Ростовщики из Кремля зарабатывают политический капитал на кризисеРоссия готова подставить плечо Беларуси в трудный момент, заявил 20 марта министр финансов России Алексей Кудрин на заседании совместной коллегии в Минске, имея в виду дальнейшее кредитование белорусской экономики. За последние полтора года Минск получил от Москвы порядка 3 млрд. долларов на, как отметил Кудрин, «самых льготных условиях». Сколько еще Россия сможет ссудить Беларуси, пока неизвестно. Зато известно, сколько бы хотела Беларусь получить — 100 млрд. российских рублей. Эта тема, вероятно, обсуждалась 19 марта на встрече Лукашенко и Медведева в Завидово. И, если верить источнику «Коммерсанта», закончилась для белорусской стороны полным поражением. «Деньги, которые они от нас ждут, должны пойти на выплаты пенсий, пособий, короче, на исполнение соцобязательств. Но нас совсем не радует, что белорусские власти занимались популизмом за наш счет. Думаю, никаких денег мы им не дадим», — заявил изданию неназванный высокопоставленный сотрудник Администрации президента России. По данным газеты, в ходе переговоров российская сторона убедила Лукашенко в том, что решение о выделении кредита «надо принимать с учетом ситуации в мире». «Необходимо, чтобы белорусы предоставили нам обоснование для получения этих денег и убедили нас в том, что смогут расплатиться, если мы их им дадим. Это важно», — приводит «Коммерсант» слова неназванного участника переговоров. Подобная рачительность России, ранее ей в отношении кредитования Беларуси несвойственная, наталкивает на мысль, что Москва сегодня пересматривает свою стратегию использования тугого кошелька, как инструмента влияния. Проявленная в последнее время Россией на постсоветском пространстве кредитная активность — деньги получили Беларусь, Киргизия, Армения, обратилась за кредитом Украина — носит явно политический характер. Кремль менял нефтедоллары на геополитическую лояльность и покупал выгодные для себя решения, вроде подписания договора о единой системе ПВО с Беларусью или вывода американской базы из Киргизии. При этом, как отмечали аналитики, большинство таких сделок оформлялось кулуарно, то есть Россия не требовала, так сказать, письменных гарантий, а рассчитывала лишь на собственный авторитет и добрую волю кредитополучателя. Пока такая тактика приносит России результаты, но в Кремле, очевидно, понимают, что кулуарные договоренности — это лишь слова, от которых можно в любой момент взять, да отказаться. Или, по крайней мере, тянуть с выполнением взятых на себя обязательств до бесконечности, что, в частности, свойственно отношениям России с Беларусью. За последние годы официальный Минск в этом плане приобрел огромный опыт. К тому же, щедро раздаваемые сегодня Россией кредиты смело можно называть безвозмездной помощью. Несмотря на оговоренные сроки возврата средств и процент за их использование, чаще всего подобные кредиты надолго повисают в государственном долге, время от времени подвергаясь реструктуризации. Кредитование с такими обстоятельствами напоминает рулетку, проигрыш в которой — удовольствие сомнительное. Кстати, западные кредиторы в такие игры давно не играют. Это хорошо видно на примере Международного валютного фонда, который, прежде чем выделить Беларуси кредит, основательно потрудился в Минске и настолько подробно оговорил условия, не стесняясь настаивать на их безусловном исполнении, что у белорусских властей просто не осталось никаких возможностей оттягивать договоренности. «Займы реально привязывают одну страну к другой только в том случае если они даны на предварительных условиях, и при помощи них между государством-заимодавцем и государством-должником формируются общие экономические проекты, навредить которым резкими действиями должнику будет болезненно», — отметил в интервью РИА «Новости» российский экономист Юрий Солозобов. Сходную точку зрения высказал и президент российского Института национальной стратегии Михаил Ремизов: «Государственный кредит — это очень тонкий инструмент геополитики, заимодавец получает реальную политическую отдачу только в том случае, если дает кредит на заранее определенных жестких политических условиях, как это обычно делают на Западе». В общем, кредитование — достаточно эффективный геополитический инструмент, тем более в кризисный период, но используемый Россией механизм имеет определенные ограничения по уровню влияния в отношениях между кредитором и кредитополучателем. История с торпедированием белорусского стомиллиардного запроса, очевидно, может свидетельствовать о смене официальной Москвой кредитной тактики. При обсуждении очередного запроса о финансовой помощи Россия теперь, вероятно, будет более конкретно формулировать свои условия. Впрочем, Алексей Кудрин на коллегии министерств финансов России и Беларуси в Минске отметил, что Россия, как раз таки, не выставляет таких жестких условий, которые предъявляют международные организации, имея в виду налоговую, финансовую и зарплатную политику. Еще одним инструментом кредитного влияния России на постсоветском пространстве может стать антикризисный фонд ЕврАзЭС, решение о создании которого было принято на саммите этой организации в начале февраля. Размер фонда ориентировочно составит 10 млрд. долларов. Этими средствами смогут воспользоваться входящие в ЕврАзЭС страны — получать суверенные займы, стабилизационные кредиты, кредитовать внешнеторговые операции во взаимной торговле, финансировать межгосударственные инвестиционные проекты. При этом решающую роль в распределении финансовых потоков будет играть Москва, так как именно Россия вносит в антикризисный фонд наибольший взнос — 7,5 млрд. долларов — и, соответственно, имеет больше голосов. Еще 1 млрд. предоставит Казахстан. Размеры взносов остальных стран пока не определены. «Наши возможности, наши ресурсы позволяют выйти из кризиса, набрать силы, мощь и уже после того с новой экономикой и новыми возможностями возвращать кредиты», — сказал Алексей Кудрин в Минске. В общем, Россия подает себя не как банального ростовщика, трясущегося над каждой копейкой и выбивающего долги, а как доброго соседа и друга, готового подождать, пока более слабый в экономическом плане партнер встанет на ноги. Впрочем, учитывая, что российская экономика сама сегодня переживает не лучшие времена, трясущий тугой мошной Кремль вызывает двойственные ощущение. Помощь братскому народу и союзнику — это, конечно, правильно и хорошо. Но смутные сомнения остаются. Кризис — весьма выгодное время для покупки ликвидных товаров по дешевке, чтобы его упускать. В Беларуси же товаров, на которые российский капитал давно положил глаз, немало. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Россия готова подставить плечо Беларуси в трудный момент, заявил 20 марта министр финансов России Алексей Кудрин на заседании совместной коллегии в Минске, имея в виду дальнейшее кредитование белорусской экономики.
|
|