламенте оппозиции нет. «Парламентская делегация Беларуси в ПАСЕ должна формироваться только из белорусских парламентариев», — заявил Сергей Мартынов. Напомним, что парламент Беларуси был лишен статуса специально приглашенного в ПАСЕ после референдума 1996 года, в результате которого фактически произошла конституционная реформа, давшая большие полномочия исполнительной власти и конкретно президенту. Верховный Совет был ликвидирован, а вместо него создан двухпалатный парламент. Евросоюз посчитал референдум не соответствующим демократическим стандартам, отказал в легитимности новообразованному парламенту и фактически прекратил контакты с официальным Минском. Для Беларуси возвращение статуса специально приглашенного будет означать долгожданное признание Палаты представителей легитимной. В Минске уверены, что уже сделали достаточно и для возвращения этого статуса, и для улучшения отношений как с Советом Европы и ПАСЕ, так и с Евросоюзом. Но если чиновники ЕС в последнее время строят отношения с Беларусью весьма прагматично, стараясь не упоминать лишний раз знаменитые 12 условий относительно демократизации, то члены ПАСЕ могут позволить себе быть более принципиальными. «Если Беларусь получит этот статус, то Совет Европы будет решать, сколько представителей оппозиции будет в делегации. Все просто — наше приглашение, нам и решать, кого мы хотим видеть. Этот пункт будет в докладе господина Ригони», — сказал Горан Линдблад в интервью БелаПАН. Он также подчеркнул, что в случае если делегацию будут формировать лишь из представителей Национального собрания, то вопрос о белорусской делегации в ПАСЕ «не пройдет при голосовании». По мнению политолога Юрия Чаусова, технически выполнить условие и включить оппозицию в делегацию не сложно. «Но тогда возникнет вопрос, кого эта часть делегации будет представлять, — сказал эксперт в интервью БелаПАН. — Ранее такое двойное представительство было связано с непризнанием Палаты представителей и с участием в делегации представителей еще Верховного совета». В то же время с правовой точки зрения, признает политолог, позиция белорусских властей «более обоснованна»: в стране есть избранный парламент, члены которого и должны войти в состав делегации. «И хотя в процессе политических переговоров какие-то уступки возможны, но я думаю, что в данном случае власти будут твердо стоять на своей позиции», — подчеркнул Юрий Чаусов. В то же время он подчеркивает, что пока идут переговоры лишь о возвращении статуса специально приглашенного. О вступлении Беларуси в Совет Европы речи нет. По крайней мере, о вступлении туда в ближайшем будущем. Чаусов напомнил, что статус специально приглашенного был учрежден в 90-е годы прошлого века для тех стран, которые двигались в Европу и включались в европейские процессы, в качестве некой промежуточной остановки. Для получения этого статуса не требовалось подписывать Европейскую конвенцию о правах человека, в полной мере подчиняться стандартам СЕ. «Это своего рода подготовительный класс, — отмечает Чаусов. — Но этот подготовительный класс для наших властей интересен, потому что дает возможность направить делегацию в ПАСЕ и представить это как крупный прорыв белорусской внешней политики: теперь, мол, страна окончательно в Европе, все вопросы сняты». Однако, подчеркивает политолог, получить статус специально приглашенного в ПАСЕ и стать полноценным членом Совета Европы — это разные вещи. «Вступление в СЕ требует более значительных шагов, в первую очередь внутри самой страны. Например, непонятно, каким образом Беларусь может соответствовать стандартам СЕ при наличии смертной казни, — сказал Юрий Чаусов. — Трудно представить, что белорусская сторона захочет подчиняться решениям Европейского суда по правам человека, потому маловероятно подписание Европейской конвенции о правах человека». Юрий Чаусов обратил внимание на то, что и Совет Европы и Евросоюз ныне стремятся «сохранить и развивать диалог и не выдвигать слишком жестких требований». «Европа имеет сейчас возможность действительно оторвать Беларусь от России через этот игровой диалог, где ставкой является геополитическая ориентация нашей страны, — сказал Чаусов. — Это геополитика, которая прикрывается вопросами демократии внутри Беларуси, чтобы слишком уж явно не выглядело, что Европа примиряется с диктаторским режимом. А реальным предметом торга является не либерализация, а геополитическая ориентация страны». В то же время политолог Кирилл Коктыш, доцент Московского государственного института международных отношений МИД России, полагает, что активизация диалога Беларуси с Европой может улучшить и белорусско-российские отношения. В интервью БелаПАН он напомнил, что Москва «никогда не была в восторге» от напряженных отношений Беларуси с Европой. «Если мы вспомним, то российская дипломатия всегда последовательно защищала Беларусь перед Европой в тех случаях, которые на дипломатическом языке называли «неправомерным давлением» на белорусского партнера. Никаких сложностей со стороны России из-за того, что Беларусь налаживает свои отношения с Европой, быть, конечно, не может», — считает политолог. При этом Кирилл Коктыш сомневается, что «Беларусь может уйти на Запад». «Если говорить про структурную зависимость, структурную взаимосвязанность Беларуси и России, то тут цена вопроса в докризисных ценах — порядка пяти миллиардов долларов в год, — отметил он. — Россия, кроме прочего, является главным рынком для белорусской промышленной продукции. Белорусский промышленный экспорт в основном реализуется именно в России, а не в каких-то других местах, и политические резоны — не последнее, что обеспечивает ее конкурентоспособность. Сегодня экономическая компонента отношений с Россией — это около половины бюджета Беларуси». По словам политолога, можно было бы говорить о возможности «увода» Евросоюзом Беларуси из зоны влияния России, «если бы он был готов платить за это порядка тех же пяти миллиардов долларов в год, но он платить не будет». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Главным итогом визита делегации ПАСЕ в Минск на минувшей неделе стало обещание представителей этой организации рассмотреть вопрос о возвращении Беларуси статуса специально приглашенного в ассамблее.
|
|