БЕЛОРУССКАЯ КАРТА В ГАЗОВОМ ПАСЬЯНСЕ ЕСОтношения в треугольнике Евросоюз — Россия — Украина, уже было стабилизировавшиеся после январского газового спора, резко ухудшились из-за подписания в Брюсселе 23 марта декларации о модернизации украинской газотранспортной системы. Документ, скрепленный подписями двух искушенных в политике дам — украинского премьера Юлии Тимошенко и еврокомиссара Бениты Ферреро-Вальднер, изрядно разгневал обоих Медведевых (президента России и руководителя «Газпромэкспорта») и премьера РФ Владимира Путина. В частности, предусматривается ремонт украинских экспортных труб с увеличением их пропускной способности с 140 млрд. до 200 млрд.куб.м в год за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Всемирного банка. При этом газотранспортная система останется собственностью украинского государства. Взамен Киев обязался отделить компанию — транзитного оператора от прочего нефтегазового хозяйства и обеспечить равный доступ к трубе и подземным газохранилищам для всех заинтересованных коммерческих структур. Для ЕС такое решение вопроса уменьшает транзитные риски: в этом случае возможные споры о цене российского газа для украинских потребителей не будут иметь никакого отношения к деятельности компании — транзитного оператора, а следовательно, не скажутся на поставках в Европу. Прямой доступ европейских энергогигантов к транзитной трубе и газохранилищам позволит им свободно распоряжаться закупленным газом с момента пересечения восточной границы Украины. Для Украины соглашение с ЕС означает, прежде всего, вливание нескольких миллиардов евро в ослабленную кризисом экономику. И это будут дружно поддерживать и политические, и деловые элиты. Заявления из Партии регионов, что решать такой вопрос в обход России неправильно, — не более чем жест, подчеркивающий имидж оппозиционной и дружественной РФ политической силы. Для модернизации ГТС понадобятся в первую очередь трубы, основными производителями которых являются финансово-промышленные группы, стоящие за Партией регионов. Возрастет внутренний спрос на металл, уголь, продукцию нефтехимии — то, на чем, собственно, и держится украинская экономика. Выделение же транзитного оператора из национального газового хозяйства снижает привлекательность последнего для экспансии «Газпрома», поскольку он уже не сможет взять под контроль всю цепочку — от добычи газа до его продажи конечному потребителю. Для России украинско-европейский комплот стал неприятным сюрпризом не только по этой причине. До сих пор все успехи «Газпрома» на европейском направлении достигались по принципу «разделяй и властвуй»: предлагая выгодные условия конкретным странам ЕС, российский монополист предотвращал угрозу создания единого фронта европейских потребителей и их давления на поставщика. Теперь «Газпром» может столкнуться с тем, что поставку энергоносителей своим европейским клиентам он вынужден будет осуществлять по правилам, продиктованным Еврокомиссией с учетом интересов не только Германии или Италии, но и восточных членов ЕС, у которых всегда есть повод спутать карты российским газовикам. В этом и заключается принципиальная разница между международным газовым консорциумом по модернизации украинской ГТС, предложенным Россией и Германией в 2002 году, и соглашением, достигнутым в Брюсселе. У России в этой ситуации ограничены возможности маневра: без постройки «Северного потока», наглухо заблокированной странами Балтийского моря, она сегодня не имеет полноценной альтернативы украинским транзитным маршрутам. Этим и объясняется острая реакция российской стороны на брюссельские договоренности: ее делегация демонстративно покинула международную конференцию в момент подписания документа, с резким заявлением выступил премьер Путин, а президент Медведев предложил отложить ранее намеченную встречу глав правительств России и Украины. Большую свободу маневра можно было бы получить за счет прокладки второй ветки газопровода «Ямал-Европа», что неоднократно предлагала своему союзнику Беларусь. Однако российская сторона пока, к сожалению, не уделяет этому проекту должного внимания. Российская позиция объясняется особенностью мировоззрения национальной элиты: она склонна переоценивать влияние отдельных крупных держав на политику ЕС и, напротив, недооценивать силу коллективного действия малых и средних государств в союзе с брюссельской бюрократией. Поэтому россияне все еще надеются на реализацию «Северного потока», невзирая на непреодолимые политические и трудно преодолимые финансовые барьеры. Пока что вместо подвижек с «Северным потоком» возникла угроза реализации потока «Южного». С уходом Ференца Дюрчаня с поста венгерского премьера россияне потеряли одного из главных лоббистов этого проекта. Сейчас Брюссель и Киев пытаются поставить крест на перспективах российского контроля над украинской ГТС. В этих обстоятельствах наиболее разумным и наименее конфликтным решением для российской стороны могло стать возвращение к проекту «Ямал—Европа-2». Реализовав его в течение полутора-двух лет, Москва существенно укрепила бы свои позиции в газовом диалоге с Брюсселем и Киевом. Алексей МАЦЕВИЛО, БЕЛТА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отношения в треугольнике Евросоюз — Россия — Украина, уже было стабилизировавшиеся после январского газового спора, резко ухудшились из-за подписания
|
|