Белорусская опера вернулась в Несвиж- Вот это декорации! - не могли скрыть
изумления молодые солисты белорусской оперы, которые
первый раз оказались в Несвиже. Но поскольку над оперой
они работают не первый месяц, а действие ее происходит
как раз в этом городе, то в замке певцы чувствуют себя
вполне уверенно. - Как будто мы дома… А заслуженный артист Беларуси
Александр Кеда даже наметил места для поиска
радзивилловского клада. Ведь его герой мещанин Чужепанак
одержим подобными поисками. Но перед началом «раскопок»
спел прямо в замке парочку арий своего персонажа. Вообще, опера, премьера которой
назначена на начало июля, имеет удивительную историю. В
середине восемнадцатого столетия в Несвиже, да и не
только в этом белорусском городе, существовал театр.
Создал его знаменитый князь Радзивилл пане Коханку.
Причем о таком театре мог бы мечтать любой современный
европейский город - два хореографических училища, три
оркестра, три сцены, за представлением на одной из них
могли наблюдать тысяча зрителей, оперы, которые были
специально написаны для него. В 1782 году в Несвиж
приезжает немецкий композитор, копельмейстер Ян Давид
Голанд. Здесь он написал две оперы, балет… А потом был
надолго забыть. Во всяком случае, в Беларуси его музыка
действительно не звучала две сотни лет. Первой белорусским зрителям несколько
лет назад вернули его оперу «Агатка», которую Голанд
написал к приезду в Несвиж короля Речи Посполитой
Станислава Августа Понятовского. А вот «Чужое багацце..»
почти не сохранилось. - Около десяти лет назад рукопись
оперы нашла в краковских архивах музыковед Ольга
Дадиомова, - рассказывает руководитель «Беларускай
капэлы» Виктор Скоробогатов. - Но там были только
вокальные партии, партии скрипки и контрабаса. Не было и
либретто, только тексты арий. То есть, каков сюжет оперы,
нам до сих пор неизвестно. В итоге, для того, чтобы опера была
поставлена сегодня на сцене белорусского театра оперы и
балета, понадобилось пять лет работы. Главное было -
реконструировать саму оперу из тех фрагментов, которые
сохранились. - Владимир Байдов (руководитель
ансамбля «Классик-авангард» - авт.) прежде чем приступить
к этой работе, изучил всего Моцарта, Сальери, раннего
Россини, Гайдна… - Виктор Скоробогатов может готовить о
возрождении белорусской музыки часами. - Нужно было не
только понять, но и почувствовать, как звучала музыка два
столетия назад. Ведь даже не все инструменты, которые
сейчас должны быть в оркестре, тогда использовали. К
примеру, тогда не звучал тромбон, значит, нам нужно было
обойтись без него… В итоге только пьесу драматург Сергей
Ковалев переписывал пять раз. Пока не сложилась история
любви Каси и артиста радзивилловского театра Янака, ее
отца Чужепанка, одержимого идеей найти княжеский клад и
выдать дочь замуж за князя. Опера «Чужое багацце нiкому не
служыць» - первая оперная премьера на сцене театра после
его открытия после реконструкции. И то, что ставится
национальная опера - неплохой знак. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
- Вот это декорации! - не могли скрыть изумления молодые солисты белорусской оперы, которые первый раз оказались в Несвиже.
|
|