У ПАСЕ гораздо больше требований к властям Беларуси, чем сообщаетсяНапомним, что резолюция была одобрена
депутатами ПАСЕ 23 июня. Итогом заседания стало принятие
решения о том, что Беларуси могут вернуть статус
специально приглашенного в организации только после
отмены смертной казни. Приводим полный текст резолюции
ПАСЕ. 1. Парламентская Ассамблея пристально
следила за ситуацией в Беларуси, начиная с 1992 года,
когда белорусскому парламенту был предоставлен статус
специально приглашенного в ПАСЕ. Однако отсутствие
прогресса со стороны Беларуси в области демократии, прав
человека и верховенства закона стало причиной
приостановления этого статуса в 1997 году, а также
заморозки рассмотрения заявки Беларуси на вступление в
Совет Европы годом позже. Ассамблея по-прежнему надеется,
что Беларусь когда-нибудь выполнит требования по
вступлению в Совет Европы, а ее власти возьмут на себя
жесткие обязательства по исполнению стандартов
Организации и примут ее ценности. 2. За последние месяцы произошло
несколько очень важных событий: в период между январем и
августом 2008 года были освобождены девять оппозиционных
политиков, которые считались политическими заключенными,
в том числе бывший кандидат в президенты Александр
Козулин. В результате этого, с тех пор в Беларуси не было
международно признанных политических заключенных.
Ассамблея приветствует эти существенные шаги и призывает
белорусские власти не отменять свои решения. 3. Ассамблея также приветствует
решение о регистрации оппозиционного движения "За
свободу!", а также решение, которое позволило трем
независимым изданиям - "Народнай волі", "Нашай Ніве" и
"Узгорку" - печататься в Беларуси, а также включение этих
изданий в государственный каталог. Тем не менее, ситуация
со свободой СМИ в Беларуси далека от идеальной, особенно
в отношениях к электронным средствам массовой
информации. 4. Мы также рассматриваем как
положительный шаг создание ряда консультативных советов
под эгидой Администрации Президента и других
государственных органов, которые могут стать форумом для
организации конструктивного диалога между властями и
неправительственными организациями и другими
представителями гражданского общества. Ассамблея
надеется, что итогом дискуссий в рамках консультативных
советов будут законодательные и политические
решения. 5. Что касается исчезновения четырех
оппонентов режима в 1999-2000 годах, Ассамблея с
удовлетворением отмечает, что ни одно из
высокопоставленных государственных лиц, упомянутых в
Резолюции №1371 (2004 год) в связи с подозрением или
непосредственно в исчезновениях, или в их замалчивании,
не занимают ответственные должности. Но мы выражаем
сожаление относительно того, что следствия по этим делам
зашли в тупик, несмотря на информацию, изложенную в
отчете Ассамблеи. 6. Важность этих шагов повышается, в
том числе, и вследствие того, что они полностью
соответствуют требованиям европейских организаций, а
также благодаря тому, что они были сделаны в контексте
восстановления политического диалога с белорусским
руководством. 7. После освобождения всех белорусских
политических заключенных Европейски Союз принял решение о
восстановлении контактов с белорусским руководством на
самом высоком уровне, а также приостановить, хотя бы
частично и временно, визовые санкции в отношении ряда
высокопоставленных белорусских чиновников, в том числе в
отношении Президента Лукашенко. В апреле 2009 года
приостановление было продлено еще на девять месяцев.
Стремление Евросоюза к нормализации отношений с Беларусью
было высказано во время визита в Минск Верховного
представителя ЕС по общей внешней политике и политике
безопасности Хавьера Солана и его встречи с президентом
Лукашенко 19 февраля 2009 года. 8. Беларусь также является одной из
шести стран, которые примут участие в Восточном
Партнерстве, новом органе, который создан для развития
политического и экономического сотрудничества между
Евросоюзом и его восточными и кавказскими соседями; его
задачей является повышение их стабильности, а также
поддержка демократических и рыночных реформ. По этому
поводу Беларусь была приглашена на Саммит Восточного
партнерства, который прошел 7 мая 2009 в Праге. Евросоюз
также намерен начать с Беларусью диалог по вопросам прав
человека. 9. Совет Европы, со своей стороны,
начал углублять свои контакты с белорусскими властями:
после визита делегации Комитета по политическим вопросам
Ассамблеи в феврале 2009 года Министр Мигель Анхель
Моратинос приехал с официальным визитом в Минск в марте
2009 года в качестве председателя Комитета министров. За
несколько недель до этого белорусские власти наконец дали
согласие на открытие информационного представительства
Совета Европы в Минске, которое было инициировано
Ассамблеей и осуществлено во время словацкого
председательства в Комитете министров. Церемония открытия
информационного центра прошла в июне 2009 года. 10. После этого, в декабре 2008 года,
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы
решил предоставить статус наблюдателя Совету по
взаимодействию органов местного самоуправления при Совете
Республики Национального Собрания Республики
Беларусь. 11. Несмотря на недавние
положительные изменения и восстановление контактов с
европейскими организациями, ситуация в Беларуси
по-прежнему вызывает обеспокоенность. 12. Во-первых, парламентские выборы в
сентябре 2008 года стали потерянной возможностью для
решительных перемен в направлении демократии: они не
соответствовали европейским стандартам свободы и
честности. Как подчеркивал Офис по демократическим
институтам и правам человека ОБСЕ, серьезные недостатки
на всех этапах избирательного процесса, от доступности
информации для избирателей до отсутствия прозрачности
подсчета голосов. Эти недостатки неизбежно ставят под
сомнение представительство действующего белорусского
парламента, в котором не нашлось места ни одному
оппозиционному кандидату. Однако надо признать, что,
следуя окончательным рекомендациям Офиса по
демократическим институтам и правам человека ОБСЕ,
белорусские власти согласились сотрудничать с БДИПЧ по
вопросам реформы белорусского законодательства и
правоприменительной практики, с целью приведения их в
соответствие с обязательствами Беларуси в рамках
ОБСЕ. 13. Что касается уважения к
политическим свободам, преследования и запугивания
оппозиционных кандидатов, в частности молодежи, эти
нарушения продолжают происходить в разнообразных формах,
таких как незаконные обыски частных домов, незаконная
конфискация имущества, жестокость милиционеров во время
массовых акций, а также насильственный призыв в армию,
несмотря на предварительные заявления о негодности к
службе. Кроме этого, ряд политических активистов
находятся под домашним арестом, а прежние приговоры
политическим активистам, которые были все таки
освобождены, не были полностью аннулированы - в
результате они сталкиваются с ограничениями некоторых
прав, в том числе права участвовать в выборах в качестве
кандидатов. 14. Ассамблея также отмечает тот
факт, что, на данный момент, три предпринимателя, которые
сейчас находятся в тюрьме, как и другие лица,
ограниченные в свободе, рассматриваются белорусской
оппозицией в качестве политических заключенных, или, по
крайней мере, как жертвы нарушения системы уголовного
правосудия по политическим мотивам. Ассамблея призывает
провести независимое расследование этих дел для
выяснения, действительно ли они являются политическими
заключенными и, если да, способствования их
освобождению. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Напомним, что резолюция была одобрена депутатами ПАСЕ 23 июня.
|
|