21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

БЕЛОРУССКАЯ КАРТА В ГАЗОВОМ ПАСЬЯНСЕ ЕС

26.08.2009 12:09 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Отношения в треугольнике Евросоюз — Россия — Украина, уже было стабилизировавшиеся после январского газового спора, резко ухудшились из-за подписания в Брюсселе 23 марта декларации о модернизации украинской газотранспортной системы.
Документ, скрепленный подписями двух искушенных в политике дам — украинского премьера Юлии Тимошенко и еврокомиссара Бениты Ферреро-Вальднер, изрядно разгневал обоих Медведевых (президента России и руководителя «Газпромэкспорта») и премьера РФ Владимира Путина. В частности, предусматривается ремонт украинских экспортных труб с увеличением их пропускной способности с 140 млрд. до 200 млрд.куб.м в год за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка. При этом газотранспортная система останется собственностью украинского государства. Взамен Киев обязался отделить компанию — транзитного оператора от прочего нефтегазового хозяйства и обеспечить равный доступ к трубе и подземным газохранилищам для всех заинтересованных коммерческих структур.
Для ЕС такое решение вопроса уменьшает транзитные риски: в этом случае возможные споры о цене российского газа для украинских потребителей не будут иметь никакого отношения к деятельности компании — транзитного оператора, а следовательно, не скажутся на поставках в Европу. Прямой доступ европейских энергогигантов к транзитной трубе и газохранилищам позволит им свободно распоряжаться закупленным газом с момента пересечения восточной границы Украины.
Для Украины соглашение с ЕС означает, прежде всего, вливание нескольких миллиардов евро в ослабленную кризисом экономику. И это будут дружно поддерживать и политические, и деловые элиты. Заявления из Партии регионов, что решать такой вопрос в обход России неправильно, — не более чем жест, подчеркивающий имидж оппозиционной и дружественной РФ политической силы. Для модернизации ГТС понадобятся в первую очередь трубы, основными производителями которых являются финансово-промышленные группы, стоящие за Партией регионов. Возрастет внутренний спрос на металл, уголь, продукцию нефтехимии — то, на чем, собственно, и держится украинская экономика. Выделение же транзитного оператора из национального газового хозяйства снижает привлекательность последнего для экспансии «Газпрома», поскольку он уже не сможет взять под контроль всю цепочку — от добычи газа до его продажи конечному потребителю.
Для России украинско-европейский комплот стал неприятным сюрпризом не только по этой причине. До сих пор все успехи «Газпрома» на европейском направлении достигались по принципу «разделяй и властвуй»: предлагая выгодные условия конкретным странам ЕС, российский монополист предотвращал угрозу создания единого фронта европейских потребителей и их давления на поставщика. Теперь «Газпром» может столкнуться с тем, что поставку энергоносителей своим европейским клиентам он вынужден будет осуществлять по правилам, продиктованным Еврокомиссией с учетом интересов не только Германии или Италии, но и восточных членов ЕС, у которых всегда есть повод спутать карты российским газовикам. В этом и заключается принципиальная разница между международным газовым консорциумом по модернизации украинской ГТС, предложенным Россией и Германией в 2002 году, и соглашением, достигнутым в Брюсселе. У России в этой ситуации ограничены возможности маневра: без постройки «Северного потока», наглухо заблокированной странами Балтийского моря, она сегодня не имеет полноценной альтернативы украинским транзитным маршрутам. Этим и объясняется острая реакция российской стороны на брюссельские договоренности: ее делегация демонстративно покинула международную конференцию в момент подписания документа, с резким заявлением выступил премьер Путин, а президент Медведев предложил отложить ранее намеченную встречу глав правительств России и Украины.
Большую свободу маневра можно было бы получить за счет прокладки второй ветки газопровода «Ямал-Европа», что неоднократно предлагала своему союзнику Беларусь. Однако российская сторона пока, к сожалению, не уделяет этому проекту должного внимания. Российская позиция объясняется особенностью мировоззрения национальной элиты: она склонна переоценивать влияние отдельных крупных держав на политику ЕС и, напротив, недооценивать силу коллективного действия малых и средних государств в союзе с брюссельской бюрократией. Поэтому россияне все еще надеются на реализацию «Северного потока», невзирая на непреодолимые политические и трудно преодолимые финансовые барьеры.
Пока что вместо подвижек с «Северным потоком» возникла угроза реализации потока «Южного». С уходом Ференца Дюрчаня с поста венгерского премьера россияне потеряли одного из главных лоббистов этого проекта. Сейчас Брюссель и Киев пытаются поставить крест на перспективах российского контроля над украинской ГТС. В этих обстоятельствах наиболее разумным и наименее конфликтным решением для российской стороны могло стать возвращение к проекту «Ямал—Европа-2». Реализовав его в течение полутора-двух лет, Москва существенно укрепила бы свои позиции в газовом диалоге с Брюсселем и Киевом.
Алексей МАЦЕВИЛО, БЕЛТА
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отношения в треугольнике Евросоюз — Россия — Украина, уже было стабилизировавшиеся после январского газового спора, резко ухудшились из-за подписания
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика